Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Зрячий свет. Письмо об осмысливающем зрении разума

Продолжаю публикацию третьей главы "Писем из внутренних путешествий". Начало её здесь. Первые две главы можно найти (в обратном порядке: от последнего эссе к начальному) по метке "письма о дружбе с жизнью" (рабочее называние).
Понимаю, что тексты непростые, но любым обсуждениям и критическим замечаниям буду рад.

Текст очередного письма:

Зрячий свет
Письмо об осмысливающем зрении разума

В одном из предыдущих писем мы говорили, друг мой, об уважении к разуму, об опоре на него. Теперь хочется углубиться в эту тему, вглядеться в неё пристальнее. Остроты ей придаёт то обстоятельство, что предстоит вглядываться именно в то, чем и обеспечена сама эта возможность вглядывания, – в наш человеческий разум.


Любимое моё определение разума метафорично – это зрячий свет. Но рационалист сразу потребует расшифровки. Что за свет? Какие основания называть его зрячим? И я постараюсь объяснить, что имею в виду. Но предупреждаю: смысл этой формулировки можно понять в достаточной мере только через образы, поскольку он уходит в область Тайны.

Ключевым для понимания является представление о смысле, которым пронизана вся наша жизнь, замечаем мы его или не замечаем. Разум и есть наша способность замечать этот смысл, наше зрение на смысловой облик вещей и явлений, а также их связей друг с другом. Он служит одновременно и зрением, воспринимающим смысл, и тем светом, который необходим для восприятия смысла. Это воспринимательность плюс понимательность. Возможность восприятия плюс способность понимания. Свет плюс зрение.

Зрячий свет – это метафора, позволяющая нам разумно (не будем путать с «рационально») осмыслить само представление о разуме. Немного другими словами, чтобы уточнить формулировку, можно назвать разум осмысливающим зрением, способностью наблюдать смысловую сторону вещей, явлений и событий, соединяющей в себе две важнейшие возможности. Одна – возможность самого мысленного зрения, которое лежит в основе мышления. Другая – возможность высвечивания, позволяющего воспринимать смыслы.

Разум – это явление, которое материалист может считать результатом природной эволюции, верующий – Божественным даром. Экзистенциалист может понимать его как возможность для бытия осознавать себя. Агностик – как чисто человеческое свойство неизвестного происхождения. Гностик – как свойство, позволяющее угадывать скрытые значения... Но каждый, как бы он ни интерпретировал разум, пользуется им. В том числе и для своей интерпретации.

Осмысливающее зрение – это рассматривание природы человеческой Природой, улавливание смыслов, являющихся лучиками Смысла. Это возможность проникновения во все глубины и высоты, на которые хватит дара и дерзновения.


Если спросить ребёнка, чем мы думаем, он скажет: «Ха-ха, головой, конечно», - и будет прав, потому что именно этому мы его научили. Человек постарше ответит: «Разумеется, мозгом», - и тоже по-своему будет прав. Наверное, именно мозг сообщил ему эту важную информацию. Но если вдумываться в тайну мысли глубже, становится интересно, а может, не всё ограничивается возможностями мозга? И всегда ли думаю я сам – или иногда правильнее сказать, что думается мною? Отвечает ли на эти вопросы известное Декартово «Мыслю, следовательно существую» или оно всё-таки о другом?..

Парадокс в том, что и Декарт, и любой из нас только с помощью разума может мыслить о разуме, дающем возможность мыслить. Происхождение разума недоказуемо, поскольку судить об этом происхождении может лишь сам разум. Так что разум – из области Тайны.

Зрячему свету разума могут помешать – освещать и видеть – многие обстоятельства психофизиологического характера. Затемняющая сознание болезнь... Не в меру разыгравшиеся эмоции... Наркотическое опьянение или одурение... Но самые малые блики этого света говорят о его присутствии в нашей жизни. Когда же помех нашему зрячему не так уж много, под его лучами всё расцветает, как под солнечными лучами. Отличие в том, что разум может ещё и любоваться расцветом.


Разум – это особая возможность человека, позволяющая созерцать и согласовывать друг с другом явления внешнего и внутреннего мира. Обращая внимание на самого себя, разум может заметить, что его собственная природа отлична, в каком-то отношении, от природы всего остального, с чем он имеет дело. Нам стоит признать, что у него особая природа, не включённая полностью в ту земную природу, на которой замешаны скорее явления биологического, чем духовного существования. Признать, что мышление не сводится к функционированию мозга.

Мы плохо знаем, как устроен мозг и совсем не знаем, как устроен разум. Заглянуть с помощью аппаратуры в мозг – ещё не значит заглянуть в суть мышления. Разум не просканируешь.

Мозг создаёт условия для работы сознания. Но это не означает, что он полностью её определяет. В ней очевидным образом участвует внешний мир и неосязаемо присутствует гость из области Тайны – разум.


Разум - наиболее могущественное средство ориентироваться в окружающей жизни и в собственном внутреннем мире. Хотя многое зависит от нашего умения пользоваться своим мышлением. Осмысливающее зрение даёт нам саму возможность разуметь: вдумываться, замечать и вникать. Выбор и смена ракурсов, степень углублённости в явление, сопоставление вещей и явлений друг с другом – всё это остаётся нашей персональной заботой.

Не будем забывать про два основных свойства нашего мышления: выстраивающее и улавливающее. Про то, что рациональное и внерациональное неразделимы и лишь показывают разные стороны реальности. Что осмысливание идёт как рациональными путями, так и метафорическими. То и другое равно относится к разумному восприятию жизни.

Использование возможностей разума начинается с внимания к самому потоку мышления. Это можно назвать мыслеприимством. Расположены ли мы к этому, любим ли думать или считаем это уделом специалистов по думанью в той или иной сфере?.. Конечно, задумываться обо всём так же невозможно, как абсолютно ни о чём не задумываться. Поэтому нужно выбирать главное и сосредотачиваться на нём. Это и есть мыслеприимство. И чем больше сосредотачиваешься на мысли, тем больший простор она открывает.

Чтобы зрение разума было объёмным, стереоскопичным, необходимо развивать навык рассмотрения явления в разных ракурсах. Это можно назвать мультивзглядом. Он освещает явление со многих сторон. Способны ли мы этим пользоваться? Если нет, наш удел – бояться теней. Мультивзгляд помогает углубляться в осмысление наиболее важных ракурсов. Позволяет сопоставлять явления друг с другом, поворачивая каждое из них разными сторонами

Всё это помогает нам видеть единство мира в конкретных его проявлениях. Ведь жизнь полна соединяющего смысла. Мы можем реагировать на него или не реагировать, воспринимать или не воспринимать, различным образом его интерпретировать. Но только разум позволяет нам видеть черты и краски смысла, позволяет осмысливать жизнь и мироздание.


В письме об опоре на разум заходила речь о его псевдонимах. Точнее, о частных проявлениях разума, которые не характеризуют его полностью, но нередко отождествляются с ним. Это важная тема, и стоит ненадолго к ней вернуться, чтобы взглянуть на некоторые отличия ума, рассудка и здравого смысла от разума.

Ум, рассудок, здравый смысл – все они основаны на тех возможностях, которые открывает нам разум, но не все эти возможности им нужны для той конкретной работы, за которую они берутся. При этом остаются в стороне самые важные, самые центральные возможности разума.

Ум – это мышление, направленное на проблему. Умение увязывать друг с другом те явления, на понимание которых ты нацелен, связи между которыми тебе особенно важны. В этом смысле можно говорить и об уме животных, насекомых или растений. Да, они обладают своим умом. Но для человека ум – это следствие разума, его частная нацеленность на какую-то сферу существования. Когда разум задумывается о самом себе, о бытие, о смысле жизни, ему мало умственных усилий. Ему нужна поэзия, интуиция, образы, потому что только так можно прикоснуться к области тайны, проникнуть в многомерное пространство одухотворённой мысли. И здесь находки разума бесценны. Именно они, а не умственные конструкции, определяют всю жизнь человека.

Рассудок можно назвать земным увязывателем. Ведь именно с помощью рассудка мы решаем большинство мелких земных проблем, то и дело возникающих перед нами. Значит ли это, что разум стоит назвать душевным или духовным увязывателем? Нет, конечно. Разум незачем противопоставлять рассудку. Если использовать тот же образ, то его надо просто расширить: разум – это и земной увязыватель, и душевный, и духовный. Сама внутренняя природа разума состоит в том, чтобы свои представления старательно увязывать друг с другом. При этом он может использовать как рационально-логические построения, так и образно-метафорические подходы. Рассудок всего лишь рационален, хотя и не всегда последователен, то есть логики ему может и не хватать. То же можно сказать о здравом смысле, который к тому же занудно сосредоточен на самых приземлённых вещах.

Ум, рассудок, здравый смысл – нужны и полезны человеку, и в основе их лежит разум. Но разум, сверх того, позволяет человеку стремиться к мудрости. А мудрость по сравнению с умом, рассудком или здравым смыслом – всё равно что понимающая улыбка по сравнению с лекцией или нотацией.


О многих других интересных свойствах разума, которые встречались мне во внутренних путешествиях, хотелось бы мне ещё рассказать, друг мой. Но сразу обо всём не получится. Надеюсь, нас с тобой впереди ждут и другие встречи, посвящённые дружбе с жизнью и тем удивительным просторам, которые открываются при углублении в эту метафору.

Тогда я расскажу и о том, что разум – ключ ко многим дверям, но не ко всем. Чувство веры, чувство любви или чувство призвания ведут к важнейшим для человека постижениям. Однако разум соединяет и согласовывает найденные ими смыслы друг с другом и с остальными смыслами, на которые устремлён этот зрячий свет.

Тогда я поделюсь своим крепнущим ощущением: разум – мост между сознанием и... чем-то всеобъемлющим, что пытается осознавать человек. Может быть, в то же время и оно, это всеобъемлющее, осознаёт себя через человека.

Тогда мы поговорим о мультивзгляде и мыслеприимстве, о сочетании сознательного в мышлении со стихийным, о взаимодействии мысли с языком. Можно будет взглянуть на разум как на особый дар, доставшийся человеку...

А пока, прощаясь с тобой, друг мой, выскажу глубокую убеждённость, что наилучшая признательность за дар разума – полноценное пользование им. Всячески желаю этого нам с тобой, да и каждому человеку!..
Tags: письма о дружбе с жизнью
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments