Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Великое значение малого рассказика. ИЗЮМИНКА-2015, занятие 10 (84)

Сколько человек участвует в занятии

Обращаю внимание, что вопросительного знака тут нет. Я прекрасно знаю, сколько человек участвовало в каждом из восьмидесяти трёх предыдущих занятий и сколько возможных заданий выполнил каждый. Но можно сказать и так, что в каждом занятии участвует только один человек – это ты. Пишу я об этом для того, чтобы выразить своё отношение к твоему участию или неучастию в занятии.
Честно говоря, чем меньше людей участвует в занятии, тем меньше у меня работы. Поэтому не стоит извиняться за то, что пропустил занятие.

Но с этой точки зрения смотреть бессмысленно – если бы я стремился к минимизации нагрузки, то не вёл бы студию. Но когда мне кто-то пишет, ПОЧЕМУ пропустил, мне это интересно и важно. А самое лучшее объяснение пропуска выглядело бы так: «За этот месяц я сочинил(а) то-то и то-то, относящееся не к студии, но к литературному творчеству, поэтому ещё и задание выполнить – ну, никак не получилось».
Собственно, к этому наши занятия и должны побуждать – к переходу от студийных занятий к самостоятельному творчеству, не оставляющему сосредоточенности и сил на всякие там литературные тренинги.

Напоминаю, что на сайте Социальной сети работников образования в рамках проекта «Алые паруса» вывешиваются занятия моего видеокурса по сочинительству для подростков. Вывешено уже два занятия (второе – по афоризмам-определениям). Мне интересно мнение каждого из вас о каждом из занятий: не из кокетство, а для работы в будущем над текстом этого курса. Одно занятие длится чуть больше двадцати минут.

Текущие плюсики (в скобках – полная сумма: условный рейтинг участника):

aderkachev = 62, amartaler = 90, angelinakljuiko = 16, ardnaskela20 = 87, himmelsweit = 42, iliysakucc = 67 (97), ivanovishe = -17 (73), lanemru = 91 (171), masha1122 = 0, mashkin_84 = 68 (158), obi_van_ki_ro = 18, perrou = 73, sapiv = 27, savelieva_arina = 22, shum_kaa = 54, snow07 = 25, soroka_nata = 92, tania_al = 155.




Занятие 10 (84). Великое значение малого рассказика

Не смог найти занятие, посвящённое специально рассказику, а не рассказу. Зато о рассказе мы говорили не раз: на занятиях 10 (15.5.09), 20 (5.2.10), 23 (5.5.10), 34 (5.4.11, здесь есть о рассказике!), 43 (5.2.12), 44 (5.3.12), 54 (5.2.13, и здесь есть о рассказике!), 66 (5.3.14) – занятия найдёте по датам сами, если будет энтузиазм, в архиве моего ЖЖ.

В НСК тоже есть немного о рассказике: в главке про рассказ.

Напомню, что рассказик – это рассказ объёмом в страничку-полторы: 200-400 слов, не больше 3000 знаков с пробелами. Это лишь условный ориентир, но он проводит некую границу между рассказиком и рассказом. Именно рассказику посвящено это занятие.


Чем велико обучающее значение этого жанра

Начнём с того, что малый объём рассказика даёт возможности попробовать себя в разных направлениях, стилях и свойствах прозы, испытать разные интонации, разные сюжетные ходы, разных персонажей и т.д. На днях мне случилось посмотреть короткие ролики, сделанные одним из студентов Высших режиссёрских курсов в качестве задания, полученного на мастер-классе Кшиштофа Занусси (это известный польский режиссёр). В каждом из этих художественных роликов на полторы-две минуты требуется опробовать один из кинематографических приёмов. Это примерно тот же подход, но рассказик – это не двухминутный ролик, а скорее короткометражка.

Рассказик позволяет сосредоточить своё авторское внимание на каком-то одном ракурсе. На одной-единственной сцене, на вызове, который бросает герою определённая ситуация, на персонаже, который тебя заинтересовал, но в самостоятельные герои большого рассказа, может быть, и не годится

Объём рассказика позволяет потратить вполне обозримое время на то, чтобы его продумать, написать текст «вдоль», а потом внимательно пройтись по нему «поперёк». И даже постараться отшлифовать текст максимально возможным образом. Как бывалый перфекицонист, свидетельствую, что с большим текстом так досконально поработать никогда не хватает времени.

Немаловажно и то обстоятельство, что на малом пространстве у автора больше шансов успеть что-то выразить, высказать, описать, не успев при этом наскучить читателю. Об этом свидетельствует популярность жанра «шорт-шорт» - некоторого аналога рассказика, только чуть подлиннее.


Лаборатория для прозаических экспериментов

Благодаря перечисленным свойствам рассказика, перед пишущим человеком открывается широкое поле экспериментов. Разнообразие тем и методов зависит только от нашей собственной испытательской активности.

Темы можно брать из собственной жизни (что позволяет автору оказаться в пространстве рассказика). Можно вечером написать о том, что случилось утром или накануне – скорее, пока подробности стоят перед глазами. Можно написать о том, что развернулось перед тобой как наблюдателем (тогда можно и не лезть самому в повествование). Можно, наоборот, забраться внутрь себя и вынести наружу какое-то из собственных переживаний, найдя ему подходящую событийную канву. Можно оформить в виде рассказика какую-то из дорогих тебе мыслей – так возникают притчи. Можно, оседлав фантазию, отправиться в будущее и пожить там в пределах полутора страничек, или обустроить по-своему прошлое, даже сколь угодно давнее. Или соорудить какой-нибудь небывалый артефакт, или...

Опробовать можно и методические подходы. Например, попробовать строить сюжет из маленькой зарисовки. Отработать различные виды диалога. Применять разнообразные интонации повествования. Осваивать роль отдельной детали в общей картине, связь пейзажа с настроением или характером персонажа, применение зацепки и концовки, и так далее.


На что направить внимание

В отличие от многопланового перечня свойств прозы вообще (см. НСК), в котором не так-то просто расставить приоритеты, рассказик позволяет сосредоточиться на чём-то одном. Допустим, на характерной речи главного персонажа. Она может быть монологом (когда рассказик написан от имени этого персонажа) или частью диалога с другим персонажем, у которого свои особенности речи. Можно поэкспериментировать с композицией рассказика, присмотреться, какое построение повествования окажется выразительней.

Столкновение двух персонажей может быть выражено не только средствами диалога. Взаимодействие двух разных характеров может быть показано и без единого слова, только через поступки. Какими средствами показать столкновение характеров, миролюбивое или воинственное (не обязательно с оружием в руках) – это тоже можно проиграть на малой сцене рассказика.

Главным героем рассказика может стать пейзаж, если ему будет уделено главное внимание и лишь в конце будет перекинут мостик к персонажу, о котором, с помощью пейзажа, уже почти всё сказано.

Положить те или иные писательские краски на небольшом холсте рассказика – тоже интересное и полезное занятие. Например, рассказать через изображение интерьера комнаты о жизни и натуре её владельца. Или через содержимое ящиков стола.

Какие ещё предложения?..


Сколько времени понадобится?

Ясно, что времени на рассказик понадобится меньше, чем на произведение более значительного объёма. А значит и уследить за затраченным на него временем полегче. Особенно если воспользоваться методом «оазисов времени», то есть выкараивать участки чистого времени, посвящённого только работе над рассказиком.

Из чего же будет складываться необходимое писательское время?

1. Обдумывание замысла.

2. Структурный набросок (где о чём будет написано) или план.

3. Текст, написанный «вдоль», то есть от начала до конца (уже с прикидкой объёма).

4. Редактура, то есть работа с текстом «поперёк» (приведение к итоговому варианту).

5. Шлифовка текста (то есть исправление мелких и крупных неточностей: автономно или с использованием результатов начитывания другими).

На рассказике провести такое количественное наблюдение легче, чем на чём бы то ни было. Это не задание к занятию, эти результаты не для демонстрации кому бы то ни было, а для самого себя.


Напоминалка про шлифовку

Совсем недавно мы говорили о дружбе с языком (занятие 8/82). Вот краткое напоминание о практических моментах работы с фразой (это и есть основная часть шлифовки) плюс кое-что ещё:

- Разбить излишне длинные фразы.

- Сделать нужные отбивки и удалить ненужные.

- Заменить слова, выпадающие из общей лексики текста, из общего стиля.

- Помочь сблизиться словам, грамматически тяготеющим друг к другу.

- Ликвидировать случайную инверсию слов.

- Синхронизировать время внутри фразы и внутри единого участка текста.

- Проследить за отсутствием неверных деепричастных оборотов.

- Минимизировать слова-сорняки и часто употребляющиеся словечки.

- Найти для каждого слова наиболее подходящий синоним.

- Ликвидировать случайные и ненужные каламбуры.

- Не допускать скопления согласных или гласных.

- Проверить пунктуацию.


Общение с читателем

Для начала подумай, всё ли в твоём тексте соответствует желательной для тебя интонации общения с теми, кто будет читать твой текст. Хотя ты уже работу закончил, но ещё не поздно что-то подкорректировать в этом отношении.

Ещё реши, нет ли какого-то особого для тебя читателя, которому ты хотел бы посвятить свой рассказик. Это очень ёмкий способ общения – поставить перед текстом посвящение.

Но прежде всего имеется в виду сам процесс начитывания текста теми, кто сможет высказать тебе впечатление и замечания. Это не всегда просто – найти таких читателей, но тут уж стоит постараться. Тем более что в случае рассказика ты не претендуешь на большое время читателя.

Если какие-то замечания получены, то надо их обдумать и, может быть, что-то исправить (это не всегда то исправление, которое предложил читатель, но само замечание о чём-то обычно сигналит).

После этого самое время приниматься за поиск площадки для публикации. Такие поиски – часть писательской работы. Бумажных и электронных изданий немало. При настойчивом поиске место для публикации найдётся. Может быть, и не одно. Это уже не говоря о собственных блогах и сайтах типа «Проза.ру», где может опубликовать свои произведения любой желающий. Не стесняйся и порекламировать опубликованное – хотя бы среди друзей, приятелей и онлайновых френдов.

А ещё подумай – может быть, тебе интересно написать целый цикл рассказиков на какую-то тему. Тогда их можно будет собрать в книгу, что тоже хорошее дело...


Вопросы для ответов

1. Случалось ли тебе написать именно рассказик, имеющий тот объём, о котором говорится в начале? Отличался ли этот процесс от других видов сочинения прозы?

2. Можешь ли ты привести примеры знакомых тебе произведений или авторов, использующих этот жанр?

3. Какие из экспериментов с жанром рассказика были бы наиболее интересны тебе?

4. Существует ли, по-твоему, заметная разница между жанром рассказика и другими жанрами художественной прозы? В чём она состоит?

5. О чём было бы тебе наиболее интересно написать с этом жанре?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для пяти слов: НИЧТОЖЕСТВО, НИЧЬЯ, НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ, НОВОВВЕДЕНИЕ, НОВОСЕЛЬЕ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Написать рассказик объёмом не больше 2500 знаков. Если объём меньше 1000 знаков, можно написать два таких рассказика.
Можно выбрать одну из тем (при любой теме не забывать про ДОМ!):
- Увиденное из окна.
- Вчерашний случай с автором.
- Как я был очарован... (чем – вставить самому).
- Как я был разочарован... (в чём – вставить самому).
- Полчаса в будущем: год ... (год выбрать самому).
- День среди людей прошлого: год ... (год и место выбрать самому).
- Произвольная тема.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Мои твиты

    Пн, 23:05: НЕГОДУЮЩИЙ ДОМ Этот Дом хотел жить культурно и чисто. Если кто-то закуривал, выпивал или мусорил, Дом гудел и тряс……

  • Мои твиты

    Вс, 22:59: СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ Давние супруги Климат и Погода однажды поделились со знакомым учёным-метеорологом секрето……

  • Мои твиты

    Пт, 18:37: «Как изменить философию к лучшему»: об электронной публикации https://t.co/GJNQQ2DcMt

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Мои твиты

    Пн, 23:05: НЕГОДУЮЩИЙ ДОМ Этот Дом хотел жить культурно и чисто. Если кто-то закуривал, выпивал или мусорил, Дом гудел и тряс……

  • Мои твиты

    Вс, 22:59: СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ Давние супруги Климат и Погода однажды поделились со знакомым учёным-метеорологом секрето……

  • Мои твиты

    Пт, 18:37: «Как изменить философию к лучшему»: об электронной публикации https://t.co/GJNQQ2DcMt