Ездой в незнаемое Маяковский назвал поэзию, но это приложимо ко всякой настоящей литературе. Это я говорю к тому, чтобы вы не пугались слова «притча» в названии занятия. Просто поговорим ещё об одном жанре. Я не вижу среди участников ни одного, который не смог бы придумать неплохую притчу.
Должен сразу предупредить, что начну отвечать на комментарии только с 10 мая, поскольку на несколько дней уеду. Что ж, притча – вещь раздумчивая, некоторое время стоит и помедлить (к тем, кто и так умеет медлить, это не относится).
Очень рад, что занятию-78 удалось несколько сбалансировать занятие-77 (имею в виду тех, кому удалось в той или иной степени поучаствовать в обоих этих занятиях.
Вот текущие плюсики (в скобках полная сумма, без вычета «налога на редактуру текстов»):
Занятие 5 (79). Сочиним-ка притчу
Не было у нас занятия на эту тему. И в «Написать свою книгу», хотя там приводятся некоторые притчи, не рассматривается притча как жанр, да и жанром её можно назвать лишь довольно условно. О притче здесь говорится лишь как о возможном смысловом ядре сказки. Так что для всех нас это совершенно новая тема занятия.
Хочу пояснить, что разговор о притче нацелен не столько на «овладение ещё одним жанром», сколько на то, чтобы привлечь внимание к тому элементу, который обозначен буквой М в принципе ДОМ, то есть к мысли. Это касается даже афоризмов-определений, которые вполне могут стать как бы крошечными притчами.
В толковых словарях объясняется, что притча – это иносказательный рассказ с нравоучением. Это не вполне толковое определение, но довольно упрощённое. Это не просто иносказание, а помогающее обратить внимание на что-то очень важное, хотя не всегда выразимое. Это мысль-образ, мысль-метафора, мысль-намёк, растворённая в тексте истории – обыденной или несколько странной.
Эзопов язык и басня
Что такое «эзопов язык» вы все, наверное, знаете. А кто не знает... раз... два... три... – уже посмотрел в интернете и теперь тоже знает. А от рассказанных эзоповым языком историй Эзопа идёт ниточка, на которую нанизано множество разных произведений европейской культуры – скажем, басни Лафонтена, из которых вырос наш дедушка Крылов. Но, кроме европейской традиции, существует ещё более древняя традиция восточной культуры, где притчи (лишь одной из разновидностей которых являются басни) использовались задолго до Эзопа.
Кстати, о баснях Крылова. Они ведь не всегда подменяют людей животными. Прочтите, например, басню «Демьянова уха»: никаких животных, одни люди. А язык всё равно хочется назвать иносказательным. Потому что говорится об эпизоде из давней жизни, но, когда читаешь, почему-то вспоминаешь кого-то из своих знакомых.
Но есть в притче и ещё одна особая сторона. В прежние времена нередко говорили: «Что за притча!», - имея в виду, как удивительно то, с чем они столкнулись. Этот элемент удивления вызван присутствующим обычно в притче столкновением двух разных взглядов на одно и то же удивление. Это ещё называется парадоксом.
Притча для каждого о своём
Перескажу одну притчу – о притче. Кажется, я вычитал её когда-то у Руссо, но точно не помню. Это притча о мужестве Александра Македонского.
Один ребёнок, находясь в компании взрослых, услышал историю о том, как Александр Македонский, получил донос на своего врача, якобы собиравшегося его отравить. Великий военачальник дал прочитать этот донос самому врачу, а пока тот читал – в знак доверия выпил приготовленное им лекарство. Мальчик, как и все присутствующие, восхищался бесстрашием полководца.
- Что же тебе так понравилось в поведении Александра Македонского? – спросил один из взрослых, оставшись с мальчиком наедине.
- Он за один раз выпил целую чашку лекарства! – ответил ребёнок.
А вы что подумали?..
Кино вместо морали
Вот в чём, пожалуй, главные свойства притчи: там, где юмор посмеивается, сатира издевается, назидание занудствует, развлечение забывает про смысл, - притча показывает и озадачивает, намекает, но не разжёвывает, побуждает к мысли, но не торопится объяснять.
В этом и заключается то иносказание, о котором говорят определения притчи из толковых словарей. Мысль присутствует в повествовании, но не показывается на глаза в прямом облике. Её надо узнать, угадать под маской. Может быть, и додумать по-своему.
Вот известнейшая притча о слепых, повстречавших слона, которую я перескажу максимально кратко:
Четверо слепых впервые в жизни повстречали слона. Один из них дотронулся до хобота и сказал:
- Слон похож на толстый канат.
– Слон похож на столб, – откликнулся другой, ощупав ногу слона.
Третий коснулся слоновьего живота и заявил:
- Слон похож на огромную бочку.
– Он похож на циновку, – потрогав слона за ухо, возразил четвёртый.
Эта притча существует во множестве пересказов даже в стихах. Не меньше, наверное, и число толкований мысли, которая в неё содержится. И толкователи порою напоминают героев притчи, поскольку каждый опирается на свой опыт и на своё понимание. А как по-вашему, первый, кто сочинил эту притчу, хотел вложить в неё свою конкретную мысль? Или просто снял кино по образу, который пришёл ему на ум? Или в самом деле присутствовал при споре слепых? И вмешался ли он в этот спор?..
Жанры для притчи
Перечислю жанры, которые первыми подвернуться мне как вполне пригодны для того, чтобы произведение стало притчей.
Рассказ может стать самостоятельной притчей, а может включать в себя притчу, которая станет рассказом в рассказе. Например, её поведает кто-нибудь из персонажей. В хорошем рассказе всегда есть что-то от притчи.
Сказка обычно тоже очень хорошо вмещает в себя притчевое ядро. Почитаем Андерсена, что бы убедиться в этом.
Эссе, хотя и кажется чисто размышленческим жанром, но и с притчей справляется замечательно. У меня был период, когда я писал именно эссе-притчи, они вошли в мою первую изданную книгу «Этюды о непонятном».
Басня, об этом мы уже говорили, это и есть притча, хотя на современный вкус, может быть, немного чересчур нравоучительная.
Анекдот может быть притчей в каждом из своих основных значений. Случай из жизни или историческое предание («дней минувших анекдоты») часто по своему смысловому значению оказывается гораздо шире самого описанного эпизода.
Пьеса, или, если поменьше масштабом, пьеска – о ней можно сказать то же, что о рассказе.
Не хочу вас пугать, повесть или роман тоже могут стать притчей. Примером может служить книга Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине», в которой он связал воедино много притч об этом замечательном персонаже. Ещё пример – двухтомный роман Томаса Манна «Иосиф и его братья», в котором писатель подробно пересказал нескольк эпизодов из «Библии», переходящих друг в друга и занимающих одну-две странички. Пересказал так, что притча развернулась и засияла множество подробностей, придающих ей достоверность и вместе с тем особый весомый смысл.
Притча как поиск мысли
Поговорим теперь о том, как сочинить притчу (или, скажем, рассказ, имеющий некоторые признаки притчи) практически. Сначала начнём с обычного случая из жизни – на конкретном примере.
Вот шёл я по улице (точнее, по Берёзовой аллее) и увидел, как поливальная машина – то ли по недосмотру шофёра, то ли по его озорному порыву – обдала обильными брызгами нескольких прохожих. Меня позабавило, что у всех были разные реакции, но я торопился и не стал вдаваться в подробности. А сейчас думаю: почему бы не сделать из этого эпизода небольшую притчу. Чтобы показать, как по-разному люди реагируют на то, что послала им судьба. Выберу трёх персонажей и наведу на них свою «авторскую камеру», чтобы показать, как внутреннее восприятие жизни проявляется в мгновенной реакции. Тут же в воображении собралась целая толпа персонажей с разными мировосприятиями, и все они жаждали пройти мой кастинг. Больше всех мне понравились двое: один , который требовал, чтобы ему заплатили за моральный ущерб, и другой, который подошёл к первому и дал ему денег. Когда первый удивился, другой сказал, что хотел бы кому-нибудь заплатить за доставленное удовольствие, за ностальгию по детству и т.п. и можно считать, что именно эти деньги он вручает другому. Тут я вспомнил, что сочинять буду не я, а вы, поэтому останавливаюсь, для примера достаточно.
Притча как оформление мысли
Ещё пример, обратный: от мысли к сюжету. Мысль-1: добрым быть хорошо. В таком виде с ней ничего не сделаешь, только вызовешь что-то вроде зубной боли у читателя. Перехожу к мысли-2: хорошо или плохо быть добрым? Заметьте, переход к выбору из противоположностей закладывает почву для парадокса, который притче очень органичен.
Откуда взять фактуру? Из того, что тебе нравится и в чём разбираешься. Предположим, кто-то из участников кошатник, будем исходить из этого. Я даже позволю себе для примера использовать некоторые мотивы, встреченные в ваших текстах.
Значит, давай про кошку. Тогда и про мышей в чьём-то доме. Пусть они больше всех кошек боятся страшную Добрую Кошку. Почему её звали Доброй? Потому что она всё время хотела выразить своё доброе отношение к хозяйке и приносила ей придушенных мышей. Причём сама Добрая Кошка их не ела и даже страдала, когда приходилась их ловить и умерщвлять. «На что ни пойдёшь ради доброты», - думала она.
Конкретизировать сюжет дальше не буду, но этот пример показывает (нам, а не читателю), что: 1) важно обострить мысль и 2) приложить к ней ту область, которая тебе хорошо знакома. Если любишь путешествовать, можно столкнуть два разных понимания доброты в разных краях, которые тебе известны.
Другие варианты источников для притчи
Можно переложить по-своему бытовой анекдот, или исторический эпизод, или легенду, или услышанную от кого-то байку. Рассказать своим языком. Показать, как сам это видишь.
Леонида Соловьёва и Томаса Манна я уже в пример приводил. Но это большие произведения, а существуют и рассказы, в которых, например, известному античному сюжету даётся особый разворот, превращающий классический сюжет в новую притчу.
А если любишь фэнтези, придумай своего персонажа. Такого, чтобы он сам уже годился в притчу – самим своим существованием или случаями, которые с ним происходят.
Многие известные сказочные персонаж тоже уже стали притчей – Карлсон, Мумми-тролли, Питер Пэн, Алиса, Винни-Пух... Кому не лень – продолжайте список.
Вопросы для ответов
1. Можешь ли привести какую-нибудь из своих любимых притч (если короткая) или ссылку на ней (если текст длинный)?
2. Пугает ли тебя слово «притча» как жанр, в котором тебе надо себя попробовать?
3. Какое из известных тебе классических (то есть всем известных) произведений больше всего подходит под представление о притче?
4. Как это афоризм-определение может быть крошечной притчей?
5. Любишь ли ты анекдоты? Почему да или почему нет?
ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для слов: НЕБЫЛИЦА, НЕВОЗМОЖНОСТЬ, НЕГОДЯЙ, НЕДОТРОГА, НЕДОУМЕНИЕ.
ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.
ВОЗ-3
Написать историю с элементами притчи (то есть не беспокойся, если как притча он тебя не очень устраивает) в одном из следующих жанров: сказка, рассказ, эссе, пьеска. Объём может быть малым или побольше, но не более 3.000 знаков.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →