Занятия этого года мы начинаем не очень большим и достаточно опытным составом.
Замечу, что состав студии всякий раз много значит для тематики и интенсивности наших занятий. Заметное число молодых и неопытных участников влияет на большую простоту и доступность занятий. Если же чувствуется, что вы готовы выдержать углублённый разговор, то... пеняйте на себя. :)
Напоминаю также, что всегда рад вашим предложениям и пожеланиям по ведению студии, хотя не всегда реагирую на них мгновенно. Но занятия должны быть для вас лишь некоторым дополнительным пунктиром литературного творчества. Чему бы я ни пытался научить вас, научиться может только сам человек.
Итак, приветствую участников Изюминки-2015:
Если кто-то не обнаружил себя в списке, это может случиться по двум причинам. Или по моей рассеянности, или по вашей. Но всё это поправимо, сигнальте!
Сводку ваших визиток я разошлю в ближайшее время. Завтра, надеюсь, появится пост «Форум январской Изюминки-2015» для вольного общения на любые темы, имеющие отношения к студии, не обязательно к текущему занятию. Не забудьте зафрендить в ЖЖ нового участника
Занятие 1 (75).Дружба с письменной речью
Эта тема была частично затронута в занятии 53 (2013 год), можно посмотреть. Но сейчас мне хотелось бы сделать ключевой темой занятия.
Но прежде чем сосредоточиться на ней, напомню пару опорных принципов, полезных в нашей литературной работе:
Принцип ДОМ (что в каждом нашем произведении должны присутствовать Действие, Образ и Мысль) - о нём шла речь в занятиях 5 (2009 год) и 39 (2011 год).
Афоризмы-определения служат постоянной частью наших занятий. Им были посвящены занятия 4 (2009 год), 28 (2010 год) и 28 (2014 год). Можно посмотреть и главку об определениях в НСК, и Википедию, и страничку на моём сайте.
Такие напоминалки я постараюсь делать и дальше. А пока вернёмся к основной теме.
Простейшая основа для дружбы с письменной речью
Дружба с письменной речью – это то, что нужно и профессиональному писателю, и человеку, пишущему не беллетристические тексты, но стремящемуся писать их хорошо, и просто культурному человеку (потому что даже для того, чтобы читать написанное другими, стоит быть в согласии с той речью, которую передают тебе слова).
«Письменная речь» - довольно громоздкое выражение. К тому же нет особого резона исключать речь устную из многих соображений, относящихся к письменной речи. Но всё же это обозначение кажется мне наиболее подходящим.
Если попробовать подобрать три простейших основы для дружбы с письменной речью, они будут выглядеть примерно так:
Внимание к жизни. С этого надо начинать. Если мы не стремимся наблюдать, и примечать, вглядываться и вдумываться, у нас будет просто мало материала ля того, чтобы о чём-то писать так, чтобы это было интересно для других. (Говорю о других, потому что самому наслаждаться тем, что написал, гораздо проще.)
Опора на язык. Под языком здесь стоит иметь в виду не правописание и грамматику, а тот совершенно особый мир, которым является наш родной русский язык. Это не просто инструмент, которым мы пользуемся, это наш главный сотрудник еле письменной речи.
Уважение к смыслу. Это уважение и к тому смыслу, который привносит в нашу письменную речь сам язык, и к тому, что мы сами вкладываем в слова. К тому, ради чего вообще стоит писать.
Насколько просты эти простейшие основы, каждому предстоит выяснять самому в каждой фразе, которая им будет написана.
Практическое взаимодействие с языком
Освоение слов и способов их применения – одно из важнейших дел для того, кто стремится развивать свою письменную речь. Ритмичный пульс внимания к языку необходим, чтобы нормально работала система жизнеснабжения нашей речи. Буквально каждое слово, с которым мы имеем дело, если мы уделим ему толику внимания, готово стать для нас чем-то особым. Синонимы и антонимы слова, его омонимы и омофоны, омографы и паронимы... Перечисляю не для того, чтобы огорошить терминами (которые, впрочем, неплохо знать), а чтобы показать, сколько родственников у каждого слова по разным линиям. Когда мы с ними знакомимся, само слово становится для нас куда более значимым. Удивительно и телосложение слово, то, как видоизменяют его приставки, суффиксы и окончания, род, число и падеж.
Вот, прочёл в интернете, на гендерную тематику:
«Хорошо известно, что: испанец - человек, а испанка - грипп; американец - человек, а американка - бильярд; индеец - человек, а индейка - птица; кореец - человек, а корейка -еда; болгарин - человек, а болгарка - инструмент; финн - человек, а финка - нож; поляк- человек, а полька - танец; турок - человек, а турка - посуда; голландец - человек, а голландка - печка; венгр - человек, а венгерка- слива; чехи и вьетнамцы - люди, а чешки и вьетнамки - обувь; китаец - человек, а китайка - яблоко; молдаванин - человек, а молдаванка - район Одессы. Правда есть исключение: москвичка - человек, а "Москвич" - ржавое ведро с гайками».
Каждая пара слов здесь играет в свою игру, а вместе получается небольшой словесный фестиваль...
Словари и языковедческий ликбез – это целый спектр источников взаимодействия с языком. Не буду перечислять всевозможные словари – толковые и энциклопедические, популярные и научные. Скажу только о «Русском словаре языкового расширения», составленном Солженицыным и об «Обратном словаре русского языка» (первым его составил, кажется, Зализняк). Поинтересуйтесь...
Не забудем про словесные игры – замечательный вид общения, они очень полезны для пишущего человека, потому что возбуждают в мозгу зоны, ответственные за словесное творчество. Да и просто словотворчество, которым каждый неминуемо занимается ещё в детстве, - не позволяйте ему уходить из вашей взрослой жизни!..
Освоение языковых ресурсов
То внимание, которое мы сможем уделить истории языка, этимологии отдельных слов, их смысловому происхождению, будет способствовать двум важным вещам. Во-первых это углубляет наше чувство слова, делает его более чутким и более понимающим. Во-вторых, просто расширяет наш словарный запас и знакомство с языковыми богатствами. Почитайте какую-нибудь самую популярную книжку о происхождении слов или выражений. Увидите, как слова наполняются красками и запахами, как они обретают свою культурно-историческую родословную. А таких книг немало, среди них есть удивительно интересные!..
Конечно, я могу говорить только о том языке – русском – на котором сам разговариваю, читаю и пишу. Попытки написать стихотворение по-французски или сказку-крошку по-английски (лет тридцать я в той или иной степени занимался переводом с этих двух языков, читал и разговаривал) показали мне, что к этому я недостаточно расположен. И вместе с тем я могу убеждённо сказать, что связи русского языка с другими языками, их сходства и различия, заимствования и русификация чрезвычайно обогащают того, кто пишет по-русски. Родственность славянских языков, не препятствующая порою парадоксально разным значениям одинаковых слов (поинтересуйтесь, почему это по-чешски беспечность оказывается надёжностью, духи по-польски воняют, а гора по-болгарски лес). Ассимиляция европейских языков полна удивительнейших историй (чего стоит хотя бы слово «зонтик», ставшее в русском языке уменьшительным и отрастившее себе неуменьшительное слово «зонт», которого нет в исходном немецком языке). А неожиданные параллели русских слов с санскритом (огонь и бог огня Агни, например, или веды и ведать) показывают, что мы живём, не замечая, в древнейшей языковой стихии.
Всевозможные лингвистические экскурсы ждут нас повсюду, стоит лишь проявить к ним интерес. Они затаились в топонимах и идиомах, в звуках и буквах (в какое животное превратится соль, в которой прочитаны задом наперёд не буквы, а звуки?), в старинных песнях и в возгласах церковной службы. Ищите себе экскурсоводов и отказывайтесь от ежедневных открытий...
Языковое творчество
Играйте! Не только в словесный игры весёлой компанией. играйте в одиночку, вместе лишь со своим воображением. Играйте в неологизмы – изобретайте слова по всякому поводу. В общении с детьми и в придумывании сказки, в шутливой импровизации и штурмуя серьёзную тему, импровизируя в стихах или в прозе...
И в творчестве – используйте игровые жанры и приёмы, не будьте слишком серьёзны, утомляя этим читателя. Играйте с ним. Да многие жанры и сами по себе являются игровыми. Например, загадка или частушка, лимерик или акростих, фельетон или пародия.
Жанр афоризма-определения, который мы используем в каждом занятии, тоже можно считать игровым, хотя он может быть вместе с тем серьёзным и глубокомысленным. Во многом игровым творчеством являются каламбуры и рифмы.
Разные игры может затеять пишущий человек, например, с пословицами и другими произведениями фольклора. Пародии на тему «Колобка», скрещивание пословиц или перенаправление их смысла, переделка русских пословиц на английский лад («У семи бонн инфант как Нельсон», «Леди с дилижанса – пони легче», автора не помню), много всего существует в литературном мире. Не всё из этого становится «нетленкой», но дружить с языком помогает.
Читательство
Ещё для дружбы с письменной речью и даже для писательства важную роль играет... читательство.
Это то, что связано с навыками чтения. Умение читать быстрее, чем читается само, но не увлекаться тем скорочтением, которое опережает скорость твоего собственного мышления.... Освоение современных носителей текста (электронные читалки, аудиокниги, интернет) – не для отрицания традиционных бумажных книг, а для их дополнения... Умение делать пометки и замечания, выписывать и осваивать цитатный материал... Развитие способности читать одновременно разные книги, ведение записей о прочитанных книгах...
Это то, что связано с навыками поисковой читательской активности. Составление планов чтения с разной направленностью и их терпеливое осуществление... Умение прислушиваться к рекомендациям и выделять их них наиболее заслуживающие доверия... Это чтение по стечению обстоятельств, которое расширяет пространство наших запланированных направленностей...
Это то, что связано с навыками взаимодействия с текстом и автором. Умение и готовность отреагировать на прочитанное и усвоенное... Готовность делиться найденным с другими, привлечь внимание к тому, что представляется тебе достойным внимания... Внимание к личности автора, а иногда и умение вступить в контакт с ним: отозваться на прочитанное, задать важный для тебя вопрос...
Записывание и сочинительство
А затем дружба с письменной речью естественным образом перерастает в записывание и сочинительство.
Письменная речь может иметь особое значение прежде всего для самой твоей личности. Это дневниковые записи и житейские заметки, позволяющие вглядываться в траекторию судьбы. Это тексты по случаю (да, а почему бы и нет?) и письма, обращённые к другой личности. Это свидетельства о прожитом и понятом.
Письменное творчество может стать существенным путь развития. Оно позволяет углубляться в выбранную тему, посвящать ей свои тексты. Оно способствует пропаганде своего, важного для тебя, ведению блогов, публикациям в периодике. Оно позволяет писать книги о своём предмете и своих интересах
Это собственно литературное творчество – для себя и для других. Творчество для себя или творчество для заработка (это тоже бывает, если кто не знал). Журналистское творчество, копирайтинг и тому подобные текстовые ремёсла. Это и осознание себя как писателя, творческая и общественная самореализация, которая и называется обычно писательской деятельностью
Вопросы для ответов
1. Какие моменты этого пёстрого и во многом конспективно изложенного занятия привлекли твоё особое внимание?
2. Что тебе показалось наиболее общеизвестным и проходным?
3. Чего в дружбе с письменной речью не хватает тебе лично?
4. Каким моментам, по-твоему, стоило бы посвятить отдельные занятия?
5. Что бы ты добавил от себя, из своего личного человеческого опыта?
ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для слов: НАПЕРСНИК, НАПЁРСТОК, НАРКОМАН, НАРКОМАНИЯ.
ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.
ВОЗ-3
Написать эссе на тему литературы и сочинительства. Постараться, чтобы в нём присутствовали Хотя бы минимальное Действие, яркий Образ и важная для тебя Мысль. Объём – до 4.000 знаков.
И всех поздравляю с близящимся Рождеством!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →