Тем, кто не следил за ноябрьским форумом, сообщаю, что тема сегодняшнего занятия обязана инициативе двух участниц студии, которая меня так порадовала, что я не мог и подумать отказаться. Это было как бы приглашение на белый танец. Ваша инициатива дорогого стоит. Проявляйте её почаще!
Впрочем, это обращение уже к тем, кто собирается участвовать в Изюминке-2015.
Очень хотелось бы получить и от тех, кто собирается заниматься в грядущем году, и от тех, у кого это не получится, хотя бы несколько строк о том, как прошла для вас лично Изюминка-2014.
Пусть те, кто продолжит участие, пришлют или обновлённую визитку, или подтверждение прежней. Хорошо, если будут пожелания к программе занятий.
Тот, кто впервые хочет стать участником студии, присылают письмо об этом на krotovv@gmail.com с краткой информацией о себе и текст-визитку для самопредставления другим участникам студии в произвольной форме.
Завершающие суммы плюсиков этого года. Напомню, что большая сумма плюсиков условно показывает активность участника, но только в том случае, если плюсики, корыстно вычтенные мною за редактирование, вернуть обратно в эту сумму и добавить ещё несколько премиальных плюсиков за отвагу в использовании этой возможности, то есть за готовность подвергнуть свой текст болезненной процедуре редактирования.
Итак, плюсики:
aderkachev = 99, veretennikovy = 136, lanemru = 129, mashkin_84 = 83, perrou = 135, sapiv = 70, shum_kaa = 97, snow07 = 24, soroka_nata = 84, tania_al = 157.
Поздравляю тех, кто дошёл до последнего занятия студии этого года (тех, кто представлен в этом списке). Судя по тому, что вас чуть больше трети общего состава студии, это было не так уж просто. В этом году некоторые занятия были напряжёнными, так что ваша доблесть не подлежит сомнению!
Занятие 11 (74).Зимняя тема
Тем вокруг и внутри каждого человека витает множество. Каждая из них только и дожидается, когда она окажется в луче вашего внимания. Поэтому я чаще в занятиях говорю КАК, а не О ЧЁМ. В заданиях тоже стараюсь сохранить за вами свободу выбора темы. Но пора уже взять какую-то конкретную тему и вглядеться в те возможности, которые она открывает, в её ракурсы и возможности.
В нашем декабрьском занятии это будет зимняя тема.
Особенности зимней темы
Времена года – неиссякаемая группа тем. Времена года наглядны, они всем понятны и каждый имеет с ними дело. Существует даже такой термин «календарная литература». И зима занимает среди них своё особое место – по крайней мере, в наших средних широтах, одаряющих нас зимой снежными и ледяными чудесами.
(Замечу в скобках, что хвалебное слово можно произнести в адрес и весенней, и летней, и осенней темы. У каждой из них есть свои особенности. Но мы сосредоточились на зиме.)
То, что тема является широко распространённой, в чём-то облегчает задачу пишущего человека (наработано много всяких образов и подходов), а в чём-то затрудняет (труднее найти что-то новенькое, оригинальное, своё, избежать соблазна использовать привычные клише). Для зимней темы у нас в распоряжении и новогодние или рождественские мотивы, и Дед Мороз со Снегурочкой, и просто Мороз-воевода, и Санта Клаус, и Снежная Королева, и Белая Колдунья... В то же время не мы их придумали, а когда начинаешь описывать зимние виды, трудно удержаться от того, чтобы снежинки оказались искрящимися, сугробы высокими, иней серебристым, чтобы снег лежал ковром и блестел под солнцем и т.д.
Так что нам стоит подумать о том, какие новые черты характера разглядеть в известных героях. А ещё лучше – рассмотреть не общеупотребительные особенности зимы, а особые особенности. Такие, которые становятся тем самобытнее, чем глубже в них углубляешься.
Рождество и Новый год
Зима – Новосезонье – во многом приковывает внимание новогодним праздником - Новогодием. Но если присмотреться, мы попадём в настоящий детективно-исторический лабиринт.
Узнаем, что когда-то Новогодье на Руси приходилось вовсе не на зиму, а на осень. И лишь по решимости Петра Первого оно переехало в зиму.
Узнаем, что Новогодье, перебравшись в зиму, стало как бы продолжением праздника Рождества, попав на период Святок – между Рождеством и Крещением. Поэтому некоторые атрибуты Рождества распространились и на Новый год. Ёлка, например.
Углубившись ещё немного, узнаем, что ёлочная традиция пришла к нам из Германии, и Екатерина Вторая немало упрочила её.
Вспомним, как после 1917 года сменился календарь, и Новый год оказался уже перед Рождеством, а новогоднее пиршество пришлось теперь на Рождественский пост, как до сих пор и остаётся. Более того, как вы наверняка знаете, Новый год теперь зажат между двумя праздниками Рождества – по западному календарю и по православному.
Вифлеемская звезда, украшавшая вершину рождественской ёлки, была окрашена в красный цвет и стала пятиконечной. Впрочем, это произошло после того, как был снят общий запрет на ёлки...
Новогодний Дед Мороз и рождественский Санта Клаус (или святой Николай) чем-то похожи, но многим и разнятся. Не меньше, а может и больше, чем Рождество и Новый год.
Рождественский рассказ (рождественская история, святочный рассказ) стал особым литературным жанром, имеющим прямое отношение к зимней теме, но выводящим далеко за её пределы. Рождественской истории и новогодней сказке было посвящено занятие 30 - можно посмотреть.
Конец года или жизни?
Принимаясь за зимнюю тему, нужно учесть, что традиционно зима ассоциируется с угасанием, замиранием годового цикла, а нередко и превращается в аллегорию завершения жизненного цикла вообще. Это можно использовать, если у вас есть такое философическое намерение. Но если его нет, стоит позаботиться о том, чтобы таких аллегорических параллелей не возникло.
Есть много подробностей зимней жизни, которые оживляют ею, подчёркивают её полноценный, насыщенный характер, ведущий к преодолению возникающих трудностей и к началу жизненного обновления. Это путешествия, северные навыки выживания (вспомним или почитаем рассказы Джека Лондона про «белое безмолвие»), спорт, детские игры, да и просто красота зимней природы.
Как и в любой теме, перед автором стоит выбор оптимистической или пессимистической окраски своего повествования. В зимней теме этот выбор, может быть, особенно ощутим.
«А нынче... погляди в окно»
Все мы знаем живописное стихотворение Пушкина «Зимнее утро»:
«Мороз и солнце; день чудесный!..»
И все мы, пишущие, пользуемся изображением примет зимы. Пользуемся для того, чтобы вызвать у читателя зрительные переживания, а также для того, чтобы провести нужные нам сравнения, создать метафоры, проясняющие наше отношение к тому или иному явлению.
Здесь возникает одна проблема, которую каждому предстоит решать по-своему. Это баланс между новизной и традицией. Использование традиционных эпитетов, традиционных образов, связанных с зимой, имеет свои достоинства – порождает ассоциации (вот, например, с Пушкиным, с другими классическими авторами, с их произведениями), подчёркивает литературную преемственность и так далее. Но вместе с тем традиционный подход можно назвать словом «клише», то есть это стандартный приём, эффективность которого уже стёрлась от частого употребления.
Что для нас важнее – традиционность или самобытность? Стремимся ли мы делать собственные открытия или нам достаточно держаться в традиционном русле?
Говорю именно о балансе, потому что безоговорочный крен в одну сторону редко приводит к успешному результату. Попытка отказаться от всех традиционных эпитетов и ракурсов восприятия будет выглядеть манерно и вызывающе, за формой померкнет содержание. Попытка целиком остаться в традиционном русле приведёт к потере выразительности и искренности сказанного.
Зима и личная жизнь автора
Но у каждого из нас есть особый склад, где хранятся наши персональные жизненные краски. Это наш собственный опыт, наши личные переживания, наши накопленные за прожитые годы впечатления. «Сколько лет, сколько зим!» - восклицаем мы при встрече. Зимы – как раз относятся к сегодняшней теме. Сколько зим я прожил и сколько зимних впечатлений у меня от них осталось!..
Вот эти краски и могут помогать нам находить правильный баланс между новизной и традицией. Ведь в моих личных воспоминаниях множество замечательных деталей, подробностей, особенностей. Это, с одной стороны, обычная человеческая жизнь с её всегдашней преемственностью. А с другой – это конкретные, персонализированные краски, достаточно лишь вспомнить своё. У меня (у тебя) всегда вспомнятся свои пейзажи и свои снега, свои узоры инея и свои отношения со льдом. Свои замерзания и отогревания, свои зимние радости и проблемы.
Остаётся лишь поделиться своим с персонажами (они ведь тоже – твои), и их зима оживёт, заиграет особыми красками, запахами и ощущениями, взятыми из твоей собственной жизни.
Вопросы для ответов
1. Можешь ли ты сказать, что любишь зиму – или что не любишь? Можешь ли наделить своих персонажей противоположным отношением к ней?
2. Какие авторы или произведения вспоминаются тебе применительно к зимней теме (в прозе или в стихах)?
3. Пробовал ли ты хоть раз написать рождественскую историю или новогоднюю сказку?
4. Как зима, на твой взгляд, может влиять на душевное состояние человека?
5. Можешь ли ты одной фразой описать одно из наиболее ярких своих зимних впечатлений?
ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для слов: НАЖИВА, НАЗИДАНИЕ, НАМЁК.
ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.
ВОЗ-3
Зимняя тема – и больше никаких тематических и жанровых ограничений! Но ограничение на объём – 5.000 знаков.
И – с наступающим Новым годом!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →