Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Дружба с жизнью, продолжение. Письмо о вопрошании и отвечании

Во-первых, напоминаю, что в субботу рассказываю про внутренние путешествия в область Тайны. Информация здесь: http://vk.com/event107378214 и здесь: https://www.facebook.com/events/716872395114230/.
Приходите, не опаздывая, чтобы удобно разместиться.

Тем временем близится к завершению публикация восьмой главы "Писем из внутренних путешествий", а тем самым и второй книги. Осталось одно завершающее письмо.

По метке "Письма о дружбе с жизнью" можно найти предыдущие главы.

Те, кто захочет начать с первой книги (а это правильный подход!), могут прислать мне просьбу о ней на адрес krotovv()gmail.com: я вышлю её в электронном виде, только так она и существует. Это бесплатно и без каких-либо обязательств с вашей стороны. Тем, кто откликнется здесь, в комментарии, на этот текст, я буду признателен за любые замечания.


Движущая сила вопроса
Письмо о вопрошании и отвечании

Заканчивая теперешнюю вылазку в область сотрудничества с судьбой (куда мы ещё можем попасть в дальнейших наших странствиях), давай заглянем, друг мой, в край вопрошания и отвечания. Ведь нередко диалог человека с судьбой состоит именно из вопросов и ответов, явных или неявных. Вот почему стоит здесь осмотреться.

Привёл я тебя сюда отчасти из-за того, что ни ты, ни я, ни мы с тобой в соавторстве не сможем рассказать всем интересующимся о своих впечатлениях. Условно говоря, не получится у нас написать путеводное пособие «Как задавать вопросы и искать ответы». У каждого всё равно возникнут свои вопросы, и ему придётся искать свои пути к ответам на них. Вот я и хочу, чтобы ты побывал здесь сам и понял что-то своё, исходя из того, что удастся заметить.


Вопрос направляет мысль. Ответ управляет поступками.

В каждой проблеме, которую решает человек, таится вопрос, чаще не один. Не только ответ, но и способ его поиска может стать ответом. Ответ – лишь привал на путях вопрошания. Невозможно получить все ответы, зато можно пользоваться вопросами, возникающим из твоего внимания к жизни, чтобы выбирать направление мысли.

Удастся нам ответить или нет, но, пытаясь это сделать, мы неминуемо приходим к тем или иным жизненным постижениям. Уже само внимание к вопросам развивает нашу способность мыслить и укрепляет стремление к этому.

Вопрос не всегда имеет формально вопросительный вид, так же как ответ не обязательно соответствует вопросу, являясь при этом решением для него. Если на вопрос «Не дадите ли воды?» мне дают морс, квас или кумыс, это тоже ответ, хотя иной по содержанию.

Вопросы и ответы – в такой формулировке есть некоторая условность. Это, так сказать, «квантовый подход» к диалогу с жизнью. На самом деле, вернее говорить о вопрошании и отвечании – процессах, обычно довольно расплывчатых, «волновых». В их основе лежит наше стремление узнать, понять, постичь, увязать, сориентироваться. У одних оно выражено острее. Другие более склонны принимать обстоятельства существования как нечто данное и не слишком увлечены поисками связей между явлениями жизни – причинно-следственных связей или интуитивно угадываемых. Но ни один человек не лишён полностью стремления интересоваться происходящим. Без этого стремления нам ни к чему и сам наш разум.

Вопрошание и отвечание – самая оживлённая сторона диалога с жизнью. Такой диалог каждый из нас ведёт с ней постоянно, хотя не каждый и не всегда осознаёт это. Наше вопрошание – это рост к отвечанию. Отвечание – рост к верхним уровням смысла.

Трудно заранее сказать, что важнее для человека – вопросы или ответы. Вопрос, наполненный ориентирующим смыслом, вполне может оказаться значительнее ответа. Но если ты пришёл к значительному для себя ответу, то значит и вопрос, который его вызвал, был не пустячным. Ценность постановки вопросов дополняет конструктивная составляющая любых попыток отвечания. Ведь мы имеем дело, по сути, не с вопросами и ответами, а с попытками вопросов и попытками ответов. Для нас важны и движущая сила вопрошания, и созидательная сила отвечания, активность в том и в другом отношении.

Вопрос – это своеобразное приглашение в обдумывательную игру. Откуда оно приходит, это приглашение? Иногда нас зовёт любопытство, иногда это результат предыдущих размышлений, иногда импульс, порождённый столкновением с новой реальностью или вспыхнувшим интересом к старой. Порою вопрос приходит как бы сам по себе – но не даёт нам покоя.

Процесс отвечания, к которому приглашает вопрос, можно назвать игрой лишь метафорически. Порою эта игра затягивается надолго – бывает, на всю жизнь. А главное – может привести к очень важным находкам и открытиям, вовсе не игровым, не виртуальным, изменяющим тебя самого.

Вопрос может быть переживанием или удивлением, альтернативой или сомнением, проблемой или жаждой истины, началом поиска или его кульминацией. Вопрос – это нечто, побуждающее к поисковой активности. Ответ – возможность удовлетворённой передышки. Но и вопрошание, и отвечание необходимы человеку для человеческого существования. Это постоянный диалог с жизнью.

Жизнь задаёт нам вопросы даже тогда, когда задаём их мы сами. Мы отвечаем жизни даже если ничего не делаем.

Вопрос и ответ – как вдох и выдох. Только между вопросом и ответом много чего происходит. Вопрошание и отвечание – это дыхание постижения.


Вопрошание – это нащупывание кончика путеводного клубка, ведущего к открытиям.

Вопрос – это зонд мышления. И вместе с тем –  выбор направления к ответу. Ведь если на вопрос можно раз! – и ответить, он не столь уж перспективен. На глубокий вопрос можно лишь отвечать и отвечать. Не будем представлять себе вопрос ловушкой для ответа. Лучше, если это приманка для него.

Те вопросы, которыми люди задаются снова и снова, точнее было бы назвать руслами мысли. Их смысл не в нахождении исчерпывающего ответа, а в том, чтобы каждый раз использовать саму движущую вопросительную силу. Но оставим образ русла за мыслью, а вопрос лучше сравним с парусом, влекущим нас вперёд, на поиски смысла.

Вопрошание – это всегда путешествие в Тайну. Причём отвечание не сужает её просторы; напротив – открывает всё новые области, глубины и высоты.

К кому направлено наше вопрошание – к жизни? к самому себе? к Тайне? (Не будем сейчас отвлекаться на родителей и педагогов, чья участь отвечать на множество вопросов меньшего калибра, чем те, которые можно объединить гордым словом «вопрошание».) Какого адресата ни иметь в виду, суть вопрошания – подготовка себя к пути отвечания, определение интересов и приоритетов. Близкая или дальняя, это и есть твоя дорога.

Вопрошание – это умение осознать свой вопрос, задать его наилучшим образом и проявить себя достаточно ответоприимным. Это решимость выйти навстречу истине.

Когда ребёнок засыпает взрослых вопросами, это вполне естественный инстинкт вопрошания, который постепенно слабеет с возрастом. Хотя, между прочим, вопросов, на которые стоит получить ответы, становится не меньше, а больше. Всякий ли взрослый готов поднапрячься, чтобы искать тех, к кому можно обратиться с вопросами, а тем более приучаться искать ответы самому?..

А ведь ещё надо освоить волшебную палочку поведения, которая превращает теоретические мысленные ответы на вопросы, поставленные жизнью или нашим мышлением, – в практические. В те, что выводят на путь отвечания собой: своими поступками, своим образом жизни, своим осуществлением.

Неоценима роль тех вопросов, которые задают тебе, – если они касается чего-то существенного. Вопросы со стороны хороши неожиданностью, отсутствием особого времени на размышления (это побуждает сконцентрироваться). Известная фраза ораторов «Спасибо за вопрос» может оказаться вполне искренним переживанием, если видишь в вопрошании со стороны реальное подспорье для внутренней работы. Или хотя бы для успешного выступления.

Чем лучше умеешь отвечать на вопросы других, тем больше задаёшь вопросов себе – таких, на которые ответить труднее.


Пути отвечания дороже ответов, потому что ведут дальше.

Наши вопросы могут стать для нас ориентирами пути. Отвечание на них – это и есть сам путь, по ходу которого вполне могут обнаруживаться и новые вопросы. Нередко передышка на этом пути – это лишь привал между двумя этапами вопрошания

Отвечание – это прислушивание и вглядывание с желанием выразить то, что расслышал и разглядел. Или примеривание пониманий, найденных у других, с желанием обнаружить то, что тебе впору.

Полезно знать, на какой вопрос отвечает твоя мысль, пусть вовсе не вопросительная, откуда она отправилась в путь, – даже если ты поначалу и не заметил исходного вопроса. Такой вопрос всегда присутствует где-то рядом с каждой мыслью. Утверждая что-либо, попробуй представить, на какой вопрос ты отвечаешь своим утверждением. Может, и вопроса стоящего не было, так что и стараться не стоило?..

Вопрос, который задаёшь, подыскав эффектную формулировку, – всего лишь риторика. Куда большее значение имеет вопрос, которым задаёшься. Который, может быть, звучит ещё не совсем внятно, но уже подталкивает тебя искать ответ.

Поисковые вопросы возникают в соответствии с направлением интереса, и настоящими ответами на них становятся новые вопросы. И когда, ответив, возвращаешься к исходному вопросу, он наполнится новым смыслом, иногда даже принимает при этом новую форму. Что ж, ответы должны быть такими, чтобы возбуждать интерес к дальнейшему вопрошанию, а не исчерпывать его подведением черты.

Не стоит думать, что все ответы на наши вопросы уже существуют. Чаще всего надо их добыть в процессе отвечания в том виде, в котором они ещё не существовали. И в чём-то измениться самому, чтобы вместить их.


Даже риторические вопросы интересны для того, чтобы попытаться ответить.

Давай-ка взглянем на некоторые общеизвестные вопросы, которые принято обсуждать коллективно. Как они выглядят, если оказываются исходным пунктом самостоятельной мысли?

Вот знаменитый вопрос «Что делать?». Он подразумевает определённый контекст (чаще всего социальный), но в этом контексте человеку нужно искать свой вариант поведения, личного или общественного. Если готов к таким поискам, это начало дороги, по которой можно придти или к принципу собственного поведения, или к предложению для общества тех или иных социальных действий.

Ещё одна известная вопросительная формула: «Кто виноват?». Этот вопрос, направленный на поиски лиц или групп людей, чьё поведение ведёт (или привело) к нежелательной ситуации в общественной жизни. Здесь формулировка такова, что внимание человека практически полностью переключено с себя самого на других людей, и в этом её главный недостаток. «В чём моя доля вины?» – такой вопрос возникает гораздо реже, но именно он возвращает человека от социального расследования к внутреннему осмыслению

«Существует ли Бог?» – как ни отвечай на этот вопрос, ответ будет невнятным, если не представляешь, о Ком говоришь. Если же твоё представление о Боге является изначально теологическим или атеистическим, ответ предугадать нетрудно. Второй важный фактор – наличие хоть какого-то мистического опыта. Без этого утвердительный ответ будет чисто теоретическим. А отрицательный будет означать, что через какую-то границу этот опыт не перешагнул. Но сам по себе вопрос, если не пытаться найти некий общезначимый ответ, а искать то, что насущно для тебя самого, хороший старт вопрошания.

Даже риторические вопросы интересны для того, чтобы попытаться ответить. Например, ты воскликнешь в сердцах по какому-то поводу: «Да что же это такое!?»... Но подожди, успокойся и попробуй внятно ответить сам себе: что же это такое и почему ты так на это реагируешь.

Когда же ты, пребывая в подавленном состоянии, вдруг задашься вопросом «Зачем жить?», обрати внимание на то, что у тела на это есть свой ответ: «Затем, что я, твой живой организм, к этому стремлюсь». И нужно немало ухищрений, чтобы игнорировать такую простую и честную мотивацию.

Кстати, если верить смешливой поговорке, «У матросов нет вопросов». Почему же это так? Скорее всего, не потому что всякий матрос прост и нелюбопытен, а потому что приучен к приоритету повиновения перед самостоятельным мышлением. Иначе как же кораблём управлять? Впрочем, этакий коварный вопрос решительно не нужен для управления кораблём!.. А ты как думаешь: в самом ли деле так?..


Любознательные вопросы важнее любопытствующих, но уступают в значительности вопросам любосмысленным.

Можно думать, что человек задаёт вопросы увязывания сам себе и сам же на них отвечает. Но не всё так просто. Вопрошание и отвечание – это взаимодействие с жизнью, с бытием, с Тайной.

Видов вопрошания множество. Бывают любопытствующие вопросы и любознательные (впрочем, можно придумать более глубинное слово: любосмысленные, зовущее не к овладению знанием, а к выявлению смысла). Бывают риторические вопросы, заключающие в себе заготовленный ответ, и наводящие вопросы, призывающие двигаться в определённом направлении. Бывают вопросы, сформулированные сумбурно, но мотивирующие к поиску, а бывают означающие лишь жалобу человека, без всякого стремления к выявлению первопричин. Бывают вопросы или преждевременные, опережающие ход событий, который позволит ответить на них, или запоздалые, потерявшие актуальность, или те, которые можно считать уместно своевременными. Бывают вопросы ситуативные, относящиеся лишь к текущим обстоятельствам, а бывают сущностные, подталкивающие заглянуть в глубину явления. Если же говорить о приоритетах, то на первом плане будут вопросы, имеющие непосредственное отношение к твоей жизни, затем относящиеся к тебе косвенно, а после них – не относящиеся к тебе вообще.

Существуют ещё и неявные вопросы, вопросы-невидимки, которые делают плодороднее почву сознания, как неприметные рыхлители земли, приносящей урожай.

Вопрос-гипотеза (ответом будет подтверждение или опровержение) и вопрос-теорема (ответом должно быть доказательство) показывают, что наука ищет пути выстраивающего отвечания. Поскольку ответов на главные вопросы бытия таким образом не найдёшь, необходимы способы улавливающего отвечания, которые ищет искусство и разные направления гуманитарного мышления. Одни из этих направлений смело отдаются улавливающим подходам, а другие стараются уподобиться науке и при этом могут утратить какие-то из своих органических возможностей, не обретя толком новых: рациональных и строгих.

В любом случае избегать вопросов, передоверять отвечание авторитетам – это разновидность незадумывания: тайного недомогания, мешающего становлению личности.


Всякое отвечание – это участие в научении.

Когда буксует отвечание на какие-то вопросы, то, скорее всего, нарушена их приоритетность. Надо искать те вопросы, которые должны быть заданы ДО других, менее сущностных, в большей степени относящихся к конкретным ситуациям. И помнить о том, что всякий вопрос подразумевает готовность к обучению. Отвечание – это всегда участие в научении. Вопросы к себе и ответы собой соединяют то и это в процессе саморазвития.

Если стремишься узнать то, чего не знаешь, стоит подумать о том, насколько приоритетны для тебя эти вопросы, насколько насущны возможные ответы. Здесь кроется различие между любопытством, любознательностью и тягой к познанию.

Если стремишься понять то, чего не понимаешь, стоит подумать, насколько это возможное понимание относится к твоей жизни и к твоему призванию. Здесь кроется различие между мудрствованием и тягой к мудрости.

Если стремишься помочь другому или другим, стоит подумать о том, насколько ты чувствуешь себя востребованным для этой помощи. Здесь кроется различие между поучительством и душевным участием в судьбе другого.

Может случиться так, что вопросы, которые избегаешь ставить перед собой, со временем предъявит тебе судьба. Только готовиться к ответу может оказаться некогда. Так что лучше озаботиться важными вопросами заранее.

Вопросы – лишь рычаги, поднимающие лежачие камни проблем, на которые можно и не обращать внимания, пока не собираешься сделать свой надел мышления плодородным. Затем вопрошание становится как бы лопатой, с помощью которой переворачиваешь улежавшиеся пласт сознания, рыхлишь его. Всходы ответов появятся не сразу, но работа вопрошания даром не проходит.


Человек вопрошающий – это человек интересующийся, человек мыслящий, человек взаимодействующий с Тайной.

Вопрошание и отвечание – естественный процесс развития сознания человека и человечества. Многие вопросы остаются почти неизменными, но это не означает невозможность ответить на такой вопрос здесь и сейчас.

Внимательное размышление требует постоянной инициативы к освобождению сознания для мысли, а также поведения, способного освободить время и для вопрошания, и для отвечания. Даже медитация может стать молчаливым и углублённым способом обращения к жизни с вопросами и поиска ответов.

Кстати, как ты думаешь – какие вопросы важнее для человека: те, на которые можно получить окончательные ответы, или те, на которые нельзя?..

Есть те, кто старается отвечать. Есть те, кто старается искать ответы среди их великого множества, даже если они вызывают новые вопросы. Есть любители риторических вопросов, не нуждающихся в ответах. И есть неспрашивающие вообще. Их жалко.

Ведь все пути ученичества, познания, мысли, действия являются, наверное, путями вопрошания и отвечания.


Находясь здесь, друг мой, среди вопросов и ответов, самое время признаться, что в этих письмах не хотелось бы мне заваливать тебя горой новых и новых вопросов, да ещё предлагать свои варианты ответов на них. А вот растормошить тебя на собственную вопрошательно-отвечательную активность – такое желание есть. Впрочем, наверное, ты уже сам это заметил.

Ведь освоить вопрошание и отвечание стоит для того, чтобы как можно лучше построить своё сотрудничество с судьбой. В этом виде внутренней активности воплощается внимание человека к жизни, его общение с ней, укрепляет и сама его дружба с жизнью.

Когда-нибудь, когда мы снова окажемся в этих краях, надо будет как следует осмотреться среди вопросов. Ещё надо будет побывать там, где проходят разнообразные маршруты наших путей к ответам. Мы не всегда проходим каждый такой путь полностью, но не всегда это и необходимо. И обязательно углубимся в область отвечания собой – особую разновидность нахождения ответов, позволяющую не оставаться на поисковых путях в окружении одних только умозрительных формулировок.
Tags: ДСЖ-2, дружба с жизнью, книги, письма о дружбе с жизнью, путешествия, размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments