Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Путешествие в свою сказку. ИЗЮМИНКА-2015, занятие 3 (77)

Март – благоприятное временем для начала сезонной литературной кампании

Сразу признаюсь: фразу насчёт марта я взял из Википедии, изменив «военную кампанию» на литературную, что мне нравится гораздо больше. У римлян свои соображения, у меня свои. Вообще удивительно, что в чудесном слове «март» коварно прячется, с точки зрения этимологии, бог войны Марс. Вот уже и повод для сказки...

Но до сказок мы ещё дойдём. А пока хочу с новой силой призвать каждого из вас поинтересоваться друг другом. По комплекту визиток (который, надеюсь, все получили) можно видеть, какие разные и не очень обычные люди здесь у нас собрались. Очень советую:

1. Читать друг друга – всё присланное как ответ на задание, но ведь есть ещё у каждого своё написанное, где-то вывешенное или нет, что можно послать друг другу частным образом. Такое литературное общение может стать хорошим подспорьем в творческом ориентировании. Кстати, я был бы рад, если бы кто-то взялся собрать материал для сборника лучших текстов участников этого года (безотносительно к заданиям, а кто что захочет туда включить). Мы бы сделали его в электронном виде. Эту идею можно осудить на мартовском форуме, который будет открыт завтра.
2. Времени у всех всегда мало, но хотя бы фразу отклика написать недолго для прочитавшего и витаминно для автора.
3. Пользоваться для общения комментариями к занятию, личными сообщениями ЖЖ, электронной почтой и пр. – просто намекаю, что форм общения много. Может быть, кто-то и ещё какую-нибудь форму предложит.

Даю список текущих плюсиков. Теперь я буду каждый раз давать полный перечень участников. В скобках указана сумма набранных плюсиков, если из-за вычета плюсиков, «отобранных» за редактирование, она изменилась. Всё-таки эта сумма, как мне кажется, показывает, хоть и приблизительно, активность каждого участника.

aderkachev = 11, amartaler = 30, angelinakljuiko = 16, ardnaskela20 = 32, himmelsweit = 18, iliysakucc = 32, ivanovishe = 28, lanemru = 31, masha1122 = 0, mashkin_84 = 1 (31), obi_van_ki_ro = 0, perrou = 29, sapiv = 27, savelieva_arina = 22, shum_kaa = 26, snow07 = 9, soroka_nata = 28, tania_al = 43.




Занятие 3 (77). Путешествие в свою сказку

Жанр сказки я очень люблю и считаю полезным для пишущего человека. Так что о ней можно прочитать в НСК, а также посмотреть занятия:
12 (6.7.09),
19 (6.1.10),
45 (5.4.12),
55 (5.3.13),
67 (5.4.14).

Стараясь разнообразить подход к той или иной теме, я ищу каждый раз новый её ракурс. Но с этим связано и то, что я не повторяю каждый раз сказанное раньше, даже если это важные вещи. Вот почему я даю ссылки. Можно довольствовать сегодняшним занятием, можно поинтересоваться и другими ракурсами.

Сейчас мы сосредоточимся на этой же сказочной теме, но с определённым логическим ударением: Путешествие в СВОЮ сказку. Тем более что я сейчас занят своими письмами о путешествиях по внутреннему миру и, хотя эти письма скорее философские, чем сказочные, но тема путешествий мне близка.

Только сразу предупреждаю: это не МОЁ путешествие, а ТВОЁ. Оно наше только в том смысле, что я составляю компанию тебе (то есть каждому из вас). Но оглядываться по сторонам придётся самостоятельно.

Итак, примемся за сборы.


К КОМУ ты отправляешься?

У артистов есть такой приём: выбрать ОДНОГО из зрителей и обращаться персонально к нему, а не к многоликому залу (почти безликому для восприятия).

У книгоиздателей важным понятием служит «читательская аудитория» - тот круг людей, которому адресована книга

У автора сказки есть волшебная возможность, сочиняя текст, адресовать его совершенно конкретному, знакомому тебе человеку, будь то ребёнок или взрослый. Если про это не забывать, происходит удивительная вещь. Сказка окрашивается особой интонацией, наполняется интересными мелкими подробностями. Ведь каждую написанную фразу ты мысленно проверяешь на нём. Он же тебе служит и подсказчиком. Ведь какие-то подробности, детали сказки вполне могут быть подробностями из его жизни (как, впрочем, и из твоей).

Он, твой адресат (который вовсе не обязательно должен знать об этом и не обязательно должен быть указан в посвящении), определит твою читательскую аудиторию. Он станет для тебя критерием понятности твоих фраз и знакомства с теми реалиями жизни, о которых ты пишешь. Ты будешь стараться, чтобы сказка была интересна ЕМУ, а не интересна кому-то, абстрактно, в принципе.

Так что выбери своего адресата, и сказка наполнится живой конкретикой и тем тёплым чувством, которое ты испытываешь к своему вдохновителю, безотносительно к тому, знает он об этом или не знает. Надеюсь, ты выберешь его именно из тех, кто рождает у тебя тёплые чувства.


ЧТО возьмёшь с собой?

Действительно, с ЧЕМ ты отправишься, с какой мыслью? Что ты хотел бы донести до своего адресата? Какую мысль для того, чтобы он задумался? Какую проблему, которую легче будет решить, побывав в сказке? Какой образ, какую фантазию, чтобы ему укрепиться на своём жизненном пути?

Обычно то, что приносит автор читателю, путешествуя с ним по сказке, не всегда можно сформулировать заранее. Автору, чтобы самому понять это, нужно самому пройти весь или почти весь маршрут. В начале пути это может быть смутным предчувствием. Лишь бы не забыть, что что-то должно быть в корзиночке, которую принесёшь в подарок.

Если кто-то вспомнит здесь про принцип ДОМ, о котором я не устаю напоминать на студии, это будет правильно. Вторая и третья буква как раз напоминают о содержимом корэиночки. Если же кто из новых участников спросит: «А что это за ДОМ?» - ему сюда. Или в одну из моих книг о сочинительстве.


КОГО возьмёшь с собой?

Здесь имеется в виду главный герой. Ведь даже если ты решишь отправиться в путь лично, это тебе не удастся. Ты сразу же превратишься в главного героя с невзрачным именем «я». Так и будете путешествовать – ты автор и твоё «я», которое в сказке уже не будет тобой, а будет самостоятельным персонажем. Его очень легко отличить от тебя-автора. Если у автора вскочил малюсенький прыщик, который никому другому и не заметен, то почти наверняка у персонажа по имени «я» этого прыщика не окажется, потому что автор не внесёт такую пустячную информацию в текст за ненадобность (и правильно сделает). Это пустячный пример, а реальных отличий будет в тысячу раз больше.

Так что очень советую завести совсем самостоятельного героя. Придумать ему имя, которое приятно было бы повторять и склонять, придумать облик и нрав, придумать предысторию.

Здесь я должен отвлечься. Когда я был старшеклассником и играл в самодеятельном театре «Огонёк», мне досталась роль «Якова» в пьесе Горького «Последние». Это был старик, который ближе к концу спектакля умирал. Наш замечательный режиссёр Надежда Семёновна Горохова настояла тогда, чтобы я придумал (продумал) всё биографию этого Якова, вовсе не главного персонажа, вплоть до его появления на сцене. «Ты же должен его понимать», - сказала она Мне остаётся только вспомнить её слова и повторить их здесь.

Так что придумай (продумай) историю своего главного героя (хотя бы его!) ДО его появления на сцене своей сказки. Это не означает, что нужно непременно упоминать какие-то обстоятельства это предыстории в тексте. Это нужно, чтобы автору как следует знать, с кем он отправляется в путь.

То же касается и описания героя. Для автора она может быть достаточно подробным (и это будет только на пользу). Для читателя оно может быть достаточно лаконичным, если именно это нужно для выразительности. Кроме того, не надо сразу предъявлять читателю всё описание, как предъявляют милиционеру паспорт. О чём-то можно упомянуть здесь, о чём-то там. Опять же – пусть критерием будет выразительность.

Кстати, надо подобрать герою попутчиков, которые будут реальными для сказки. Автор ведь всегда остаётся невидимкой. Ключевые персонажи или второстепенные, они будут более осязаемы, если позаботишься о них так же как и главном герое (облик, нрав, предыстория). Да, помнишь про своего адресата? Кто-то из персонажей может быть похож на него или обладать одним из его свойств. Или, скажем, одним из твоих свойств, уважаемый автор, почему нет?


КТО будет мешать путешествовать?

Да уж, и об этом стоит позаботиться. Что за путешествие без приключений! А приключения должен ведь кто-то обеспечивать. Этого главного возбудителя приключений, главного соперника нашего героя, называют антагонистом, но запоминать термин не обязательно.

Надеюсь, вы уже запомнили церемонию подготовки очередного персонажа к путешествию по сказке: им, облик, черты характера, особые приметы и свойства – всё это прежде всего для себя-автора, но желательно кое-чем поделиться и с читателем.

Имя тут можно придумать одновременно с обдумыванием сюжета и с намёком, звуковым или смысловым, на сущность персонажа. Вот например, Плеснюк (о нём чуть позже) или Подноженция (тут и нож, и подножка).

Теперь у нас почти всё готово для создания движущих ситуаций.


Сюжет и волшебные палочки

Путешествует в сказку автор, а герой может жить обычной жизнью, пока не произойдёт что-то особенное. Это ЧТО-ТО обеспечиваешь ты, автор. Вот мы вспомнили и про букву Д из принципа ДОМ.

Один из простейших способов обеспечить ЧТО-ТО – это раздуть то, что случалось с тобой, до сказочного масштаба. Например, обнаружишь кастрюльку, в которой когда-то остался кусочек пищи. Откроешь крышку – а там пышный холм сказочно разросшейся плесени. Вот он и появился – Плеснюк!..

Бывает, что машина обдаст грязью человека, не разбирая, обычный это человек или сочинитель. Возмутиться могут и тот, и другой. Но лишь сочинителю я посоветую раздуть своё возмущение с помощью фантазии. Пусть антагонист из нашей сказки разъезжает в таком автомобиле, который специально обрызгивает грязью всех и всё. А если дорога сухая, на помощь приходит установленная на автомобиле и наполненная замечательной липкой и чёрной грязью.

Попал на приём к равнодушному врачу? Отличная сюжетная подсказка! Появление зловещего врача, убивающего больных равнодушием, а здоровых, с помощью особенно качественного равнодушия, делающего больными. Кстати, какое имя мы ему придумаем?..

Право, попробуй себя в сказочном раздувании!..

Но можно действовать и более разнообразно в поиске движущих элементов сюжета. Для этого достаточно запастись набором авторских волшебных палочек. Они описаны в занятии 67, ссылка на которое дана выше. С их помощью можно организовать ответы на следующие вопросы (и на подобные им):
Куда попал герой и во что его вовлекло?
Как ему выбираться?
Какие у него проблемы?
Какого результата он сможет достичь?
Что снова произошло такого, что вовлекло его в новое приключение?


Советы в дорогу

- Не стоит заимствовать чужие придумки! Отгоняй от себя то, о чём ты уже читал. Лучше выбирать не из прочитанного, а из своего.

- Помни, что сказка может быть маленькой, средней и большой. Это зависит от тебя, но и от неё тоже. Не обрывай сказку раньше времени. Не затягивай её больше достаточного.

- Попробуй прикинуть в начале пути, сколько времени (или строк, или страниц, или печатных знаков) займёт твоё путешествие. Это поможет определить темп повествования, ритм твоего авторского дыхания. А дальше – как сложится.

- Может быть живописный, многокрасочный подход. Или акварельный, более лирический. Или графический, чёрно-белый, контрастный и парадоксальный.

- Помни, что ты ВСЕГДА можешь придумать нужное количество персонажей и сюжетных ходов. Такова должна быть твоя авторская исходная позиция, с которой берёт начало твоё путешествие в СВОЮ сказку. На то она и твоя.


Вопросы для ответов

1. Есть ли у тебя на примете твой адресат? Один или даже не один?

2. Заглядывал ли ты в предыдущие занятия, посвящённые сказке, или в НСК (сейчас, а не раньше)?

3. Что тебе легче: придумывать сюжетные ходы, положительных персонажей или отрицательных?

4. Пробовал ли ты осказочнивать (использовать как материал для сказки) случаи из собственной жизни? А превращать людей в сказочных персонажей?

5. Какие из приёмов или советов показались тебе наиболее важными?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для слов: НАСТОРОЖЕННОСТЬ, НАСТЫРНОСТЬ, НАТУРА, НАТУРАЛИЗМ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Подготовить предварительный материал для сказки: описание облика, характера и предыстории главного героя и его антагониста. Сочинить сказку объёмом от 100 до 5.000 знаков, в которой будут фигурировать герой, антагонист и, возможно, другие персонажи, но не будет использовано прямых фрагментов из предварительного материала. Выставить сказку и подготовительный материал в одном или в двух разных постах, в любом порядке.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →