Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Дружба с жизнью, продолжение. Письмо о практике становления

Заканчиваю публикацию седьмой главы "Писем из внутренних путешествий".

Седьмая глава продолжает вторую книгу. По метке "Письма о дружбе с жизнью" можно найти предыдущие главы.

Те, кто захочет начать с первой книги (а это правильный подход!), могут прислать мне просьбу о ней на адрес krotovv()gmail.com: я вышлю её в электронном виде, только так она и существует. Это бесплатно и без каких-либо обязательств с вашей стороны. Тем, кто откликнется здесь, в комментарии, на этот текст, я буду признателен за любые замечания.


Письмо о практике становления

Как всегда, друг мой, перед тем, как на время покинуть края, где обитает великое стремление становиться, оглянемся вокруг в поисках наиболее практических ориентиров.

Но что значит «практических»?..

Перевод размышлений на язык практического поведения совершается два раза. Сначала – самим автором размышлений, если, конечно, его интересует такого рода переводческая деятельность. Меня – да, интересует. Всё время хочется понять, как применить размышления к собственной жизни. Но затем наступает твоя очередь, мой читатель. Даже самые практичные из практических, на мой взгляд, приложений сказанного тебе нужно перевести на язык своего поведения, и решающим будет именно этот перевод.


Когда мы говорим о собирании личности как одной из главных целей своего становления, начинать придётся с того, чтобы взглянуть на себя как на индивидуальность: внимательно оценить свои внутренние ресурсы и посмотреть, какие из них стоит развивать в первую очередь. И это, надо сказать, непростая и практически важная работа, поскольку помогает перенести центр своих усилий на то, что послужит поиску и осуществлению призвания с того, что может лишь временно потешить самолюбие.

Стоит уделить внимание и приоритетности личного усвоения: только впитанное твоей душой годится для собирания личности. Для этого всё стоит проверять на принадлежность себе: готов ли я, не ссылаясь ни на какие авторитеты, защищать то или иное из своих убеждений, ценностей, жизненных целей? Если готов, это, действительно, моё. Вот почему, повторю, требуется второй перевод на язык практического применения – твой

Следующий шаг – поиск и применение главных возможностей саморазвития (уже с учётом двух первых шагов). Потому что странно было бы довольствоваться только исходными ресурсами и не заботиться о приобретении новых.

На основе всех этих шагов, да уже и одновременно с ними, не будем забывать о стараниях приводить свои центральные качества в максимальное согласие друг с другом, в единый узор. Ведь чрезмерная сосредоточенность на приобретении отдельных свойств, представляющихся привлекательными, безотносительно к общему строю личности, может даже понижать наши возможности, нарушая их взаимодействие в общем направлении.

Что ещё может затруднять наше собирание личности?

Например, желание во что бы то ни стало подражать какому-либо своему кумиру – в ущерб собственной самобытности, от которой мы тем самым уходим... Например, недостаточная поисковая активность по определению своих главных целей... Например, слабая интенсивность осуществления собственных устремлений... Думаю, ты и сам добавишь какие-то примеры – например, те, которые посчитаешь наиболее опасными для самого себя.


Творческое отношение к жизни просто обязано быть практичным на самых разных уровнях: от самовыражения в искусстве (ведь оно должно быть результативным, а не исключительно мечтательным) до каждодневной жизненной самореализации по отношению к своему окружению (которому тоже хорошо бы принимать конкретные формы).

Не премину подчеркнуть и особое значение для всех нас письменной речи как творческой возможности осмысления, свидетельства и самовыражения. Может быть, это самый доступный и самый необходимый вид творчества для каждого человека.

Наконец, итоговая наша задача – соединение творческих ракурсов своего личного существования в творческое осуществление личности. И здесь мы снова возвращаемся к задаче собирания своих возможностей в нечто единое.

Опасности, поджидающие нас на творческих путях, начинаются с пассивной готовности обойтись в своей жизни вообще без творчества. Недаром существует распространённое клише, обманчивое мнение о том, что возможности творчества открываются только перед людьми искусства и учёными, причём в той и другой области необходимо обладать особыми задатками. В основе этого клише лежит неумение заметить творческое наполнение в том, что дорого тебе. Парадоксальным образом, такого представления нередко придерживается человек, реально проявляющий творческие стороны натуры в общении с близкими людьми, в любви и заботе, в украшении быта... да разве всё перечислишь.

Немалые опасности-соблазны подстерегают и людей, нашедших себя в признанных творческих профессиях. В первую очередь, это проблема самомнения, ведущего к подмене свободы творчества вкусовым своеволием.


Восхождение по возрастам тоже не стоит оставлять умозрительной картиной, ведь мы его совершаем каждое мгновение своей жизни, и если не позаботишься практически о сегодняшнем возрасте, то завтра он отойдёт в область воспоминаний, где уже трудно что-то изменить.

У нас немало задач на каждом возрастном этапе, и хорошо, если мы об этих задачах вообще задумываемся, а не закрываемся от них в уютной инфантильности.

Надо поддерживать свою поисковую активность в тех видах, который соответствуют этому возрасту.

Надо успеть освоить те ресурсы внешнего и внутреннего мира, которые есть у тебя сейчас и до которых ты уже дорос. Ведь на следующем этапе обнаружатся новые ресурсы, а вот теперешние могут остаться в прошедшем возрасте. Впитать, усвоить то, что тебе может дать именно теперешний возрастной этап.

И что наименее очевидно – надо предусмотрительно запасаться навыками, которые очень пригодятся в будущем, если к тому времени станут естественными и привычными. Надо как можно раньше включить в мировоззрение проблемы призвания, смерти, осмысления жизни. Надо осознать значимость свидетельствования об опыте прожитого, а значит осваивать письменную речь, о которой только что шла речь.

Надо перейти от  представления о старости к представлению о старшести, а это опять подчёркивает необходимость овладения навыками, которые станут выразительными красками в твоём искусстве быть старшим, будь то зарядка, закаливание, избавление от вредных привычек или формирование устоев своей духовной жизни.


Ты сам, друг мой, скорее всего догадаешься, что мы здесь охватили не все возможные пути становления собой, и уже тем более не все их практические стороны, – и будешь прав. Но нас ждут впереди не менее интересные и не менее полезные путешествия. Очередное из них как раз сейчас впереди. Мы двинемся по путям, выходящим из области сотрудничества с судьбой, где мы уже побывали во время третьего путешествия, о котором шла речь в самой первой книге.
Tags: ДСЖ-2, дружба с жизнью, книги, письма о дружбе с жизнью, путешествия, размышления
Subscribe

  • Речка с забытым именем

    В одной деревне протекала крошечная речка. На одну эту деревню её хватало. Людей в деревне становилось всё меньше и меньше – в город уезжали.…

  • Русско-американская трагедия

    Построил американец Иванов в одной русской деревне конюшню. Ходит в белом костюме и думает: «Пусть всё будет, как в моей Америке».…

  • Совещание бабочек

    Решили бабочки посовещаться – посоветоваться, как общий танец танцевать. Уселись в кружок. Только обсуждение началось, как ветерок подул.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments