Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

История и предыстория. ИЗЮМИНКА-2015, занятие 4 (78)

С новыми весенними силами

Предыдущее занятие меня несколько обескуражило: мне не удалось, по-видимому, достаточно ясно объяснить одну из важных мыслей и даже соответствующее задание осталось не очень понятым. Поскольку вина моя, попробую предпринять вторую попытку, одновременно продвигаясь к следующему основному жанру – рассказу.

Хочу также напомнить две особенности наших занятий.
Во-первых, каждый из участников пользуется естественной свободой пропустить любое из занятий, и эту свободу я постараюсь ограничивать. Просто хочу предупредить, что ваш пропуск занятия одновременно облегчает жизнь мне (меньше текстов для рассмотрения) и снижает качество участия работе студии для вас (у меня же есть некая тайная педагогическая линия годового цикла студии).
Во-вторых, сдвиг выполнения задания на конец месяца ведёт к тому, что мы не успеваем его как следует обсудить. А с первого числа я всё-таки постараюсь вообще в занятие уже не заглядывать.

Вот текущие плюсики (в скобках полная сумма, без вычета «налога на редактуру текстов»):

aderkachev = 16, amartaler = 46, angelinakljuiko = 16, ardnaskela20 = 41, himmelsweit = 18, iliysakucc = 45, ivanovishe = 40, lanemru = 14 (44), masha1122 = 0, mashkin_84 = 21 (61), obi_van_ki_ro = 9, perrou = 35, sapiv = 27, savelieva_arina = 22, shum_kaa = 26, snow07 = 9, soroka_nata = 28, tania_al = 58.



Занятие 4 (78). История и предыстория

Единственная ссылка, которую я дал бы – на предыдущее занятие. Правда, перечитайте его не с точки зрения жанра сказки, а то, что касается предварительного обдумывания (например, главку «КОГО возьмёшь с собой?»).

Не буду рассказывать о той подготовительной работе к своему произведению, которую вёл тот или иной писатель-классик, потому что не всегда следы этой работы сохраняются на бумаге (хотя и такое бывает нередко, поинтересуйтесь). Иногда она идёт мысленно, и это тоже вполне нормально, особенно для небольших текстов. Главное понять, что работа эта необходима для того, чтобы результат был как можно лучше.


Зачем нужна предыстория

Сразу скажу: речь не о черновом наброске текста, а о подготовке почвы к нему. О продумывании того, что войдёт в текст лишь частично и в другом виде, а то и вовсе не войдёт.

Если говорить о написанной предыстории (а именно она и потребуется в задании), то это совершенно произвольный текст, без заботы о последовательности и выразительности. Зато итоговая история, с помощью предыстории, будет гораздо более складной и выразительной. Ведь автор познакомится с персонажами и обстоятельствами ДО того, как начнёт писать о них в самой истории.

Предыстория, которая ни к чему не обязывает, помогает раскрепостить фантазию. Можно придумать приключений или персонажей намного больше, чем нужно. Если появится что-то удачное, но не вписывающееся в саму историю, можно будет использовать это в другой раз, совсем в другой истории.

Предыстория – это то, что происходило ДО нашей истории, но никто не мешает нам забросить крючки и в саму историю, пусть пока это всего лишь подготовка. Предыстория и должна послужить нам подготовительной мастерской.


Выбор существенного из предыстории

Когда мы перейдём к написанию самой истории, предыстория послужит нам своего рода палитрой, с которой можно брать разнообразные краски. Это не значит, что ВСЕ краски мы должны перенести на холст. Наоборот, чем щедрее мы будем, чем шире будет наша палитра, тем точнее мы сможем выбрать нужную краску.

В предыстории мы можем фантазировать и сочинять направо и налево. В тексте истории мы будем избирательны и заботливы к деталям, чтобы они соответствовали друг другу. Мы будем всё придуманное в предыстории пробовать на вкус, на достоверность: годится или не годится. Но то, что мы будем уже выбирать, а не придумывать, поможет сосредоточиться на главном и на наиболее выразительном.

Например, я хочу взять за основу рассказа эпизод из собственной жизни. В предыстории я могу заменить себя на другого человека, придумать ему похожую, но отличающуюся от моей биографию, рассказать всякие смежные случаю, которые то ли случались в моей жизни, то ли не случались.

Если моя история – сказка, то я могу взять реально знакомого мне человека и наделить его любыми необычными свойствами, могу полностью осказочнить то же эпизод из собственной жизни.

Но, нафантазировавшись, стоит приняться за отбор наиболее интересного.


Сказанное и несказанное в повествовании

Любопытнее всего тот факт, что даже неотобранное из предыстории для повествования, реалистического или сказочного, будет незримо присутствовать в итоговом тексте и поддерживать его. Почему? Потом что автор знает, о чём пишет, и это не может не ощущаться.

Именно это знание, продумывание заранее, лежит в основе того, что в литературе называют подтекстом. Того, о чём не говорится, но что подразумевается.
Как писала Новелла Матвеева:
«Все сказано на свете:
Несказанного нет.
Но вечно людям светит
Несказанного свет...»

Предыстория и обеспечивает автору возможность запастись этим несказанным, потому что подготовительный материал – это всего лишь разговор с самим собой.

Обдуманное и сформулированное в предыстории питает её достоверностью. Это похоже на подводную часть айсберга, благодаря которой он устойчив.


Неупомянутое или непродуманное

Есть большое различие между тем, о чём мы не упомянули в своём тексте, и тем, о чём мы просто не подумали, хотя это имеет значение. Поэтому упражнение с письменной предысторией очень важно: с его помощью можно будет увидеть, что относится к непродуманному, а что к случайно упущенному.

Не стоит думать, что это вопрос моего контроля за вами. Это помогает САМОконтролю, САМОдисциплине. А я придираться не буду, но постараюсь вместе с каждым из вас посмотреть, что у нас из этого получилось.


Предыстория написанная и ненаписанная

Будем считать написанную предысторию особым случаем, тренировочным приёмом. После того, как вы поняли её смысл и пользу, можно следующий раз сочинять предысторию мысленно, или делать короткие заметки, чтобы не забыть о придуманном. Но если вам особенно важен текст, который вы задумали, письменный вариант предыстории предпочтительнее.

Существенную роль он играет и когда речь идёт о большом произведении. Вспоминаю, как я лихо написал первую главу повести «Волшебный возок», а потом только задумался: как же дальше быть. По мысли вроде бы всё было ясно, но пришлось на несколько месяцев сделать перерыв и заняться предысторией и подготовительными материалами... Просто чтобы самому хорошо понимать, о чём и как буду писать.

Если речь идёт о рассказе или повести, основанной на материале собственной жизни, написать предысторию менее важно, потому что она присутствует в тебе самом. Но ив этом случае полезно это сделать – вдруг понадобится не копирование реальности, а доведение её до нужных образов, досочинение того, в основе чего лежит собственный опыт.

В общем, один раз пройти через этот тренинг полезно каждому. А дальше будет решать, в какой форме и в какой мере вам это необходимо.


Вопросы для ответов

1. В чём ты сам видишь смысл предыстории, о которой говорится в занятии?

2. Случалось ли тебе видеть черновики или подготовительные материалы к известной книге известного автора?

3. Как ты воспринимаешь ВОЗ-3: как обременительную и не очень нужно нагрузку или как полезный тренинг? Возможны и другие варианты восприятия.

4. Знакомо ли тебе слово «приквел»? Как оно связано с темой занятия?

5. Воспринимаешь ли ты это занятие как шанс углубить тему предыдущего занятия (даже если на это раз напишешь рассказ, а не сказку)?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для слов: НАТЮРМОРТ, НАЧАЛО, НАЧАЛЬСТВО, НАЧИНКА, НЕБЛАГОДАРНЫЙ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Написать предысторию, подготовительный материал для ВОЗ-4 (не путать порядок выполнения!). Объём его должен быть НЕ МЕНЬШЕ 3.000 знаков: описание облика, характера и предыдущей жизни главного героя и других персонажей, а также обстоятельств произошедшего, которые не обязательно войдут в итоговый текст истории. Если не хотите выставлять предысторию в ЖЖ, пришлите мне по мейлу. Не выглаживайте её текст, может быть написано как угодно.

ВОЗ-4
Написать саму историю – рассказ или сказку – объёмом НЕ БОЛЬШЕ 2.000 знаков (!).

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Тур в себя

    Запутался Иннер в собственных переживаниях. Обратился за помощью к знакомому волшебнику. - Я не психотерапевт, - хмыкнул тот. – Но могу тебя в…

  • Разноозарённые

    - У нас выше всего ценятся интуиция и озарение, - рассказывал странный человек, называвший себя инопланетянином. - Замечательно! – воскликнул…

  • Интеллектуальная цензура

    Занесло как-то Простака в одно островное государство, выбранное для международного эксперимента. Государством руководил Искусственный Интеллект…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Тур в себя

    Запутался Иннер в собственных переживаниях. Обратился за помощью к знакомому волшебнику. - Я не психотерапевт, - хмыкнул тот. – Но могу тебя в…

  • Разноозарённые

    - У нас выше всего ценятся интуиция и озарение, - рассказывал странный человек, называвший себя инопланетянином. - Замечательно! – воскликнул…

  • Интеллектуальная цензура

    Занесло как-то Простака в одно островное государство, выбранное для международного эксперимента. Государством руководил Искусственный Интеллект…