Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Дружба с языком. ИЗЮМИНКА-2015, занятие 8 (82)

А наш учебный год – в разгаре

Все по осени начинают занятия. Мы – продолжаем.

Кстати, о начале занятий. Хочу дать вам две ссылки. На сайте Социальной сети работников образования в конце страницы дана реклама видеокурса по сочинительству, который я записал летом. Хотя он ориентирован на подростков, но может быть любопытен и более взрослым авторам. (Реклама перемежается рекламой курса по мультфильмам.)
По ссылке проекта «Алые паруса» можно найти мою автобиографию, составленную как выжимка из мемуаров.
Сам курс начнётся в октябре, в нём 12 занятий. Я ещё напишу об этом в ЖЖ, но вам сообщаю первым.
Москвичей же приглашаю на две встречи, о которых тоже ещё напишу: 24 сентября (беседа о дружбе с жизнью на квартире Антона Кротова) и 8 октября (вечер, посвящённый открытию выставки Каптерева в центре Преодоление, Тверская, 14). Подробности позже в ЖЖ.

Надеюсь, за лето отдохнули и те, кто не участвовал в летних занятиях, и даже те, кто участвовал. Так что готовьтесь – сегодня занятие очень важное.

Сообщаю текущие плюсики (в скобках – полная сумма: условный рейтинг участника):

aderkachev = 62, amartaler = 90, angelinakljuiko = 16, ardnaskela20 = 72, himmelsweit = 30, iliysakucc = 79, ivanovishe = 0 (60), lanemru = 63 (93), masha1122 = 0, mashkin_84 = 41 (131), obi_van_ki_ro = 18, perrou = 73, sapiv = 27, savelieva_arina = 22, shum_kaa = 54, snow07 = 13, soroka_nata = 92, tania_al = 135.




Занятие 8 (82). Дружба с языком

Это одно из возможных названий той важной темы, к которой мне хочется в очередной раз подойти на сегодняшнем занятии. Отдельные стороны её разбираются в НСК. Она так или иначе затронута в нескольких предыдущих занятиях студии. Вот их перечень:

Мир фразы – 24 (2010 год),
Сам себе редактор – 40 (2011 год),
Язык и его подсказки – 50 (2012 год),
Человек пишущий – 53 (2013 год),
Эпитет – 58 (2013 год),
Метафора – 59 (2013 год),
Дружба с письменной речью – 75 (первое занятие этого года).

Однако мне всё время кажется, что я говорил об этом недостаточно. Попробую кое-что добавить и взглянуть по-новому, с дополнительными подробностями.

А для начал скажу вот что. Дружба с языком – не просто умение не делать ошибок и понимание идиом, это гораздо глубже. Это уважение к тем тайнам, которые в нём заключены. Это навык постоянного стремления улавливать отзвуки этих тайн при взаимодействии мыслей и переживаний со словом.


Язык как таинственный организм

Именно так: язык – это таинственный организм, к тому же нематериальный. Точнее, материально до конца не уловимый. Если считать, что он воплощён в текстах, то что делать с устной речью, с её фонетическими особенностями, интонациями и нюансами? Добавим устную речь, остаются песни, уводящий в иное, музыкальное пространство. Если же вспомнить, что язык не один, что каждый из языков разветвляется во времени (исторически) и в пространстве (диалекты)...

Мы уверенно говорим, что владеем родным языком, хотя это довольно наивно. Кто из нас, даже с филологическим образованием, способен вобрать в себя тот невероятный потенциал, который сосредоточен в твоём языке, таком родном и привычном?.. Намного правильнее считать наоборот – что язык владеет нами, используя наш крошечный вклад для своего развития, для своей потаённой жизни, которая лишь отдельными протуберанцами вспыхивает – или всего лишь мерцает? – в каждом из нас.

Можно сравнить язык со стихией – с океаном, который тоже является живым организмом, соединяющим в себе другие организмы и дающий им жизнь.


Внимание к языку

Каждый из нас, кто питает интерес к письменной речи, знает, как обогащает человека внимание к языку: к словам, к их значениям и этимологии, к их взаимодействию друг с другом. Чем больше наш лексический запас, чем больше мы пишем и чем старательнее сотрудничаем с языком – насколько можно сотрудничать со стихией – тем выразительнее становится наша речь, но не только: тоньше становится наше понимание самого себя. Наше зрение обнаруживает новые оттенки цветов и новые конфигурации форм, наш слух различает неожиданные звучания привычного, острее становятся все наши способы восприятия, потому что мы всё лучше можем уловить их и выразить.

Поэзия показывает нам, сколько ещё неуловимых тайн скрывается в языке, и никакой литературный критик не в состоянии, к счастью, инвентаризировать эти тайны.

Жизнь разговаривает с нами на разных языках, многие из которых бессловесны. Хорошо, если мы умеем внимать им и хоть сколько-нибудь понимать их. Но будем внимательны и к тому языку, на котором мы общаемся друг с другом. Он служит нам главным инструментом для осмысления мира.


Энергия слова и народная мудрость

«Я знаю силу слов, я знаю слов набат», - писал Маяковский. «О великий, могучий, правдивый и свободный!..» - кто не знает этих тургеневских слов. Сколько ещё цитат можно подобрать на эту тему – не поучающих, нет, полных восхищения от глубинного погружения в пучины словесной стихии.

Как обычная вода может хранить и передавать информацию, так слово аккумулирует и передаёт энергию. Эта энергия служит и созиданию, и целительству, и – не будем забывать – разрушению тоже. Работать с этой словесной энергией, высвобождать и направлять её – наше писательское дело.

Когда говорят о народной мудрости, нашедшей своё выражение в пословицах и поговорка, в устоявшихся метафорах и привычных идиомах, - это тоже энергия языка. Благодаря это энергии, обеспечивающей кристаллизацию мысли в нескольких словах, иногда даже в одном слове, эта мудрость и образуется, и сохраняется, и усиливается с каждым новым подходящим её употреблением.


Участие в жизни языка

Но если язык является такой таинственной и необъятной стихией, можем ли мы участвовать в его жизни, в его развитии, в применении его энергетических возможностей? Конечно, да.

Каждое наше словоупотребление, каждое удачное обращение к богатым ресурсам этой языковой стихии является нашим взносом в осуществление его сегодняшней и завтрашней жизни. Потому что язык и существует в каждом из нас, а не только в словарях и в филологических исследованиях.

Хочу сразу сказать, что и всякая наша небрежность, небережность по отношению к своей речи тоже является участием в жизни языка – участием негативным, как брошенный на землю мусор. Уронил бумажку, бросил окурок. полузгал семечки – что страшного?.. Вроде бы ничего, но печально находиться в неряшливом жизненном пространстве.


От мысли к языку, от языка к мысли

Таинственным является переход от мысли к языку. Потому что мы не просто подбираем подходящие слова. Язык активно участвует в самом этом переходе, в самом нашем мышлении. Если человек думает словами, это самый простой, самый стандартизированный способ мышления. Полноценное мышление – это взаимодействие мысли со словом. Пишущий человек всегда должен участвовать в этом взаимодействии, а не ограничиваться первым слоем (см. о принципе следующего слоя).

Более того, язык сам нередко может оказаться катализатором мысли или её стрелочником, переводящем мышление на новое направление.

Может быть, процесс взаимодействия мышления с языком можно сравнить с переменным током, который идёт не от одного полюса к другому, как ток постоянный, а меняет своё направление, совершая при этом нужную работу: формирование высказывания, фразы, текста.


Мир фразы и его обустройство

Эту заключительную часть занятия хочется сделать как можно конкретнее, но исчерпывающей она наверняка не получится. Каждому придётся дополнять её самостоятельно своими открытиями и находками.

Что можно сделать, чтобы позаботиться об одной-единственной фразе – той, которая сейчас перед тобой? Чтобы в ней максимально проявилась твоя дружба с языком.

- Присмотреться к тому, какие слова тяготеют друг к другу и помочь им быть соседями, а не перекликаться через промежуточные слова. Например: «Он так хотел добраться поскорее домой». Не стоит оставлять странное сочетание «поскорее домой». Оно само по себе может быть неплохим восклицанием в другом случае, но здесь, где есть слово «добраться», не надо делать слово «поскорее» разделителем. Заметим и то, что перенести его можно двумя способами, и «Он так хотел поскорее добраться домой» звучит по-другому, чем «Он так хотел добраться домой поскорее». Какая интонация нужна в твоём конкретном тексте?

- Перестановка слов относительно их обычного расположения, естественного для речи, называется инверсией, и если воспользоваться ею сознательно, можно усилить выразительность, найти особую интонацию. Если же она возникает случайно, может быть искажена не только интонация, но и смысл сказанного. «Из сырости и шпал Россию восстанавливаю» - строка из Марины Цветаевой. Попробуйте придать здесь словам обычный порядок, избавиться от инверсии. Получится «Восстанавливаю Россию из сырости и шпал». Раз – и нет того, что хотела сказать Цветаева.

- Следите, чтобы времена внутри фразы не расходились из-за вашего невнимания. «Игорь вспомнил, как много лет назад увидел ветхую, доживающую свой век избу». Так можно сказать только в том случае, если и сейчас, много лет спустя, изба ещё стоит перед Игорем и продолжает доживать свой век. В остальных случаях надо писать «доживавшую».

- Знаменитое чеховское «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» мне было бы совестно приводить, если бы не встречал порою в некоторых ваших текстах подобные нелады с деепричастным оборотом. Не надо, чтобы шляпа пользовалась вашей ошибкой и самостоятельно глазела в окно. Будьте бдительны!

- В устной речи человека, как известно, нередко присутствуют слова-сорняки. Понятно, что надо позаботиться о том, чтобы выполоть их хотя бы из письменной речи. Но стоит остерегаться и словечек-выскочек, которыми могут оказаться местоимения («Она вышла. Она оглянулась. Она испугалась»), и союзы («И тогда я пошёл гулять, и увидел голубей, и принялся их кормить»). Самое приставучее словечко-местоимение, наверное, «я».

- У многих слов есть большая синонимическая родня. Это нам на пользу, если мы выбираем из этой родни наиболее достойный синоним. Но если берём первый попавшийся, это может исказить нашу фразу. «Батон» и «буханка» во многих случаях синонимы. Но сказать «батон чёрного хлеба» - это было бы как-то по-иностранному.

- Хорошо, если мы развиваем чуткость к звуковым зацепкам слов друг за друга и пользуемся ими в какой-то степени. Но чаще всего не стоит перешагивать грань и превращать фразу в каламбур. За каламбур, который не совсем на месте, принято даже извиняться.

- Помни о том, что пунктуация бывает нормативной, которой придерживаются корректоры, и авторской, с помощью которой можно создавать нужную интонацию. Работа автора во многом состоит в том, чтобы следовать своему вкусу, но при этом стараться соблюдать нормативную пунктуацию в непринципиальных местах.


Вопросы для ответов

1. Что в моём пристрастном отношении к языку кажется тебе перебором или чрезмерным неконструктивным пафосом? Что, напротив, представляется особенно полезным (за исключением последней главки)?

2. Что в высказанных суждениях о языке оказалось для тебя неожиданным?

3. Каково твоё собственное отношение к языку? Какой свой образ приходит тебе на ум?

4. Ощущаешь ли ты взаимодействие мысли и языка в своей практике письменной или устной речи?

5. Какие из пунктов последней главки ты хотел бы взять на заметку для себя?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для пяти слов на «НЕ»: НЕПОДРАЖАЕМОЕ, НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ, НЕПОСЛУШАНИЕ, НЕПРИЯТИЕ, НЕРАВЕНСТВО.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Написать небольшую прозаическую историю (до 3.000 знаков) или эссе. Пусть каждая фраза здесь начинается с красной строки. Это не разбивка строк как бы для верлибра, текст остаётся прозой. Но вы сами таким подходом поможете себе сосредоточить отдельное внимание на каждом предложении, а значит как следует выпестовать его.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →