Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Сюжеты за день. ИЗЮМИНКА-2015, занятие 9 (83)

Однодневный урожай

Осеннее время, как водится, урожайное. Но у нас занятие посвящено не вообще урожаю, а однодневному. Подробности ниже.

Напоминаю, что на сайте Социальной сети работников образования в рамках проекта «Алые паруса» вывешено первое занятие моего видеокурса по сочинительству для подростков. Мне будет интересно мнение каждого из вас.
Напоминаю также, что москвичей буду рад увидеть 8 октября на вечере, посвящённом открытию выставки Каптерева в центре Преодоление, Тверская, 14). Начало в 19-00, но прийти лучше на полчаса-час пораньше, чтобы посмотреть картины. Вход свободный (надо сказать, что вы на вечер), зал на 3-м этаже.

Обращаю ещё раз ваше внимание на то, что занятие заканчивается в последний день месяца. Если вы хотите, чтобы лично у час оно было полноценным, лучше не дожидаться этого последнего дня, чтобы обсудить то, что вы написали. Конечно, мне трудно игнорировать ваши реплики в короткое время предполагаемого затишья (с 1 по 4 число), но лучше бы этим не пользоваться: мне нужно готовить новое занятие, не говоря о прочих делах.

И ещё одна просьба: если я посылаю вам мейл, подтверждайте, пожалуйста, его получение. Большинство из вас это делает, за что я благодарен, но для некоторых это просьба актуальна.

Текущие плюсики (в скобках – полная сумма: условный рейтинг участника):

aderkachev = 62, amartaler = 90, angelinakljuiko = 16, ardnaskela20 = 78, himmelsweit = 36, iliysakucc = 67 (97), ivanovishe = 0 (60), lanemru = 71 (101), masha1122 = 0, mashkin_84 = 53 (143), obi_van_ki_ro = 18, perrou = 73, sapiv = 27, savelieva_arina = 22, shum_kaa = 54, snow07 = 19, soroka_nata = 92, tania_al = 155.




Занятие 9 (83). Сюжеты за день

Вроде бы такого занятия (или близкого по теме) пока не было, так что ссылок не даю. Если кто-нибудь вспомнить похожую тему из НСК, пожалуйста, сообщите – не могу сейчас её исследовать. :)

Но в очных студиях у нас бывали похожие занятия под условным названием «Поиски тем». Мы выходили из аудитории на улицу, и каждый искал себе тему, на которую ему хотелось бы написать что-то. Это могло быть странное дерево, птица или торчащая из земли причудливая железка. Я регистрировал находку фотоаппаратом: запечатлевал будущего автора рядом с его темой.

Впрочем, на этот раз у нас будет нечто иное.


Сколько в жизни сюжетов?

Могу уверенно ответить на этот вопрос: их бесконечное количество.
Даже если разделить их на население земного шара, их всё равно останется столько же (говорю как математик: это свойство бесконечности).

Можно утверждать, что даже в одном дне нашей жизни их скрывается... ну, если не бесконечное, то во всяком случае – несчитанное. Причём это уже не теоретически возможные сюжеты, а вполне конкретные. Их можно заметить, обдумать и развить.

В качестве беллетристического примера предлагаю прочитать рассказ: Сигизмунд Кржижановский «Книжная закладка». Прямо так и наберите в поисковике. Он не только об этом и не очень короткий, но зато вы заодно познакомитесь с этим не очень известным, но очень интересным автором первой половины прошлого века. Не пожалеете. Есть чему у него поучиться.

Может быть, правильнее говорить сначала о теме. О семени будущего произведения. О сокровище, ждущем зрячего. О взрывном устройстве для воображения.

Но именно взрывной характер темы приводит к быстрому переходу к сюжету, как со вкусом показано у Кржижановского. Опираясь на неё как на каркас для фантазии, мы начинаем – стихийно или сознательно – вырабатывать маршрут повествования, пускаемся в свои авторские приключения среди персонажей, не забывая развешивать гирлянды разнообразных приманок для читателя и играть с ним в кошки-мышки.


Однодневный дом внимания

Один-единственный день – это не только наш очередной ломоть жизни, но вместе с тем и россыпь сверкающих возможностей. Это ещё один светлый шанс быть самим собой, и если ты человек пишущий, то значит быть внимательным к тому, о чём интересно написать. Так что приглашаю тебя не в однодневный дом отдыха, а в однодневный дом внимания к жизни.

Правда, можно воспринимать день и как многочасовой поединок активности с пассивностью, завершающийся, как правило, победой последней: сном, хотя и в это время активность часто угасает не совсем. Что ж, тем больше у нас оснований постараться добыть в этом поединке иную победу – свой творческий урожай, который уже никуда не исчезнет. Если, конечно, мы позаботились его по-писательски запасти – то есть записать.

Для этого нам нужна наблюдательность – умение выхватить главное, замаскированное под второстепенное. Или, если подобрать более острый, более впечатляющий образ, нам нужны хищный взгляд и прожорливая память. Нам нужно уметь запасаться не только темой, но и подробностями, среди которых она существует. Она пригодятся нам при сюжетоплетении.


Подробности реальные и додуманные

Реальные подробности хороши тем, что они полны жизненной силой, которую не так-то просто воссоздать самому в своём повествовании. Подробности – это краски происходящего, которые позже можно будет превратить в живописные штрихи на той картине, которую мы нарисуем словами.

Но не будем превращать свой взгляд в видеорегистратор. Нам важны не только те подробности, которые мы непосредственно наблюдаем, но и те, которые приходят нам в голову. Простейший пример: неизвестный, которого мы украдкой разглядываем. Мы не будем отмечать в памяти примерную длину и расположение морщинок на его лице. Куда важнее то представление о его душевных качествах, которое при этом возникает. Причём именно наблюдение позволяет составить такое представление.

Наше внимание замечает подробности, наш разум улавливает те смыслы, которые заложены в них, наше сердце отзывается на смысл – и всё это важно, потому что нам всегда необходимо добавлять к тому, что мы наблюдаем, своё отношение к жизни.

...Выхожу из дома на прогулку и вижу двух старушек, часто сидящих на скамеечках возле нашего подъезда. То рядышком, на одной, то разных, поодаль друга от друга. Сейчас на разных, значит опять поссорились. Но на звук открывшейся двери обе поворачивают головы, и я здороваюсь с двумя сразу. Одна величественно кивает, другая что-то бурчит в ответ. Это же такая тема – общительное сближение и молчаливое противостояние много переживших женщин, которым трудно далеко отойти от дома, и они друг для друга остаются представительницами всего остального мира, не считая входящих, выходящих и мимоходом проходящих... Я часто их вижу, но сейчас все подмеченные раньше мелочи вдруг словно закружились передо мной разноцветными кусочками паззла-собиралки, и, отойдя немного от дома, я тоже присаживаюсь на скамеечку, чтобы записать кое-что о возникающей картинке.


Примерка обличий

Тем временем, при доброкачественном литературно ориентированном вглядывании в тему, вполне могут постепенно пробиваться ростки сюжета и на сцену воображения может выглянуть кто-то из будущих персонажей. Будем гостеприимны, сразу примерим на него какое-нибудь предварительное обличье. Да и для самой темы тоже. Ведь наш сюжет может оказаться самостоятельным, а может служить всего лишь фоном для грядущих событий нашего повествования. Разбираться с этим будем позже.

Пока лишь отметим в своей записи (а не только в памяти) очередного гостя нашего воображения и тот его временный облик, который у нас для него нашёлся. Позже найдутся и другие наряды, пусть пока походит в этом.

...Вот я утром, во время зарядки выглядываю в окно и вижу на балконном диване голубя, который неизвестно как проник сквозь защитные струны лески. Приоткрываю окно и машу рукой. Он перелетает на перила и садится там, показывая, что при определённой сноровке вполне может расположиться между двумя струнами лески, так что зря я поленился натянуть между ними ещё одну. Но это моя мысль, насчёт лени, а он смотрит на меня хитро и торжествующе, словно подчёркивает: не зря он первый среди разведчиков своей чердачной стаи и чихать хотел на одного из множества обывателей, сколько бы лески я ни натянул, стараясь отгородиться от вольного крылатого народа. Представляю, какое одобрительное курлыканье раздаётся при его победоносном возвращении... Но раскраску оперения потом надо будет подобрать не такую заурядную. И продумать его речь разведчика-открывателя...


Примерка жанров

...Гуляю по берёзовой аллее и перевожу глаза с сюжета на сюжет. Вот малыш, упорно штурмующий заборчик газона, под внимательным взглядом мамы, не вмешивающейся в это важное дело... Вот трое подростков, каждый из которых старается завоевать внимание единственной девочки в их компании... Вот супружеская пара, вместе держащаяся за ручку коляски и с увлечением вглядывающаяся в планшет, лежащий на свёртке со спящим малышом... Вот рядом упал созревший каштан и выкатился из кожуры, поблескивая шоколадными боками... Вот остов эстрады, на который в праздники натягивают пластик и подводят туда микрофоны с динамиками, а в остальные дни там «выступают» самые разные коллективы малолетних исполнителей...

Тем и потенциальных сюжетов великое множество, как уже было сказано. Но по-настоящему цепляешься за них тогда, когда понимаешь, в каком жанре это могло бы воплотиться. Ведь жанр – это форма, которую необходимо подставить под струю впечатления, чтобы потом, когда дойдут руки, как следует это впечатление обработать. Так рукодельный мастер, встречая в лесу корягу эффектных очертаний, начинает представлять себе, во что её можно превратить.

И если у нас возникло представление о теме, о ростке сюжета и о жанре, в котором можно этот сюжет прорастить – о! нам есть что записать. По крайней мере, с Собрание несочинений.


Что записать в Собрание несочинений

Собрание несочинений – это записанное ненаписанное. Что же мы можем записать туда? Саму тему – уже хорошо. Возможный сюжет – ещё лучше. И совсем хорошо, если уже возникли и очертания сюжета. Или даже примерный план. А может быть, и рабочее название. Во сколько можно записать! Или хотя бы что-нибудь из этого.

Но это чуть позже, когда перед тобой будет тетрадь или файл с Собранием несочинений. А сейчас, чтобы не забыть – хоть что-нибудь черкнуть на листочке, в блокноте, на планшете или на смартфоне. Что-то вроде смски самому себе: мол, не забудь про это, пожалуйста!

Разумеется, это ещё не урожай. Но это – посевной материал, он дорогого стоит!


Вопросы для ответов

1. Что тебе мешает быть внимательным к тому обилию тем и сюжетов, которые толпятся вокруг? Или ты считаешь, что они встречаются редко?

2. Всегда ли тебе удаётся записывать тему, которую ты приметил? Приходит ли при этом тебе на ум какой-то сюжетный разворот? А его – удаётся записать?

3. Прочитал ли ты рассказ Кржижановского, с каким впечатлением? Удалось ли извлечь из него что-то полезное?

4. Примеряешь ли ты заинтересовавшую тебя тему к тому или иному жанру? Бывает ли так, что сначала это один жанр, а потом понимаешь, что лучше выбрать другой?

5. Много ли у тебя сюжетов или тем скопилось в твоём Собрании не сочинений?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для пяти слов: НЕРАВНОДУШИЕ, НЕСОВЕРШЕНСТВО, НЕСЧАСТНЫЙ, НЕТ, НИЗ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Выбрать день (один-единственный) для охоты на темы и сюжеты. Записать их в том или ином виде, пусть в самом кратком. Интересно, сколько их удастся уловить за день?..

ВОЗ-4
Написать историю по самому потенциально динамичному из сюжетов – небольшую, но законченную (3-4 тысячи знаков).

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →