Путешествие шестое. Письмо о некоторых видах приметчивости
Начиная этим письмом книгу вторую, друг мой, должен предупредить, что тут нас ждёт втрое больше путешествий-испытаний, чем в первой книге. Для меня это писательские испытания, потому что немало того, с чем встретился, предстоит изложить в письмах к тебе. Для тебя – читательские, потому что ты окажешься в тех краях, встречи с которыми я описываю, а значит – тебе, как и мне, тоже будет непросто.
Не знаю, насколько возможно чтение этих писем сразу со второй книги, потому что я стараюсь избегать лишних повторений, а кое-что об основных направлениях наших путешествий стоит знать. Так что лучше начать с небольшой первой книги, чем браться сразу за вторую, осложняя себе её понимание второй. Впрочем, насколько получится, я буду учитывать и такой вариант.
Здесь, во второй книге, мы встретимся со многими темами, вскользь обозначенными в «Основных направлениях» (это первая книга) с расчётом на самостоятельное их изложение в дальнейшем. Теперь нам предстоит углубиться в каждую из них. Пусть тебя не удивляет, что при этом будут вскользь обозначены новые темы, которые придётся оставить для третьей книги. Внутренние путешествия – они такие. Их столько, сколько хватит энтузиазма у путешественника.
Наше шестое путешествие – в приметчивость, с которой мы встретились в путешествии третьем. Навык приметчивости служит ориентированию, одной из базовых потребностей человека. Внимание к жизни и диалог с ней подразумевают поиск и освоение ориентиров для понимания смысла диалога, для наполнения смыслом своего поведения. Ориентиры нужны на разных уровнях, но все они помогают человеку определять свой жизненный путь.
Проблема ориентирования носит двойственный характер. Ведь человеку необходимо ориентироваться и во внешнем мире, и во внутреннем. В то же время одно тесно связано с другим. Обычно у людей существует перевес в пользу внешнего ориентирования, но главным для человека является как раз ориентирование внутреннее, ведущее к самопознанию и саморазвитию. Кроме того, все наши восприятия внешнего мира проходят через внутренний мир, так что ориентиры этих двух миров взаимосвязаны. Такое «ориентирование внутри и вне» заслуживает нашего особого внимания.
Человеку наивно было бы думать, что он первый, нуждающийся в поиске ориентиров. Существует много мировоззренческих, философских и религиозных учений, которые представляют собой подробно разработанные системы ориентирования. Они дают материал для саморазвития, но среди них тоже важно ориентироваться, чтобы выбирать для освоения то, что тебе подходит. Их нужно соразмерять с уже выбранными тобой ориентирами. Вот мы и попробуем вступить в эти замысловатые заросли ориентирующих учений.
Отдельно надо сказать об одной особой стороне социальной жизни. Во многом она подобна жизни биологической. И если мы присмотримся к разнообразным объединениям людей, то обнаружим, что каждое из них является своего рода организмом. Вот почему их можно назвать внешними псевдосуществами, а сокращённо – внепсами. Они могут различными способами воздействовать на человека, даже подчинять его себе. Так что полезно не только наблюдать за ними, но и учиться с ними обращаться. Особенно если сам входишь в состав какого-то из внепсов.
Видишь, друг мой, сколько всего интересного предстоит нам в этом путешествии: осваивать двойное ориентирование, преодолевать заросли, укрощать необычных псевдосуществ...
Что ж, смелее вперёд!..