Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Дружба с жизнью, продолжение. Письмо о восхождении по возрастам

Продолжаю публикацию седьмой главы "Писем из внутренних путешествий".

Седьмая глава продолжает вторую книгу. По метке "Письма о дружбе с жизнью" можно найти предыдущие главы.

Те, кто захочет начать с первой книги (а это правильный подход!), могут прислать мне просьбу о ней на адрес krotovv()gmail.com: я вышлю её в электронном виде, только так она и существует. Это бесплатно и без каких-либо обязательств с вашей стороны. Тем, кто откликнется здесь, в комментарии, на этот текст, я буду признателен за любые замечания.


Всё новые высоты
Письмо о восхождении по возрастам

Путешествие по возрасту непременно совершает каждый человек. Но вот окинуть мысленным взглядом маршрут этого путешествия в целом человек удосуживается не всегда. Давай попробуем это сделать, друг мой, – именно в этом задача моего письма, а не в том, чтобы повздыхать о преходящей молодости и неминуемой старости.

Посмотрим на каждый возраст как на значительный этап жизни со своими особыми возможностями становления. Уважительное внимание к каждому такому этапу, своему или чужому, помогает присмотреться к его особенностям и возможностям.

Не менее важно избавиться от привычного образа движения человека по возрастам как подъёма и непременного последующего спуска, увидеть непрерывность подъёма с возможным усилением личности на каждом этапе нашего становления.


Возраст – это букет всех предыдущих возрастов.

Прошедшие возраста не стоит забывать. Грядущие стоит предвидеть – хотя бы тогда, когда перешёл к саморазвитию после детства и отрочества.

Каждый возрастной этап отличается от других своими возможностями становления, возможными личностными задачами, темами обучения у жизни. Развивая в себе уважение к каждому возрасту, собственному или чужому, приучаешься видеть и использовать его достоинства – или готовиться к их использованию.

Сегодняшний возраст человека можно назвать букетом всех предыдущих возрастов. Нет... пожалуй, это какой-то упрощённый образ. Лучше так: человек следует персональным маршрутом, путешествуя по странам-возрастам. Да, каждый возраст – особая страна, со своим рельефом местности, со своей флорой и фауной, со своим климатом.

В то же время мы, современники, живём в разных возрастах, как в разных часовых поясах. И возрастной пояс является частью нашего организма. Даже в одном сегодняшнем дне стоит видеть сумму всех дней, прожитых тобой до этого.

Возрастам полезно учиться друг у друга. Детям осваивать ответственность, которая по-настоящему свойственна будущим этапам. Юности – учиться принимать зрелые решения. Старости – по-молодому дружить с новизной. Младшим – примерять на себя плюсы и минусы старших. Взрослым – беречь в себе детство...

Мы проходим – хорошо или плохо (это уже зависит от конкретного человека) – обучение текущим возрастом. Потом переходим в следующий класс. Природа издавна разработала свою «систему непрерывного образования».

Вместе с тем ещё одновременно идёт также испытание возрастом, хотя вряд ли можно уверенно отделить его от обучения. Может быть, даже цепочка испытаний, и они свои для каждого человека. Например, с изменением возраста меняются и соблазны. Пока радуешься, что вырос из прежних, подбираются новые.

А затем мы переходим к преодолению теперешнего этапа, начинается переход к следующему. Насколько нам удалось на пройденном отрезке биографии становиться собой как можно лучше?..

Выражение «возрастной человек» применяют для замены эпитета «старый». Вроде бы довольно нелепый термин: ведь какой-то возраст есть у любого человека. Но почему бы не наполнить его новым пониманием, считать его уважительным подчёркиванием разнообразного богатства прожитых возрастов. Возрастной – значит, уже хорошо знакомый со многими возрастами.


Если душа взрослеет, старение приводит не к старости, а к старшести.

Как воспринимать взросление и старение? Старение – это процесс ослабления тела, смысл которого проявляется тогда, когда это сопровождается взрослением души. И в этом случае понятие «старость», вызывающее невольные ассоциации с некоторой ущербностью, уже никуда не годится. Вместо него стоит использовать созвучное слово «старшесть», говорящее больше о взрослении души, о её движении к новому качеству. Правда, наивно надеяться, что представление о старости тут же утратит актуальность. Существуют оба эти явления, и если душа духовно взрослеет, старение приводит к старшести, если не очень – к старости.

Взросление состоит в постепенном преодолении инфантилизма, в осознании ответственности за себя, за других, за всё, что тебя касается. И в готовности расширять круг этого «касается». Тогда, действительно, становишься не стариком, а старшим. Тогда восхождение по возрастам становится приближением к себе-старшему день за днём, минута за минутой, где бы ни находился, чем бы ни занимался.

Возраст – это балласт для тела и горючее для души.

С взрослением души многое изменяется, многое отшелушивается. Это естественно – отказываться от того, из чего вырос. Например, уменьшается стремление бороться за внимание к себе. Но разве мы не знаем самодовольных хвастливых стариков? Да, но именно стариков, но не старших.

Старший, с одной стороны, информационно устаревает, поскольку основной период его насыщения информацией отодвигается в прошлое. С другой стороны, старший становится при этом обладателем особого личного знакомства с прежним историческим временем, в этом отношении ценность его знаний со временем постепенно возрастает. А главное – у него накапливается большой жизненный опыт в том, что дороже любой информации и что не устаревает: опыт этический, психологический, духовный.


Мы восходим по возрастам к итогу своей жизни.

Всякий возраст позволяет взглянуть сверху на те подробности судьбы, которые раньше заслоняли друг друга, для понимания которых не хватало жизненного и духовного опыта. Второстепенные подробности мельчают и забываются. Главные выступают вперёд, увеличиваются – не по размерам своим, а по значимости. И, руководствуясь этим обновлённым зрением, стараешься выбираться из ерундовых или вредных житейских зависимостей, стараясь не обрастать такими же вновь, стараясь лучшать, а не ветшать.

Даже сам образ восхождения может стать тонизирующим стимулом, усиливать внимание к возможностям становиться собой.

Понимая цепочку возрастов как восхождение, мы полноценно осмысливаем и земную жизнь, и её завершение, готовимся к смертному переходу, к завершению подъёма полётом души в область Тайны. А перед этим – к плодотворному завершению земного этапа жизни.

Не буду сравнивать восхождение по возрасту с альпинизмом, хотя это тоже плодотворная метафора. Спрошу только, друг мой, много ли встречается людей, мечтающих о старости так, как альпинист мечтает добраться до вершины?.. Может быть, этот риторический вопрос подсказывает, что в культуре отношения к жизни человечеству ещё многого не хватает.

Представление о динамическом подъёме от очередного возрастного этапа к следующему побуждает воспринимать каждый возраст как новую завоёванную высоту. как путь к итогу своей жизни. Путь, который не может и не должен переходить в спуск.

Можно сравнить восхождение по возрастам с переходом из класса в класс в школе со свободным обучением, где тебя ни за что не оставят на второй год, ни на каком из этапов. Но не будем думать, что всё происходит как бы само, и с ходом времени тебя дотянут как-нибудь до аттестата, как случается в обычной школе. Не арифметическим набором возрастной высоты решается наша судьба, а изменениями личности, связанными с подъёмом. Каким ты будешь на очередном хронологическом уровне – вот настоящий результат восхождения.

Не только возрастной этап, занимающий несколько лет, но и каждый новый день рождения – это новый уступ возраста, на который влезал целый год и с которого можно увидеть новые виды прожитого. Но если тебя силой втащил туда неумолимый ход времени, если ты особо и не стремился вверх – увидишь гораздо меньше.

Я и сам не так уж давно ощутил всё это, и теперь, обдумывая, какое снаряжение может оказаться нам полезным в этом восхождении, попробую перечислить пришедшее на ум. Прежде всего, это навыки увязывания – причём увязывания ориентирующего, помогающего выбирать оптимальный маршрут по всем этим уступам, особенно когда уже забрался туда, где воздух всё разреженнее, а сил всё меньше. А ещё – простые известные вещи (прости, что я тебе напоминаю про них, ты наверняка и сам всё это знаешь): трудолюбие, привычка к зарядке, навыки закаливания и чистоплотности. Упомяну и избавление от тяготящего балласта: от вредных привычек, начиная со сквернословия, от наркотиков любой степени воздействия, от неумеренности в еде, в сексе, в удовольствиях, от корыстолюбия, жадности, зависти, жестокости. Если избавляешься от всякого такого, лучше помогают на подъёме и дружелюбие, связанное с вниманием к другому человеку, и осознание значимости родства, и умение любить, и вера (особенно навыки молитвы), и понимание своего призвания... Наверняка не упомянул что-то важное, но ты, надеюсь, дополнишь.


Открывать свои возможности – это дело на все возраста.

В детстве мы питаемся в основном эмоциями, в отрочестве – переживаниями, в юности – чувствами, в молодости рассудком или интеллектом, но всё больше – разумом. Счастлив тот, в ком всё это со временем сливается воедино... Впрочем, у каждого этапа есть и другие особенности.

Детству присуща обострённая начальная восприимчивость, происходит ускоренное обучение, а также формирование исходной фокусировки восприятия мира. Поэтому так велико значение детской педагогики, и особенно семейного воспитания. Детство остаётся твоим учителем и на всю дальнейшую жизнь. Впрочем, в какой-то степени это свойственно и другим возрастам.

Душа ребёнка пропитана Тайной. У взрослого Тайна часто вытесняется человеческими тайнами – более скучными и гораздо менее таинственными. Детское восприятие прерывисто. Взрослое занято увязыванием, соединением пунктира восприятия.

Отрочество – время катаклизмов: больших и малых, ярких и незаметных, осознанных и не очень. Самое опасное на этом этапе – жизненный вакуум, незаполненность дня деятельностью, ненаполненность деятельности творчеством. Опасно и обессмысливание жизни, возникающее из-за отсутствия доступных, понятных и увлекательных идей. Поэтому необходимо увлечение подростка действием, творчеством и постижением мира. Это будет и предупреждать внешнее зомбирование, которое всегда готово заполнить душевную и умственную пустоту. Подростку необходимо также духовное развитие, а значит и побуждающая к нему талантливая проповедь.

В юности происходит грунтовка будущего: идёт саморазвитие, которое нуждается в обильном и разнообразном чтении, идёт учёба, формируется понимание супружества, необходимо знакомство с возможными мировоззрениями. В это время особенно характерна направленность к развитию или к самоутверждению. Хорошо, если преимущество именно у тяги к развитию. Приоритет самоутверждения может достичь успеха... и завести тем самым в тупик.

Юность – время дебютов. Но и в дальнейшем каждый день способен быть чем-то дебютным. Твоя жизнь всегда может оставаться творчески-юной. Открывать свои внутренние возможности, сотрудничать с внешними – это дело на все возраста. Исследовать главное, поверять им свои приоритеты – тоже. Но ко всему этому стоит приучаться с юности.

Когда человеку УЖЕ двадцать лет, он понимает жизнь гораздо лучше, чем когда ему ЕЩЁ сорок или шестьдесят. Просто в двадцать лет область, требующая твоего внимания, пока достаточно обозрима, поэтому всё проще.

Молодость перенимает эстафету юности незаметно, эти два понятия часто кажутся синонимичными. На молодость приходится становление основ личности, становление семьи, осознание призвания. Редко это проходит гладко: молодость зреет на конфликтах. С их помощью она приучается вырабатывать осмысленные «за» и «против». Каждый из нас в молодости всё отчётливее становится собой.

Затем наступает период возрастной зрелости, к которому хорошо бы приурочить и душевную зрелость, и духовную, хотя это не всегда совпадает. Приучаешься отвечать не только за себя и за близких, но за всё, с чем имеешь дело. Стараешься всё больше жить своим призванием, критично оценивая плюсы и минусы карьеры. Не забываешь исподволь готовиться к более трудным возрастам.

В пожилом возрасте продолжается самореализация – и ей естественно набирать обороты. Лучше понимаешь предстоящее старение, потому что ощущаешь его начальные сигналы. Но они должны служить не страху, а тому, чтобы располагать себя становиться не старым, а старшим. Страх от старости не спасает – наоборот, подталкивает к ней. И уже в этот период всё естественнее оглядываться на предыдущие возраста, чтобы лучше осмыслить свою жизнь в целом. Это тоже подготовка к старшести.

В страну старшести мы ещё заглянем отдельно, чтобы рассмотреть, чем же она отличается от зябкой угасающей старости – с её робким, зыбким желанием поугасать ещё хоть немного. Обязательно надо присмотреться к возрасту, способному ощущать полноценность каждого дня, умеющему свидетельствовать о прожитом и нажитом, избавившемуся от страха смерти и готовому к тому переходу, за которым душе открывается Иномирье...


Думать – одна из усиливающих привилегий возраста.

Не надо бороться с  возрастом. Его надо использовать. Не стоит в годах-учителях видеть врагов. Возраст переводит человека из класса в класс, с курса на курс – пока не придёт время выпускного экзамена. Причём каждый возраст – переживание временное. Надо успеть использовать его возможности наилучшим образом.

Зрение человека с возрастом пропитывается пониманием. К увиденному-сейчас добавляется виденное-раньше, и начинает работать навык увязывания прежнего с теперешним. Думать – одна из усиливающих привилегий возраста.

Возраст в процессе восхождения позволяет пользоваться нажитым опытом и приобретать дополнительный. В результате постепенно возникает некоторая способность... не то чтобы предвидеть будущее, но предвидеть его возможные линии. Это происходит потому, что с годами накапливаются многочисленные варианты окружающих человеческих судеб. А если у тебя ещё есть хоть чуточку интуитивных способностей, твой взгляд становится всё проницательней.


Не хочешь быть старым? Не устаревай.

Личность человека строится из качества прожитых возрастов. Кроме всего, что ты делал в жизни, ты одновременно делал себя. Чем старше, тем лучше видно, что получилось.

Умереть молодым – само по себе это не беда. Беда, если не успел осуществиться. Лучше с этим не медлить, иначе можно не успеть и до самой глубокой старости. Тогда с возрастом нарастает искушение спрятаться в обычность – если вовремя не привык сознавать, что вся жизнь необычна и за особую необычность своей жизни отвечаешь ты сам. Можно наполнить время мыслью, радостью, любовью, творчеством – и оно останется с тобой. Впустую проходит только не наполненное время.

Жизненный цикл человека (взросление, любовь, семья, дети) сначала проходишь сам. Потом этот же цикл разворачивается применительно к следующему поколению, и он уже несколько отдалён от тебя. Если жить дольше, увидишь новые повторения этого цикла, они ещё отдалённее по возрасту и ещё отстранённее от твоего личного участия. А та часть цикла, которая когда-то была лишь наблюдением, – старение предшествующего поколения – становится теперь твоим личным опытом и переживанием. Как мудро и тонко устроена структура земной жизни, обучающая развитию и подводящая к переходу за её пределы!..


В восхождении по возрастам можно усматривать помощь природы нашему стремлению становиться, если у нас хватает внимания к жизни и  желания общаться с ней. Именно такое отношение к возрасту – как к восхождению – воплощает дружбу с жизнью на всём её земном протяжении.

Когда мы с тобой, друг мой, снова отправимся путешествовать в эту сторону, обязательно надо будет присмотреться к тому, как в каждом возрасте происходит своё обучение у внешнего мира, как происходит обучение во внутреннем мире. Особенно важным это становится на развилке между старостью и старшестью. И ты уже знаешь, куда стоит свернуть на этой развилке.

Мне кажется, что если седеющие волосы кого-то печалят, значит, дожив до них, он чего-то не понял. Но мы с тобой должны знать, что анфилада возрастов – это королевская роскошь человеческой жизни.
Tags: дружба с жизнью, письма о дружбе с жизнью, размышления
Subscribe

  • 5 НЕПРОСТЫХ ВОПРОСОВ

    Бывают вопросы, не имеющие однозначных ответов. Ответы на них лежат как бы вне плоскости самого вопроса. Но подумать над ними порою очень полезно для…

  • Как жить?

    Основная проблема для каждого человека – как жить. Как наилучшим образом прожить свою жизнь. Со стороны этого не решить. Да и сам человек не…

  • Нужно ли думать?

    К собиранию мыслей человечество относится не только хуже, чем к добыче золота и других полезных ископаемых, но даже более равнодушно, чем к сбору…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments