Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Письмо о практике уважения к Тайне

Заканчиваю публикацию пятой главы, а с нею и первой книги "Дружба с жизнью. Письма из внутренних путешествий".

Письмо о практике уважения к Тайне

Хочется, друг мой, не только задумчиво медитировать на это выражение – «уважение к Тайне», но и воплотить его в жизнь. Не просто признавать, что да, необходимо такое уважение, а найти убедительные «поэтому». Не ограничиваться большой буквой в слове «Тайна», а понимать, что за этим кроется. Не вести бесконечные разговоры об уважении, а присмотреться к нашей практической потребности в нём.


Прежде всего, не будем пренебрегать той огромной областью знания, которая названа в этих письмах островком в океане. Островком её можно считать лишь относительно бескрайней Тайны, но область знаний представляет собой необозримое пространство для отдельного человека, весьма значительное для земной жизни. Знания подготовят нас к океанским плаваниям – чтобы не вручать штурвал невежеству. Кроме того, стоит быть внимательным к присутствию Тайны во всём, что мы вроде бы уже хорошо знаем. Помнить, что она всегда рядом – стоит ещё немного углубиться в известное.

Нам нужно постоянно осваивать и развивать навыки улавливающего мышления, имеющего особое значение именно тогда, когда пробуешь прикоснуться к Тайне. Нужны принципиальные зацепки, обеспечивающие возможность применения многих навыков. Это, например, поиски общностей с другими людьми, основанные на знакомстве с их опытом и с их взглядами на жизнь. Это и обращение к представлениям о прообразах или о Замысле: оно позволяет соотносить явления, с которыми мы имеем дело, с тем смыслом, который нам не может быть известен полностью, но который вложен в идеи, стоящие у истоков явлений. Это ориентирование на верхние уровни смысла, помогающее обратить внимание на конкретные проявления жизни, связанные с такой направленностью.

Полезно выработать у себя деловое отношение к освоению мистического опыта. В первую очередь собственного – даже если искорки его могут показаться незначительными. Но и свидетельства чужого мистического опыта играют необходимую роль – ведь это опыт человечества. Относиться по-деловому – значит, без пренебрежения (мол, выдумки всё это!) и без чрезмерной доверчивости (ах, какое удивительное провозвестие истины!). Твои собственные ощущения и переживания могут подтверждать чужие свидетельства лучше любых рассуждений.

Громадное значение для человека имеют и те образы, которые традиционно поддерживает та или иная религия. Не будем даже говорить здесь о его собственном чувстве веры и том вероисповедании, к которому оно принадлежит. Но и сами по себе образы любой религии составляют часть культуры человечества. Каждый из них служит для кого-то возможным способом прикосновения к Тайне. Доброжелательно-экуменический взгляд на такой образ помогает нам и обращаться к сокровищнице культуры, и поддерживать мостики понимания между различными верованиями и мировоззрениями.

Чтобы наши представления о тех или иных ракурсах Тайны работали практически, нужно стараться не подменять их громкими пафосными словами. Например, не принижать значение начальных (для нашего понимания) и средних уровней смысла, подчёркивая приоритет верхних уровней. Все уровни смысла для нас важны, в том числе и те, с которых начинается наше самоосознание. Тогда мы сможем сосредотачиваться на важнейших для себя представлениях не потому, что они априори принадлежат к высшей категории, а потому, что они практически переиначивают нашу жизнь.

Пробиваться к своей светящей сущности, которая всегда есть у человека, я буду не из-за её высокой духовной ценности, а потому что это необходимо для развития личности. Следовать Лучу направляющему – не потом что он является указанием свыше, а потому что помогает мне взаимодействовать с судьбой. Стремиться к Высшему, каким бы именем его не называть, - не потому что выше него ничего не знаю, а потому что от этого стремления зависит каждый день моей жизни.

Осваивать пути соединённости своей души с тем Высшим, которое её определяет, – дело вполне практическое. Без ежедневных усилий такого рода почитание Высшего окажется всего лишь риторикой. И религиозному человеку, и нерелигиозному необходимо своё духовное продвижение, не на словах, а через поступки, шаг за шагом.

Не будем говорить об отношении к верхним уровням смысла как к чему-то иллюзорному или теоретически-заумному: без них все представления о жизни вообще и о сфере Тайны в частности останутся искажёнными и тусклыми. Но и жёсткая конкретизация одного-единственного из образов верхнего уровня, отрицающая все другие образы и подходы, может стать препятствием для духовного развития, загоняя в русло фанатичной односторонности.


Первым и главным практическим достижением в развитии способности заглянуть за пределы земного бытия должна стать личная победа над страхом смерти. Не просто психологическое избавление от него (нередко нам помогает в этом даже сам возраст), а переход от страха к пониманию ключевой роли факта неизбежной смерти для переосмысления своей жизни.

Такая победа поможет прояснить свой взгляд за пределы. Поможет с вниманием относиться к свидетельствам об умирании и об Иномирье, не отмахиваться от них как от измышлений фантазии. Поможет не пренебрегать элементами собственного мистического опыта, даже если они незначительны и мимолётны. Хотя при этом важно не впадать и в обратную крайность - чрезмерный интерес к явлениям Иномирья, легковерное отношение к свидетельствам о нём. Прежде всего, надо помнить о тех смыслах земной жизни, на которые указывает существование смерти. Нам не должно также помешать избыточное увлечение наукообразными интерпретациями представлений об Иномирье, которое может нанести ущерб способности надеяться и умению ориентироваться на смысловую структуру мира.

Побеждая страх смерти, мы учимся соизмерять свой образ жизни с теми представлениями о смерти и Иномирье, которые нам приоткрываются: с тайной смертного перехода и с возможными, хотя и неведомыми, пространствами Иномирья. Это ли не практический результат освобождённого взгляда за пределы!..


Согласись, друг мой, что у нас очень много оснований не только уважительно относиться к Тайне, наполняющей нашу жизнь, но и постоянно обращаться к движущей силе этого уважения. Эта движущая сила Тайны расширяет границы и наших представлений, и самого нашего существования.

Нам есть с чем вернуться из очередного тура внутренних путешествий, не правда ли?
Tags: письма о дружбе с жизнью
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments