Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Малые стихи. ИЗЮМИНКА-2015, занятие 6 (80)

Раз, два, три, четыре, пять

Должно же летнее занятие отличаться от зимних и весенних. Я постарался, чтобы отличалось. Мы много занимаемся прозой, а в качестве отдыха позаймёмся поэзией. У нас много всякого серьёзного, а теперь уйдём от него в отпуск и займёмся не слишком серьёзным. Хотя как сказать...

Напоминаю летний режим работы. Это занятие закончится 15 июля. В июне возможны некоторые задержки с моей стороны, поскольку я буду в вести литстудию «У храма» в селе Давыдово.
Следующее летнее занятие начнётся 20 июля и закончится 31 августа, вместе с самим летом. Сентябрьское – с 5 числа, как обычно, и т.д.


Текущие плюсики (с полная суммой, условно показывающей активность участника, в скобках):

aderkachev = 39, amartaler = 70, angelinakljuiko = 16, ardnaskela20 = 57, himmelsweit = 30, iliysakucc = 45, ivanovishe = 30 (60), lanemru = 46 (76), masha1122 = 0, mashkin_84 = 69 (99), obi_van_ki_ro = 18, perrou = 65, sapiv = 27, savelieva_arina = 22, shum_kaa = 26, snow07 = 9, soroka_nata = 66, tania_al = 96.

Хочу сказать, что активность, о которой идёт речь, - это не то, что в школе, да и в вузе, называют успеваемостью. На мой взгляд, это стремление получать от занятий в студии максимум пользы для себя, которую лишь частично может обеспечить сам текст занятия. Хотя эта активность требует от меня как ведущего, больше ответных усилий, но она меня особенно радует – и перевес явно в сторону радости.




Занятие 6 (80). Малые стихи

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем сочинять!..

Сегодня разговор о малых формах стихов. Конечно, стихотворение может случайно получиться той или иной длины, но мы будем говорить о жанровых (то есть сознательных) формах стихотворений, насчитывающих от 1 до 5 строк.

Поскольку мы больше занимаемся прозой, у кого-то могут возникнуть сомнения, а нужны ли прозаику стихи. Отвечу с полным убеждением: конечно, нужны. Стихи – это неотъёмлемая часть письменной речи и литературы. Стихи могут пригодиться пишущему человеку внутри прозы. Могут даже пригодиться и вместо прозы, потому что не всё без них можно выразить. В общем, даже самому что ни на есть суперпрозаику стоит разбираться и в стихах. Хотя бы в небольших.

Порознь мы уже рассматривали некоторые малые стихотворные формы и связанные с ними темы в НСК. А вот занятия, им посвящённые:

Рифма и двустишие: 11 (5.6.09).
Ритмы и рифмы: 38 (6.9.11).
Трёхстишие: 6 (25.3.09) и 57 (5.5.13).
Верлибр: 33 (5.3.11).
Лимерик: 13 (5.8.09).

Сейчас мы пройдёмся по малым формам в соответствии с числом строк. В НСК и в прежние занятия советую заглянуть, если будет интересно к чему-то приглядеться внимательнее.


От прозы к стихам

Напомню, чем стихи отличаются от прозы. Стихи – это текст, в котором используется особый знак препинания: разбиение на строки. Это очень сильный знак препинания, поскольку он придаёт тексту особую акцентировку, интонацию, мелодию и т.д.
Ещё одно свойство разбиения на строки – возможность усиления музыкальной составляющей текста с помощью размеров рифм.
Кстати, эти стихотворные особенности могут быть использованы и в прозе – ещё одна причина поговорить о стихах даже с теми, кто предпочитает прозу.


Одностишие

Стихотворение, состоящее из одной строки, появляются в русской поэзии ещё у Ивана Хемницера («Была бы только мысль, а за стихом не станет»), позже у Брюсова («О, закрой свои бледные ноги»), у Андрея Вознесенского («Сколько звезд! Как микробов в воздухе»). Бурная жизнь этого жанра началась с творчества Владимира Вишневского, который блистательно проявил себя в нём, а его успех пробудил к одностишному творчеству множество последователей – подражающих ему и самобытных, разворачивающих возможности жанра по-своему.

Одностишия Вишневского и многих других авторов вы легко найдёте в интернете, так что примеров у вас будет выше крыши. Хочу только призвать вас к осторожности, поскольку доступность этого жанра привлекает к нему не столько глубоких поэтов, сколько любителей юмора и сарказма, ценителей игры словами и т.д. Некоторые одностишцы не гнушаются сальностями и скабрезностями вместо того, чтобы искать яркий образ и изящную мысль. Это не означает дефективной природы самого жанра, а говорит лишь о вкусовых качествах того или другого автора.

Думаю, что в жанре одностишия возможны замечательные успехи и открытия, как и в любом другом поэтическом жанре, так что история его только начинается.

Несколько слов о размере одностишия. Самый соблазнительный из них – ямб. Пример приведу свой, самодельный:
Пишу и думаю: наверно, одностишье.

Но другие размеры тоже вполне допустимы и менее привычны. Вот ещё два самодельных примера:
Поэзия сильна недогово...
Уж на строчку – сумею надумать?..

Ещё один соблазн – многоточие в конце одностишия. Оно как бы расширяет слишком уж короткую площадку для самовыражения и создаёт дополнительную многозначительность. Но интересно и обойтись без него.


Двустишие

Ну вот, пока писал об одностишии, придумалось двустишие. Но двустишие – об одностишии:
Сказать одной строкой –
И выйти на покой!
Пусть оно будет соединительным мостиком между двумя жанрами.

Двустишие – жанр древний и заслуженный. Он используется и самостоятельно (об этом мы преимущественно и будем говорить), и как вид строфы в стихотворениях и поэмах большого размера.

Двустишие может быть и нерифмованным. Но всё-таки его главная особенность – рифма. Сведённые вместе две строки как бы отражаются друг в друге, интереснее всего, когда это и смысловое отражение, и звуковое. Но рифмы в двустишии стоят в соседних строках, поэтому лучше, если они богатые. В моём примере в рифмовке участвует двусложное созвучие «...окой». Это богаче, чем рифмовка с совпадением в один слог, но беднее, чем в три слога. Причём надо смотреть не только на число слогов, но и на каждый звук, участвующий в рифме.
Пожалуй, лучше звучало бы:
Сказать одной строкой –
И хватит, дорогой!
Но мысль была бы не та, которую я хотел выразить.

Примеров тоже найдёте множество. Но не удержусь от того, чтобы привести пару двустиший моего любимого Олега Григорьева:
Я ударился об угол —
Значит, мир не очень кругл.
и
Ревел человек в коляске.
Видно, хотел он ласки.
В первом примере удачно использовано отличие написания от произношения. Глядишь – как бы не видно рифмы. Прислушаешься – слышно.
Второй пример показывает удачное соединение рифмы-звучания и рифмы-смысла. Ведь коляска и ласка рифмуются по смыслу, потому что то и другое – выражение заботы о малыше, одно материальное, другое поведенческое.


Трёхстишие

Снова самодельный экспромт:
Отправил в интернет строку сообщения.
Жду ответа.
Тогда трёхстишие и закончу.

О трёхстишии я уже писал немало. Посмотрите НСК и занятия, указанные выше. И самих трёхстиший написал больше двух тысяч. Так что рекомендую этот жанр с любовью.

Но в интернете тоже посмотрите. Вот ориентиры для поиска: трёхстишие, терцет, терцины, свободное трёхстишие, хокку или хайку, русскоязычное трёхстишие. И никогда не путайте хокку со свободным русскоязычным трёхстишием, это разные жанры. Но хокку – прародитель. Читайте хокку в хороших переводах, но не беритесь их сочинять, пока не освоите японский язык и японскую культуру.


Четверостишие

Здесь я уже самодельных примеров предлагать не буду. Кроме интернета, вы наверняка немало найдёте их в собственной памяти, ведь из них состоит большинство стихов и песен. Но всё-таки самостоятельное стихотворение-четверостишие – это особое поэтическое удовольствие.

Приведу пример из замечательного Самуила Маршака:
Немало книжек выпущено мной,
Но все они умчались, точно птицы.
И я остался автором одной
Последней, недописанной страницы.

Замечу, что к рифмам четверостишие иногда не так требовательно, как двустишие, поскольку рифмы возможны не только в смежных строках, но и с другим узором (перекрёстная рифмовка и опоясывающая). Ещё один узор мы найдём в переводах знаменитых рубайат Омара Хайяма.


Лимерик и танка

О лимерике вы прочтёте в НСК, в указанном выше занятии и в интернете, там же найдёте и примеры. Это один из самых озорных малоформатных стихотворных жанров, и освоить его не очень трудно, а удовольствие от этого вы получите громадное.

Вот и я, в очередной раз, не могу отказаться от самодельного примера:
Один участник «Изюминки»
Был просто умник из умников.
Но чем больше он знал,
Тем меньше писал
Этот участник «Изюминки».

В контраст лимерику приведу жанр японского пятистишия танка, которое явилось предком хокку. Здесь я уже самодельничать не возьмусь, а процитирую удивительного поэта Исикаву Такубоку:
На песчаном белом берегу
Островка
В Восточном океане
Я, не отирая влажных глаз,
С маленьким играю крабом.

О танка ищите информацию в интернете, примеры тоже. Как видите, это занятие построено на большом доверии к вашей самостоятельной работе, начинающейся ещё до выполнения задания.


От малых стихов к большим

Пройдясь по малым стихотворным формам, можно понять и то, как пишутся большие стихотворения и даже поэмы. Ведь строфы, из которых они состоят, во многом опираются на те же принципы, которые можно уловить в малых стихах. Хотя, конечно, много дополнительных особенностей используют поэты в больших поэтических жанрах.

Скажем, «Божественная комедия» Данте Алигьери написана трёхстишиями, но не такими, о которых мы говорили. Он использует терцины – трёхстрочную строфу, в которой рифма одной строфы находит отзвуки и в предыдущей, и в следующей строфах.

Даже 14-строчный сонет может включать разнообразные строфы – и в две строки, и в три, и в четыре.

Но это уже высшая поэтическая математика, которой на студии когда-нибудь можно посвятить занятие, но лишь при условии, что мы будем испытывать в этом потребность.


Вопросы для ответов

1. Как ты вообще относишься к стихам – с читательской точки зрения и с сочинительской?

2. Какие из пяти малых стихотворных жанров (на самом деле здесь их упомянуто больше) тебе достаточно знакомы?

3. А к каким из них ты испытываешь наибольший интерес?

4. Кого из авторов малых стихов (взрослых или детских) ты знаешь и кого ценишь?

5. Как ты относишься к рифме? Она уместна только в стихах или в прозе тоже?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для слов: НЕДРА, НЕЗАВИСИМОСТЬ, НЕЗАМЕНИМОСТЬ, НЕЗНАКОМКА или НЕЗНАКОМЕЦ (выбирайте любое), НЕИЗВЕСТНОЕ, НЕИЗВЕСТНОСТЬ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Сочинить по 3 стихотворения в каждой из пяти малых форм. Итого – 15 стихотворений. Но ведь ма-а-аленьких!..
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 117 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →