Последнее занятие этого года... О зимнем верлибре речь впереди, а пока поговорим о том, что заканчивается наш годовой цикл работы, а в январе начинается Изюминка-1016. Напоминаю, что декабрь – время для того, чтобы прислать своё впечатление от работы Изюминки-2015. Тем, кто собирается участвовать в занятиях будущего года, надо сообщить мне об этом и, если нужно, обновить свою «визитку». Тем, кто хочет участвовать в работе студии впервые, нужно прислать мне письмо со своей мотивацией к этому и с информацией о себе, а также «визитку» - самопредставление в свободной форме для других участников студии. Время для этого – до последнего удара часов на Спасской башне в новогоднюю полночь. Это важно, потому что я должен успеть оценить состав студии и прикинуть стратегию занятий на будущий год, после чего подготовить первое занятие к 5 января.
Как всегда, мне важны пожелания тех, кто собирается участвовать в Изюминке-2016. Какие темы вы хотели бы встретить в занятиях? Какие у вас пожелания к стилю их ведения? Что стоило бы добавить?
Напоминаю, что на сайте Социальной сети работников образования в рамках проекта «Алые паруса» вывешиваются занятия моего видеокурса по сочинительству для детей и подростков. Как показывают некоторые впечатления, взрослым тоже может быть интересно. Вывешено уже четыре занятия. Мне интересно мнение каждого из вас о каждом из занятий: для работы в будущем над текстом этого курса. Одно занятие длится около двадцати минут.
Текущие плюсики (в скобках – полная сумма: условный рейтинг участника):
aderkachev = 62, amartaler = 96, angelinakljuiko = 16, ardnaskela20 = 103, himmelsweit = 42, iliysakucc = 67 (97), ivanovishe = -11 (79), lanemru = 111 (141), masha1122 = 0, mashkin_84 = 68 (158), obi_van_ki_ro = 18, perrou = 73, sapiv = 27, savelieva_arina = 22, shum_kaa = 54, snow07 = 25, soroka_nata = 108, tania_al = 176.
Занятие 11 (85). Зимний верлибр
Памятуя о том, что сейчас конец года, предновогодние хлопоты, зачётные сессии, покупки, ну и всякое такое, я решил максимально облегчить это занятие. Речь идёт всего лишь о том, чтобы написать один небольшой стишок. Для фанатов прозы напомню, что верлибр – это почти проза, только разбитая на строки. Так что и для вас это занятие полезно и не обременительно.
Для тех же, кто глубоко копает, приведу список занятий, в которые можно заглянуть, чтобы лучше сориентироваться.
Занятия, связанные с верлибром: 6 (25.3.09, о трёхстишии и о следующем слое, что тоже пригодится), 33 (5.3.11: Верлибр), 43 (5.2.12: Наблюдательность и отбирательность), 57 (5.5.13: Трёхстишие: мастерская образа). Написано про верлибр и в НСК.
Другие занятия, полезные для сегодняшнего: 24 (5.6.10: Мир фразы), 50 (5.10.12: Язык и его подсказки), 58 (5.6.13: Эпитет), 59 (5.7.13: Метафора), 71 (20.7.14: Впечатлительность и выразительность), 74 (5.12.14: Зимняя тема).
Тексты занятий легко найти по датам в архиве моего ЖЖ.
Теперь можно поговорить о нашем небольшом стишке.
Верлибр как жанр
Хотя литературоведы считают, что верлибр возник в начале ХХ века, это не так. Это лишь время возникновения термина «верлибр». Свободный стих (перевод французского выражения «vers libre»: свободные стихи) существовал, по-видимому, ещё до всех прочих поэтических жанров.
Точнее всего сказал об этом жанре английский поэт Томас Элиот: «Автор верлибра свободен во всём, если не считать необходимости создавать хорошие стихи». Именно эта необходимость возлагает на автора ответственность, которую успешно ослабляет умение подыскивать рифмы и использовать стихотворные размеры.
Сразу скажу: не пугайтесь этой ответственности. Она точно так же подразумевается за автором прозы, да и любого другого литературного жанра. Вспомним заодно и Вольтера: «Все жанры искусства хороши, кроме скучного».
Так что верлибр – это текст, использующий разбиение на строки и другие приёмы для выразительной передачи восприятия жизни автором. Разбиение на строки я выделил лишь потому, что это единственное, с формальной точки зрения, различие между прозой и стихами.
Техники верлибра
Есть ли у верлибра какие-либо особые технические приёмы? И да, и нет. Потому что они не очень особые и не очень технические.
Если сравнивать с привычными стихами, можно сказать, что вместо рифм на концах строк в верлибре применяются созвучия, не определённые по местоположению в строке. Но, кстати, и рифмы в верлибре тоже вполне возможны. Это можно видеть, например, в очень хороших верлибрах последнего времени у himmelsweit (посмотрите её стихи по метке «стихо», не пожалеете).
Можно также сказать, что в верлибре вполне можно использовать строфы, но в них не обязательно одинаковое количество строк. В строках нет фиксированного числа слогов, но есть определённое ритмическое звучание, которое не позволяет говорить о случайном числе слогов и чередовании ударений (хотя и ударения не выстраиваются по заранее определённой схеме).
Но главный приём в верлибре – это сам автор, его душа, его живое переживание, его виденье образов и способность передать это виденье нам, читателям.
Мир строки
У нас было когда-то занятие «Мир фразы». Если бы на студии занимались только верлибром, или только стихами, можно было бы провести занятие «Мир строки». Несмотря на то, что в строке может быть только часть фразы или не одна фраза, а две или три, во многом это занятие было бы примерно на ту же тему.
Музыка слов в строке делает её маленьким музыкальным произведением и не позволяет автору относиться к строке как попало. Вслушайтесь в неё, напойте её себе, повозитесь с ней, пока не будете по-композиторски ею довольны.
Конечно, строка участвует в небольшом хоре строк, образующих строфу стихотворения. Но когда читаешь именно её, она должны быть немного солисткой. Даже если это одно-единственное слово.
Мир строфы
Мелодия строк в строфе тоже требует нашего внимания. В строфе создаётся свой мир, и он тоже подразумевает нашу композиторскую работу. Или композиционную – так выразиться лучше, чтобы не уходить совсем уж в музыкальную метафору.
За что же браться в первую очередь – за строчку или за строфу? А то отшлифуешь каждую строку, а в строфу они как следует не сложатся... Или наоборот: сочинишь хорошую строфу, а строки в ней требуют доработки... А доработаешь, так строфа в целом уже не такая хорошая... И ни я, и никто другой не ответит вам на этот вопрос. Иногда всё складывается само и сразу. Иногда приходится перебрать множество вариантов и сочетаний. Что ж, как пел Окуджава: «Не оставляйте стараний, маэстро...».
Мир строфы – это уже и мир образа. Именно в строфе он или возникает, или утверждается по-новому, если был создан раньше.
Пишем зимой, но не о зиме
Теперь обратимся к нашей конкретной теме, к зимнему верлибру. Поскольку по календарю сейчас зима (пусть нас не смутят гримасы потепления – глобального или локального), наш верлибр, если он будет написан, окажется по факту зимним. Очень хорошо, если в нём будут использованы зимние образы, но это вовсе не обязательно. Давайте взглянем на эту тему более широко.
У каждого человека бывают периоды жизни (не возрастные, а переживательные), отвечающие тому или иному времени года. Вот только идут они не в календарном порядке. Вот и попробуйте отыскать в своей памяти опыт такого «зимнего» состояния души, «зимнего» настроения, чтобы написать о таком переживании или размышлении.
Если вам покажется такое предложение (я бы назвал его вызовом!) слишком заумным или не соответствующим вашему мировосприятию, - что ж, пишите о зиме как о зиме. Просто помните о моём пожелании. Тогда ваши переживания, может быть, как раз и придадут верлибру интересный оттенок.
Выбираемся из шаблонов
И ещё одно пожелание к нашему небольшому верлибру. Давайте попробуем отказаться от тех клише, которые подкатывают к нашему сознанию в первом слое зимних ассоциаций. Пробьёмся хотя бы ко второму слою – а может быть, даже к третьему.
Поэтому я предлагаю по возможности избегать следующих словосочетаний: холодная зима, хрустящий снег, искрящиеся снежинки, морозный день, сверкающий лёд, белые сугробы... Можно заранее добавить сюда те обороты, которые вам самим покажутся шаблонными. Отдельные слова из перечисленных выражений стоит употреблять максимально сдержанно. В идеале – тоже лучше их совсем не употреблять.
Может быть, поначалу вы испытаете некоторый дискомфорт от таких ограничений. Но потом вам откроется замечательный простор иных слов и словосочетаний, гораздо точнее передающих именно свойственное вам отношение к этой теме.
Вопросы для ответов
В следующих вопросах имеются в виду верлибры с количеством строк больше пяти, чтобы исключить малые формы стихотворений, о которых говорилось на занятии 6 (80).
1. Как ты относишься к жанру верлибра? Случалось ли им пользоваться?
2. Знаешь ли ты каких-то поэтов, писавших или пишущих верлибры? Запомнилось ли тебе (не наизусть) какое-нибудь стихотворение-верлибр?
3. Согласен ли ты с тем, что бывают переживания, похожие на времена года? Или тебе ближе какая-то другая аналогия?
4. Насколько полезно это занятие для работы с прозаическими произведениями? Что именно кажется полезным тебе?
5. Насколько сложным тебе представляется это занятие? Какое занятие в этом году было самым сложным? Какое самым простым?
6. Собираешься ли ты участвовать в Изюминке-2016? (Это чисто предварительный вопрос, не исключающий того, о чём сказано во введении к занятию.)
ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для пяти слов: НОГОТЬ, НОРМАЛЬНОСТЬ, НОРОВ, НОТА, НУДИЗМ.
ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.
ВОЗ-3
Написать зимний верлибр длиной не более, чем в 21 строку. Пожелания к нему даны в занятии.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →