Шестая глава - это уже начало второй книги. Те, кому нужна будет первая книга, могут прислать мне просьбу о ней на krotovv()gmail.com, я вышлю её (это бесплатно и без каких-либо обязательств с вашей стороны). Тем, кто откликнется здесь, в комментарии, на этот текст, я буду признателен за любые замечания.
Присмотреться к непривычному привычному
Письмо о внешних псевдосуществах
Сейчас, друг мой, мы окажемся среди удивительных существ – небольших и гигантских, спокойных и агрессивных, а главное: хорошо нам знакомых и одновременно незнакомых. К тому же это не существа в привычном смысле, это мнимые существа, но ведущие вполне реальную жизнь, активно взаимодействующие с людьми и даже состоящие из людей.
Но мы ведь не отступим перед ними, правда? Если стремиться развивать приметчивость, нам обязательно нужно уметь замечать внепсов и присматриваться к их особенностям.
Внепс – это соединённость людей в роли функций.
Итак, речь пойдёт о различного рода человеческих объединениях. Каждое из них можно представить своего рода организмом, особым социальным существом, а точнее –псевдосуществом. Такой подход открывает перед человеком эффективные возможности понимания особенностей нрава объединений и организаций, помогает ему выбирать правильные способы обращения с ними.
Мы будем называть такой «организм» внешним псевдосуществом (позже нам встретятся и внутренние псевдосущества), а сокращённо – внепсом. Само понятие о псевдосуществах – это способ образного рассмотрения большой группы сложных и спорных явлений, играющих важную роль в человеческой жизни. Внепс – это организм, состоящий из организуемых людей и их организаторов, или из людей самоорганизовавшихся. У каждого внепса своё телосложение, свои повадки, свои особенности.
Внешние псевдосущества – это образ, помогающий ориентироваться среди социальных образований, а также выстраивать свои личные отношения с теми из них, с которыми свела тебя судьба.
Внепс, конечно, не существо, а как бы существо, но от этого он не менее реален. Эта метафора позволяет понять смысл организованных или самоорганизовавшихся объединений. Внепсы имеют разные масштабы существования. Государства и объединения государств – примеры крупных внепсов. Любые организации или фирмы – тоже внепсы. Но сюда надо также отнести и совсем малые образования, вроде семьи или коммуны, и образования кратковременные, как толпа или собравшаяся на зрелище публика.
Традиция изображать внепсов, особенно больших, в виде живых существ идёт издревле. У Гоббса – это Левиафан. У Радищева: «Чудище обло, озорно, огромно и лаяй». Ницще говорит: «Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ». Это первое, что вспомнилось. Внимательный исследователь обнаружит много такого во разнообразных источниках.
Даже внепсы-невидимки реальны уже тем, что живут в сознании людей некими расплывчатыми образами.
Само представление о внешних псевдосуществах, о внепсах, предназначено для того, чтобы сделать их заметными как некое особое явление. Пока мы не обращаем на них внимания как на особые существа, они как бы и не существуют, мы думаем о них лишь как об объектах социально-организационной деятельности людей.
Однако даже если просто перечислить некоторые категории внепсов, станет понятно, как глубоко входит их существование в человеческую жизнь. Государства, объединения государств, даже само человечество – это огромные псевдосущества. Всевозможные учреждения, фирмы, организации, государственные и негосударственные, коммерческие и благотворительные – распространённейшие внепсы, но их численность уступает первенство маленькому внепсу, который существует повсюду: семье. Вместе с тем любая дворовая компания или даже преступная группировка, всякая партия или профсоюз, научное сообщество или религиознпя община, город или деревня, собрание или виртуальное сообщество... – да-да, всё это внепсы, и перечень этот далеко не закончен.
Кроме организаций как таковых, своеобразными внепсами бывают и аморфные сообщества, составляющие ту или иную социальную прослойку. Примером может служить любая «общность по интересам». А кроме внепсов явных бывают внепсы-невидимки, о которых ходит много слухов, с которыми связаны разнообразные конспирологические теории. Само их существование недоказуемо. Даже журналисты не могут ничего толком о них выведать, что уж говорить об обычном человеке. Но внепсы-невидимки реальны уже тем, что живут в сознании людей некими расплывчатыми образами.
Внепсоведение было бы интереснейшей наукой.
Внепс – не просто сооружение из людского конструктора. Это существо, хоть и мнимое, с точки зрения биологии, но вполне реальное для нашей жизни. Оно обладает своими органическими свойствами, это нечто цельное и самостоятельное.
Внепс может иметь довольно расплывчатую структуру. Например, малая семья и большая, перестающая в род, племя или этнос. Или прибывающая и убывающая толпа. А внепсы с юридическими физиономиями вовсю используют эту расплывчатость, организуя фиктивные фирмы, дочерние предприятия, холдинги и прочее.
Большой внепс состоит обычно из малых внепсов. Так что между внепсами существуют не только горизонтальные отношения, но и вертикальные. И всяческого рода перекрещивающиеся... Впрочем, внепсоведение классифицировало бы их куда тщательнее, нашло бы множество дополнительных свойств, особенностей и всевозможных нюансов. Внепсологию я только обозначил. Она ждёт своего Линнея.
Для изучения внепсов – на пользу человеку – надо было бы открыть Социально-ветеринарную академию (или хотя бы университет). На разных отделениях там изучали бы разные породы внепсов, их повадки, физиологию и возможные патологии. Внепсоведение оказалось бы интереснейшей наукой с практическими приложениями. А Научно-исследовательский институт внепсоведения стал бы и центром изучения внепсов, и... одним из них, ближайшим объектом изучения.
Всякая организация имеет свои органы, которые функционируют с помощью функционеров.
Анатомия внепса приводит нас к людям, его функционерам, и к их человеческим свойствам. Что ж, всякая организация имеет свои органы. Органы функционируют с помощью функционеров. Чем не живое существо – организация?..
Психология внепса приводит к особенностям самого внепса, имеющего свой индивидуальный характер среди других внепсов.
Внепс не всегда является социально значимым явлением. Иногда он даже оказывается асоциальным – например, криминальная группировка. Но как явление внепс всегда остаётся частью социума. Мир внепсов – это мир различных видов симбиоза людей и организаций. Он вплетён в тот мир, который мы называем человечеством. Можно эти миры не разделять и считать их единым миром. Но внимание к миру внепсов позволяет осмыслить многое из происходящего с нами.
Внешние псевдосущества – это представление об организациях с точки зрения человека. Для человечества, для государства и для других достаточно масштабных социальных образований (которые сами являются внепсами) большинство внепсов – как раз внутренние существа, находящиеся внутри них. Но мы не будем руководствоваться взглядами больших внепсов. Человеку важно понимать, что делать ему самому, сталкиваясь с внепсом в той или иной ситуации, а не заниматься их мнимым бытием, сотканным из человеческих жизней.
У любой организации неизбежны задатки Голема или Франкенштейна.
Правда внепсов лепится из пропагандистских прагматических правд, нередко замешанных на обмане и почти всегда включающих в себя его элементы. Политики и крупные предприниматели специализируются на создании и укрощении внепсов. Рискуя, что их подопечные могут выйти из-под контроля. Могут даже растерзать своего хозяина и заменить на другого. Любой организации присущи задатки Голема или Франкенштейна. Инициатору её создания полезно помнить об этом.
Внепс – это сила объединения, стремящаяся укорениться в душе объединённых. И никакой руководитель не может полностью подчинить внепса своей воле. Думать, что мозг внепса в его руководителе, - всё равно что считать, будто мозг человека в носу, поскольку это самая выдающаяся часть лица. А вот внепсы могут подчинять себе человека, поэтому надо учиться обращаться с ними. Особенно если входишь в состав какого-то из внепсов.
Не восстание роботов грозит человечеству, а давно уже развивающееся засилие внепсов. Яркое проявление этого процесса – глобализация. Пока развитие диктатуры внепсов сдерживается их конфликтами друг с другом. Но рано или поздно они научатся получше договариваться. Хорошо, если люди до этого научатся получше быть людьми, чем функционерами.
Со временем общество выработает для внепсов нечто вроде «законов роботехники», предложенных писателем-фантастом Айзеком Азимовым как средство предотвратить рискованные последствия роботизации. В какой-то степени (малой) пытаются придумать подобные законы и сейчас, но это законы юридические, полные тонкостей и закавык, лазейки в которых находят ушлые юристы, завербованные внепсами. До чётких формулировок писателя (правда, приводящих к своим парадоксам) пока далеко.
Недовольство людей чиновничеством будет довольно беспредметным и неэффективным, пока мы не научимся видеть проблему в более широком масштабе: через образы внешних псевдосуществ. Именно общие свойства внепсов и индивидуальные черты характера каждого из них являются факторами формирования свойств чиновников. Требования к самим функционерам и попытки исправить их на персональном уровне недостаточно реалистичны.
Внепсы – не страшилка.
В фантастических рассказах и фильмах-ужастиках часто рисуют пришельцев, вселяющихся в человека и заставляющих его подчиниться их воле. Схожим свойством, пусть не так ярко выраженным, обладают и внепсы, пришедшие в мир по нашей воле. Любой функционер называется так потому, что исполняет какую-то функцию одного из внепсов. Охотно это делает функционер или поневоле, мотивирует ли его убеждённость, заработок или карьера – это уже другая проблема, лежащая в основе многих внутренних или внешних конфликтов. И хотя общество судит порою юридических лиц, управляться с внепсами по-настоящему оно пока не умеет. Но человек может заботиться о какой-то душевно-духовной гигиене в общении с ними.
Внепсы – не страшилка. Многим в своей жизни человек обязан внепсам: прежде всего семье и разного рода содружествам. Всевозможные общественные дела, почти все, немыслимы без создания внепсов и без их деятельности. Нам надо знать и об их возможностях, и об опасностях, с ними связанных. Точно так же, осваивая технику, мы должны одновременно осваивать и технику безопасности. А внепса можно в чём-то считать неким социальным механизмом. Хоть он и существо, но всё-таки мнимое.
Кстати, своей мнимостью внепс может искусно пользоваться. Главный его фокус по отношению к окружающей публике в том, что публика имеет дело лишь с функционерами, хотя каждый из них – часть внепса и пропитан его авторитетом. Вот и получается, что люди имеют дело с людьми, а внепс старательно прячется в свою мнимость – до тех пор, пока из уст функционера не вылетает имя внепса, заклинающее своим могуществом человека из публики или даже толпу людей.
Внепс – это образование, превышающее человека масштабом, но уступающее ему в наличии души.
Внепсы, по сути, невидимы. Да, они стремятся придумать себе внешность: строят здания, разрабатывают логотипы, фирменный стиль, и прочими способами ищут свои воплощения. Но они призрачны, потому что мнимы. Это затрудняет воздействие на них. Внепса невозможно оскорбить, тем более дать ему пощёчину за совершённую подлость. Из-под уголовного преследования он часто выскальзывает, как ящерица, оставляя в руках правосудия одного или нескольких своих функционеров, да ещё разве что кусочек добытой прибыли. За их невидимостью привыкли прятаться их создатели, владельцы и совладельцы. Вот почему отдельному человеку приходится придумывать особые формы взаимодействия с внепсами и в любом случае остерегаться их агрессии.
Не всегда внепс – организация. Например, дружескую компанию организацией не назовёшь. Организация – это внепс, отрастивший органы. А вот есть ли что-то вроде души у организации или объединения? «Что-то вроде» придумать можно, но оно может состоять лишь из того, что отдают внепсу люди, и исчезает, когда доноров не находится. Душа человека – его главное отличие от внепса.
Внепс может соблазнять человека войти в его внепсовый организм, предлагая облегчённое коллективное ориентирование вместо трудного личностного, а также организационную поддержку житейского существования, другие приманки, простейшими из которых служат зарплата и карьера.
Во времена великих социальных потрясений может показаться, что отдельный человек вообще ничего не значит, что всё решают могучие многообразные внепсы, но это не так. В том, что касается человека, всё решает он сам. В дни великих потрясений становится виднее, насколько он к этому готов.
Как и всякое обобщение, представление о внепсах довольно схематично. Но если прилечь к нему внимание, то многие свидетельства и суждения покажут нам всевозможные подробности существования и функционирования этих особых симбионтов человека.
Не бойся внепса. Бойся перестать быть собой.
«Внепс» - смешное словечко, полезное для того, чтобы безбоязненно присматриваться к явлению, которое иногда может оказаться довольно грозным для человека, и противостоять ему.
Любой внепс готов помочь человеку с ориентирами. С теми, которые соответствуют интересам самого внепса. И часто – слишком часто – он становится для человека некоторой ориентирующей системой. В его повадках воздействовать своей идеологией, своими функционерами. Но и сами люди, входящие в состав внепса и примирившиеся с этим, из лучших побуждений стараются и тебя сориентировать на максимальную примирённость с ним.
Но правильно ориентироваться среди внепсов полезнее, чем ориентироваться с их помощью. Слишком уж они готовы воздействовать на человека ради себя, а не ради самого человека.
Симбиоз человека и внепса бывает очень тесным. Они могут буквально срастаться друг с другом. Но когда совместная жизнь прекращается, становится видно, кто мнимое существо, мгновенно забывающее о тесной взаимосвязи, а кто подлинное – с трудом выходящее из неё, нередко страдающее от этого и нуждающееся в новом самоосознании. С этой тягостной «естественностью» переживаний человеку стоит бороться заранее, не допуская врастания в гостеприимную мнимость.
Сами по себе внепсы не руководствуются верхними уровнями смысла. Однако это возможно для каждого отдельного человека, участвующего в их создании и жизнедеятельности. Своей личной позицией человек может и защитить себя (не всегда физически, но всегда духовно), и в чём-то повлиять на поведение внепса.
Внепсов не надо бояться. Про них и про их свойства надо знать, но не забывать, что это существа мнимые, производные от человеческой инициативы и не имеющие глубинного внутреннего мира, как человек.
Может быть, друг мой, ты засомневаешься: что же это за внутреннее путешествие, если речь идёт о внешних существах. Но я всё же надеюсь, что ты поймёшь: когда речь идёт о нашем восприятии чего угодно внешнего, мы всегда путешествуем по внутренним путям-дорогам, на которых находим своё отношение к тому, что снаружи. Да и наша приметчивость – дело внутреннее.
Когда-нибудь мы доберёмся туда, где сумеем подробнее присмотреться к тому, как взаимодействуют внепс и люди, которые его образуют. С другой стороны, мы сможем попробовать разобраться в том, что человек и внепсы – это не жертва и хищники, а личность и мнимые сущности. И поближе познакомимся с одной из разновидностей внепсов – корпоративными псевдосуществами, копсами. Особое значение для нас имеет обращение с копсами, в общение с которыми приходится вступать довольно часто, так что важно уметь это делать грамотно.
В общем, как всегда, впереди ещё больше интересного, чем за плечами. Лишь бы хватило сил и времени на будущие путешествия.