Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Вдохновение творческой дисциплины. ИЗЮМИНКА-2015, занятие 2 (76)

Февраль: плакать или «достать чернил»?

«Февраль. Достать чернил и плакать» - это первая строка стихотворения Пастернака, которое многие из вас, конечно, знают. Оно неумолимо просыпается у меня в памяти каждый раз с наступлением февраля. В этот раз эта строка вступила во взаимодействие с темой занятия.

Впрочем, как показало первое занятие, почти все участники уже «достали чернила». Будем же употреблять их (метафорические чернила) с максимальной пользой. Надеюсь, этому поможет сегодняшнее занятие. Спасибо тем, кто выступил с предложением этой важной темы, прямо или косвенно.

Вот первый урожай плюсиков (надеюсь, новые участники знают, зачем они нужны):

amartaler = 13, angelinakljuiko = 16, ardnaskela20 = 11, himmelsweit = 6, iliysakucc = 16, ivanovishe = 13, lanemru = 15, masha1122 = 0, mashkin_84 = 19, obi_van_ki_ro = 0, perrou = 17, sapiv = 15, shum_kaa = 20, snow07 = 6, soroka_nata = 18, tania_al = 19.

Список немного пополнился относительно первого занятия, так что проверьте, все ли участники у вас – друзья в ЖЖ.




Занятие 2 (76). Вдохновение творческой дисциплины

Вдохновение и творческая дисциплина (только о такой дисциплине пойдёт речь, так что если я этот эпитет забуду, добавляйте его мысленно сами) обычно представляются полярными противоположностями. Но это не взаимоисключающие качества, а взаимоукрепляющие. Об этом мы сегодня и поговорим. Сначала присмотримся к факторам, мешающим творчеству и гасящим вдохновение, а затем посомтрим, что и как может противопоставить им дисциплина.


Инерция и лень

«Всем силам на свете противостоит единственная сила – сила инерции», - сказал когда-то писатель-юморист Феликс Кривин, и эта мысль мудрее, чем кажется. Именно силе инерции, силе торможения, противостоят и вдохновение, и дисциплина, в чём уже проявляется их несомненное родство.

Наиболее распространённый вид инерции в душевной жизни – это лень, ей и стоит уделить особое внимание (учитывая, что она пользуется и некоторыми псевдонимами). Лень и дисциплина терпеть друг друга не могут. Одна обвиняет другую в скуке и занудстве, другая объявляет первую бездельницей и саботажницей, и каждая давно обзавелась арсеналом обоснований своего достоинства, а для защиты – длинным шлейфом возможных оправданий.

Но творческому человеку незачем конфликтовать с ленью. Тем более что эта мастерица притормаживания часто помогает освободиться от рутины и озабоченности, чтобы предаться вдохновенным мечтам и фантазиям, то есть это уже почти союзница. Впрочем, не конфликтовать – не значит уступать лени свои творческие позиции.

Эффективно отстаивать себя как творческого человека может помочь приём (вернее, совокупность приёмов), который можно назвать «обольщением лени». Он заключается в постоянном изобретении импровизированных приёмов обведение своей замечательной, обаятельной, симпатичной лени вокруг пальца.

Например:
- Ты зовёшь меня отдохнуть, дорогая? Какая замечательная идея! Давай только не прямо сейчас, а так, чтобы чувствовать, что отдых вполне заслужен, - через полчасика. А за эти полчасика я уж постараюсь сделать (придумать, написать, отредактировать и т.д.) побольше и получше... Как полчаса уже прошли? Ну да, конечно, только вот я не успел в них уложиться. Давай ещё через полчасика, а я уж ещё больше постараюсь за это время...


Зарабатывание денег и круговерть

Менее явные, а потому более опасные помехи творчеству создаёт вполне естественное стремление зарабатывать своим трудом средства, необходимые для нормальной жизни, своей и тех, кто от тебя зависит. Одна ловушка здесь кроется в словах «для нормальной жизни», поскольку нормальным мы можем считать очень различные уровни материального существования, а значит и уровни затрат времени и внимания. Второй ловушкой для творческого человека может стать отсутствие пункта «творчество» среди тех приоритетов, которые определяют его житейское поведение – выбор работы, степень загруженности и пр.

Не менее серьёзным обстоятельством может стать и сама житейская круговерть, даже помимо рабочей занятости. Многое мы в жизни делаем по привычке (то есть по инерции), по неумению отгородить от суеты оазис времени для творчества, по готовности (не всегда оправданной) взять на себя чужие дела и заботы, которые без тебя осуществятся не хуже (может быть, даже лучше, но самолюбие обычно не позволяет нам этого предположить). Много времени теряем по своей несобранности (о, приди, приди, творческая дисциплина!) или близким к этому личным качествам, которые наши злопыхатели могут назвать тем или иным едким словечком.

С этими силами мы вполне можем управиться, если по-настоящему захотим. Если будем твёрдо знать, что все они громоздятся на одной чаше весов, а на другой – наше творчество, и именно оно помогает стать человеку личностью.

Чтобы понять, что не всякая наша вовлечённость в круговерть является жизненной необходимостью, достаточно представить себе, своё полное выпадение из неё. Быт семьи не рухнет, просто произойдёт перераспределение сил, и порою даже на пользу остальным.

Точно так же можно представить, что стал зарабатывать вдвое меньше. Что ж, произойдёт перераспределение ресурсов и появится умеренность в том, в чём раньше она не была необходима.


Оправдания

Главная сила и мощь любой инертности в тех оправдательных построениях, которыми она успела окружить себя. Не буду перечислять всевозможные модели этих построений. Предлагаю каждому самому перебрать свои любимые (и вполне убедительные для себя) оправдания. В частности, те из них, которые невольно приходили на ум при чтении предыдущего текста.

Разоблачение магии внутренних оправданий – бессмысленное занятие, тем более когда это делаешь не ты сам для себя, а пытаешься уличить в чём-то другого. И я мне хочется поддержать каждого из вас в любом из оправданий: да, ты прав, это всё так.

Но как не вспомнить ту фразу, которая осталась в памяти художника Николая Рериха от его учителя, художника Архипа Куинджи: «Объяснить-то всё можно. А вот ты пойди да победи». И это, наверное, важнейшее правило творческой дисциплины – напрочь уходить от собственных оправданий.


Сила воли и азарт

Надо ли увязывать представление о дисциплине с понятием силы воли? Не знаю, мне всегда не хватало силы воли, не хватает и сейчас, но творческая дисциплина – моя палочка-выручалочка, которой мне и хочется пропеть хвалебный гимн.

Сила воли, наверное, хорошее свойство, но в творческой сфере оно не столь эффективно, как в других видах деятельности. Кроме того, она имеет довольно скучный привкус и не каждому творческому человеку присуща в достаточной мере.

Творческая дисциплина должна быть не тоскливой, а скорее азартной. Творчество – это самый яркий вид спорта!.. Это самая разнообразная и насыщенная приключениями игра!..

Спортивные, игровые, азартные подходы к дисциплине, а также изобретение других подходов – всё это гораздо действеннее дисциплинарно-волевого занудства. Как спортсмена или игрока стимулирует победа или выигрыш, так творчество может быть стимулировано стремлением к тому или иному конечному результату, обличья которого можно то и дело придумывать заново, разжигая при этом желание его достичь.

Прежде чем перейти к следующей главке, стоит подумать самостоятельно, какие бы ты придумал приёмы разжигания спортивного азарта


Спортивно-азартные подходы

Здесь я поделюсь некоторыми из приёмов, которыми пользуюсь сам. Не для того, чтобы непременно им подражать, а для того, чтобы понять какие-то принципы этого дела. Что вовсе не мешает придумывать свои подходы.

Интересно постараться вместить текст в определённую тему, в установленный объём, в другие редакционные, издательские или свои собственные требования. Нет смысла воспринимать это как покушение на творческую свободу. Правильнее относиться к подобным предпосылкам или как к творческому вызову, или как к развивающему тренингу, или, например, как к одному из элементов обязательной программы у фигуристов. Если ограничения касаются чисто технических сторон, то в их соблюдении правильнее видеть некую спортивную задачу с неминуемыми в спорте правилами.

Интересно создать цикл из небольших произведений, сосредоточенных на какой-то теме или на какому-то жанре. Для этого нужно и решить количественный вопрос (накопление достаточного числа таких произведений), и обдумать архитектурные (композиционные) свойства этой самостоятельной потенциальной книги.

Интересно набрать жанровый «стаж», то есть определённое количество попыток выразить себя в выбранном жанре.

Интересно подзадоривать себя и числовыми показателями творческих достижений. Если я сочинил две-три сказки, почему бы мне не достичь круглого числа в пять или в десять сказок!..

Интересно использовать числовые установки для снятия внутренних зажимов. Примером может служить метод придумывания названий «Штурм-10», описанный в НСК. Другой пример. Если трудно найти подходящий эпитет к слову, почему бы не перейти на спортивно-азартный уровень и попробовать найти три, пять или семь вполне подходящих эпитетов, а уже из них потом выбрать лучший?.. Тем самым мы меняем ситуации с тупиковой на прорывную.

Интересно стимулировать себя круглыми числами. Посмотри, сколько пунктов в твоём «Собрании несочинений». Если их восемь, придумай ещё два. Если двадцать шесть – ещё четыре. Пусть число будет круглым. Сколько ты придумал определений-афоризмов? Когда я только начинал культивировать этот жанр, считал делом чести придумать пять определений в день (по дороге на работу или с работы), потом аж десять...
Ну, и так далее.

Ещё один повод для спортивно-творческого азарта – переходить от усилия к сверхусилию. Этому когда-то учил мудрец Гурджиев предпринимать усилия, необходимые для достижения цели, а потом – сверхусилие, которое ценно особенно. И не надо думать, что препятствием является усталость или что-то вроде. Иногда именно усталость помогает прорваться к необычному результату.

Кстати, посмотрите, кто сколько придумывает разных вариантов определения одного и того же слова. Причём важно, чтобы варианты были РАЗНЫМИ, чтобы в них не повторялись одни и те же слова или похожие ходы мысли. Придумать несколько качественных (таких, чтобы тебе самому они нравились) афоризмов-определений к одному слову – это уже некоторое сверхусилие.

Приучать себя к спортивно-творческому азарту, учиться ощущать в себе радость натиска – это тоже вдохновение, не пренебрегайте им.


Творческая дисциплина творчества

Творческую дисциплину можно сравнить с внимательностью любителя цветов. Он знает, что одни растения нужно часто поливать, чтобы они цвели, другие редко. Одни надо выставлять на солнце, другие прятать в тень. Что-то нужно удобрять раз в неделю, а что-то раз в месяц. Всё это требует организованности, дисциплины, но ведёт к выращиванию удивительных цветов – говорящих нам о чуде жизни, о радости и любви, о вдохновении.
Вот и нам, чтобы расположить себя к вдохновению, нужна дисциплина. И пусть творческая дисциплина сама будет творческой!

Тебе поставили сроки? Это творческий вызов, а вовсе не тиски, в которые ты зажат. Более того – ставь себе сроки сам и будь уверен, что это всегда на пользу. Даже если ты в них не уложился, ты всё-таки сосредоточился, и написанное стало чуть более упругим м собранным.

У тебя обстоятельства? Используй их как движущую силу, как тормошение. Иногда вдохновение придёт благодаря обстоятельствам, иногда вопреки, а иногда сложном взаимодействии с ними.

Творческая дисциплина – это не расписание, а ритм. В этот ритм входит и приоткрывания возможности для вдохновения, а если эта возможность не осуществилась, - приоткрывание возможности для технической работы или для наблюдения жизни

Ритм может сбиваться, но твоё творческое дело – не давать ему сбиваться чрезмерно, чтобы не утратить его. Можно пользоваться правилом второго дня (или недели, или месяца, если ритм не каждодневный): в любой день возможно исключение, но на следующий день непременно нужно восстановить прежний ритм.

Постоянно придумывай себе тонизирующие результаты: завершить текст, придумать тему для будущего текста, опробовать такой-то жанр, написать что-то в том или ином стиле и т.д..

Ещё раз напомню про собрание несочинений: веди список своих замыслов и проектов, регулярно просматривай его, дополняй, изменяй приоритетность входящих в него пунктов.

Для тех, кто читал «Путь художника» Джулии Кэмерон (или в НСК об этой книге), предлагаю продвинутый вариант «Утренних страниц»: перейти к целеориентированным утренним записям, намечая с вечера тему или темы, которые хочется обдумать.


Вдохновение плюс дисциплина

Вдохновение и дисциплина не исключают друг друга, а усиливают творческий процесс. И сама творческая дисциплина вполне может быть вдохновенной. Поэтому не будем выбирать: вдохновение или дисциплина. Именно вместе они помогут вам развивать свои лучшие писательские качества.

Что касается некоторых особенностей нашей студии, вы теперь можете разглядеть, что за ними стоит. Поскольку не все из вас регулярно сталкиваются с редакционно-издательскими требованиями, способствующими тренировке творческой дисциплины, я стараюсь, чтобы студийные требования хотя бы немного, хотя бы на игровом уровне, выполняли эти функции.

Подводя итог, хочу сказать, что творческая дисциплина нужна всем, не только начинающим. Она помогает неумеющему – учиться, умеющему – совершенствоваться, а мастеру – осуществляться.


Вопросы для ответов

1. Знаешь ли ты, этимологию и значения слова «дисциплина»?

2. За какие практические советы зацепился взгляд?

3. Какие элементы творческой дисциплины уже встречаются в твоей практике? Помогают они тебе или тяготят?

4. О чём ещё, относящемся к дисциплине или к вдохновению, стоило бы упомянуть?

5. Вызвало ли у тебя удивление, недовольство иди возмущение ВОЗ-3?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для слов: НАСЛАЖДАТЬСЯ, НАСЛЕДСТВО, НАСМЕШЛИВОСТЬ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Сочинить рассказ, в котором будет ровно 2222 знака (не забывайте про ДОМ). Он должен быть связан с событием вашей собственной жизни, но не воспроизводить его (надо обойтись без авторского «я»). Он должен начинаться с афоризма-определения (нового) и заканчиваться афоризмом-определением (другого слова, это определение тоже должно быть новым). Оба определения не должны относиться к ВОЗ-1 и ВОЗ-2. От любого одного из этих требований можно отказаться. Кому будет трудно, откажитесь от любых двух. В кого мне не удалось вдохнуть азарт преодоления, откажитесь от любых трёх из шести поставленных требований.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →