Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Письмо о практике уважения к разуму

Последнее эссе из третьей главы "Писем из внутренних путешествий". Всё предыдущее - в предыдущих записях.

Письмо о практике уважения к разуму

Очень хотелось бы, друг мой, убедить тебя в том, что все сообщения в моих письмах, которые могут показаться слишком обобщёнными и абстрактными, имеют реальное практическое применение. Однако я вовсе не уверен, что мне это удастся. Зато знаю одного человека, может быть даже единственного, кто смог бы тебя в этом убедить. Это ты сам. Если, конечно, возьмёшься за испытания такого рода – опробовать то, о чём идёт речь, в реальной жизни.

Особенно полезно это для практических приложений уважения к разуму – хотя бы трёх его основных путей. Попробую постепенно уточнить, что я имею в виду.


Если говорить об осмысливающем зрении разума, то первое практическое применение его – вглядываться во всё, что тебе интересно. И когда интересно многое, то это лучше, а не хуже. Если вглядываться.

Мышление – зрячий свет – это вовсе не всегда теоретизирование, глубокомысленная задумчивость или умничание, у него другое назначение. Если использовать его для ориентирования в жизни, оно окажется весьма практичным свойством. Да наверняка ты сам это замечал, я просто напоминаю.

Существенной стороной применения разума ко всему, с чем имеешь дело, является равновесное использование улавливающего мышления наряду с выстраивающим. Не противопоставляя разум интуиции и образно-метафорическому восприятию явлений, а воспринимать эти подходы как его существенную часть – значит пользоваться всем спектром зрячего света и брать на вооружения внерациональные находки наряду с рациональными построениями.

Большую роль в практическом применении разума играет мультивзгляд: развитие навыка смены ракурсов при желании как следует понять то или иное явление.

Впрочем, может быть, я не с того начал. А надо бы начать с развития самого навыка думать, с навыка мыслеприимства. Чтобы и возникающие проблемы учиться решать, и просто открыть доступ к себе интуициям и озарениям...

Кстати, вполне практично было бы не воспринимать свой разум как некую заслугу, уязвляя окружающих непрошенной проницательностью, подчёркивать, что вы лучше них понимаете их внутренние мотивации – мол, я тебя насквозь вижу. У каждого есть не только физическое личное пространство, но и психологическое. Не стоит нарушать его без особой необходимости.


Различные развороты самовосприятия тоже не сводятся к чисто умозрительным картинам. То, как мы воспринимаем свой внутренний мир, своё сознание, себя самого в виде множественности различных свойств или некой цельности, не может не иметь практических последствий для нашего поведения, для взаимодействия с окружающим миром и с окружающими.

Среди представлений о себе как о цельном существе бывают и такие, которые вполне прагматичны сами по себе, но могут препятствовать некоторым направлениям развития. Скажем, представление о себе как об интеллекте предрасполагает к отказу от внерациональных, внеинтеллектуальных ценностей – или, по крайней мере, их сдвиг на периферию внимания.

Чтобы избегать «слепых пятен» в самовосприятии, стоит практиковать применение к себе разных способов видения себя как цельности. Воспринимать себя как Я-личность, Я-интеллект, Я-душа, Я-человек, Я-живое-существо, Я-творение, Я-творец и пр.

Когда мы воспринимаем себя как множественность (как внутренний мир, сознание, психика и пр.), то переходим на более конкретный, детальный уровень. На этом уровне мы встречаемся со своими внутренними реалиями, а самое главное – участвуем своим вниманием в их проявлениях, в их развитии и взаимоотношениях. Поэтому и тут полезны разные развороты самовосприятия, каждый из которых может по-своему быть полезен для гармонизации чувств и эмоций.

В то же время не стоит использовать тот или иной способ самовосприятия для того, чтобы предаваться самонеприятию. Например, тратить ум на обличение собственной глупости. Сопровождать восприятие чужих достоинств сетованиями на своё ничтожество. Расходовать память на коллекционирование эпизодов своей забывчивости... Неприятие себя – это слепота или подслеповатость, мешающая пониманию внутренней реальности.


В том, что касается увязывания, практические стороны применения разума проглядывают наиболее ясно. Ведь каждый из нас старается так или иначе справиться с теми неувязками, с  которыми встречается в жизни. Каждый раз, когда это удаётся, мы связываем между собой те смыслы, связь которых была до этого нам незаметна. Так что человеку естественно искать способы преодоления неувязок, осознанно он это делает или неосознанно.

Большинство явлений, требующих нашего увязывания, относится к обычному житейскому уровню, и тут практическая необходимость преодолеть неувязки достаточно очевидна. Можно сказать, что с житейским увязыванием справляется обычный здравый смысл. Но жизненно важное увязывание ему не по силам, поскольку самых главных для человека проблем он избегает. Поэтому надо понимать, что для нас ещё большее значение, с самыми практическими последствиями, имеют те постижения (а это ведь тоже увязывания), которые связаны с верхними уровнями смысла, а значит с углублённой деятельностью разума.

Главное конструктивное правило увязывания состоит в том, чтобы даже самые заумные теории, с которыми знакомишься, даже самые интуитивные озарения, которые тебя посещают, применять к своей конкретной жизни. Только через такое освоение и усвоение мы переходим от размышлений к жизненному соединению осознаваемых смыслов.

Не будем бояться и обращения к философии – прежде всего, к самим философам как носителями главного потенциала осмысления жизни. Конечно, мы можем обойтись и без этого, поскольку увязывание доступно каждому из нас, а не только дипломированным специалистам. Не будем себя недооценивать.

Однако и переоценивать себя тоже не стоит: не может человек в одиночку додуматься до всего. Чрезмерное самомнение снижает плодотворность собственных пониманий, если они не взаимодействуют с альтернативными взглядами других людей. Вредно отгораживаться от других мировоззрений и способов увязывания.

Развивая собственные подходы к увязыванию наиболее важных для себя явлений, будем избегать претензий на знание истин, верных для любого человека.  Мы ни за кого не можем связать вместе то, что он ощущает, чувствует и переживает. Помощь в увязывании – это лишь поддержка увязывающего, а не подмена его усилий своими.


Не потому я стараюсь, друг мой, подчеркнуть практические стороны обращения к разуму, что он, будучи основой науки и техники, снабжает нас дарами прогресса. Этим он занимается, прежде всего, за счёт выстраивающего мышления. Куда более важным представляется подчеркнуть ту мощную работу (тоже, безусловно, практическую), которую он способен произвести внутри каждого из нас на гораздо более глубинном уровне. Для этой работы улавливающее мышление является не менее необходимым. Без этой практики сбалансированного, согласующего мышления и дары прогресса могут оказаться не столь благодетельными, как иногда кажется.

Так что давай будем не только размышлять на темы разума, но, уважая его, применять в своей жизни ту его творческую мощь, которая и является главным даром в человеческой жизни.
Tags: письма о дружбе с жизнью
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments