Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Дружба с жизнью, продолжение. Письмо о практике сотрудничества с судьбой

Этим письмом завершается публикация восьмой главы "Писем из внутренних путешествий", а тем самым и вторая книга.

По метке "Письма о дружбе с жизнью" можно найти предыдущие главы.

Через некоторое время предложу желающим всю вторую книгу полностью. Но интереснее начать с первой книги. Можно прислать мне просьбу о ней на адрес krotovv()gmail.com: я вышлю её в электронном виде, только так она и существует. Это бесплатно и без каких-либо обязательств с вашей стороны. Тем, кто откликнется здесь, в комментарии, на этот текст, я буду признателен за любые замечания.


Письмо о практике сотрудничества с судьбой

Заканчивается, друг мой, наше теперешнее, восьмое путешествие – по области сотрудничества с судьбой, и само название этого края подсказывает, что отсюда уж точно стоит возвращаться с практическими находками. Давай глянем, обзавелись ли мы ими.

Конечно, сколько бы таких находок ни сделать в этих местах, никогда не будет у нас оснований – ни у тебя, ни у меня – удовлетворённо сказать: «Хватит, напутешествовался». Но это не значит, что нужно спешно приступать к новому путешествию. Так что задержимся ещё на немного – ведь это тоже сотрудничество с судьбой. С той самой судьбой, которая нас завела нас в это путешествие.


Уже само наше отношение к человечеству включает в себя много практических сторон. Судьба помещает меня в некую особую среду, в определённый социум, а иногда и движет по цепочке разных социумов, задавая те или иные условия. В этих условиях я и вырабатываю практическое отношение к нему: к конкретным людям, к сообществам и организациям, к государству, к человечеству...

Чтобы это отношение было практически эффективным, оно должно быть замешано на знании. На знании истории, культуры, на понимании социальных механизмов и возможностей личных отношений. Там, где не хватает знаний, приоткрываешься различным манипуляциям со стороны общества, подвергаешься внушению и зомбированию. Поэтому именно с овладения знаниями о человечестве, с их усвоения, начинается практическое отношение к нему.

На этой основе стоит развивать своё чувство социальности, гражданственность, общественную активность в охватывающем тебя социуме. Ведь состояние социума, его возможное развитие зависит от каждого, кто вкладывает в него часть своей энергии. Если ты от этого уклоняешься, тебе придётся иметь дело с тем обществом, в развитии которого участвуют другие, и останется лишь претерпевать такое его устройство, которое получилось. Внутреннее значение чувства социальности ещё и в том, что оно служит противовесом природному эгоцентризму. Впрочем, нужно остерегаться и своей чрезмерной социализированности, которая может привести к нехватке внимания к собиранию личности.

Ещё одна необходимая практическая вещь, связывающая меня или тебя с человечеством – это осознание и применение своей педагогической ответственности за того или другого из близких людей, а иногда и просто из окружающих. Та ответственность, к которой подводит тебя судьба и которую ты признаёшь своей. Этими линиями ответственности держится человечество.

Но стоит беречься двух искажённых представлений о человечестве, противоположных друг другу. Одно – это образ его как почти совершенного сообщества, достоинства которого якобы обеспечивают скрепы цивилизации. Второе – это образ неотвратимо деградирующего множества людей, который возникает, если мы существенно недооцениваем ядро культуры человечества и человеческий потенциал разума.


Практическое восприятие призывов и намёков – это, прежде всего, их понимание, признание призыва и угадывание намёка. Поэтому очень полезно записывать свои предположения об этом, а потом, через некоторое время, смотреть, насколько оно подтвердилось. Ведь время – действенный проявитель сигналов судьбы.

Следующим шагом после понимания сигнала судьбы должен стать, разумеется, отклик на него, выраженный в поступке или в изменении целой линии поведения. Помню, как очередная из моих попыток бросить курить пришлась на встречу Нового года. Я заранее объявил, что с первого января не курю, и с наступлением полночи моя пятнадцатилетняя дочка взяла у меня из рук наполовину выкуренную сигарету, погасила её и спрятала в коробочку, сообщив, что хочет сохранить мой самый последний окурок. Не знаю, куда он потом делся, но я постепенно понял, что если закурю когда-нибудь снова, то тем самым отвергну этот призыв судьбы (представительницей которой в данном случае стала Анюта), а это куда серьёзней, чем крушение собственного волевого порыва.

А вот пример, как одни и те же сигналы можно воспринимать как намёки судьбы, а можно – как простой раздражитель. Речь о сигналах тела и психики. Подталкивают ли они нас к тому, чтобы глушить таблетками боль или беспокойство, – или к тому, чтобы понять причину сигнала, а затем, может быть, изменить образ жизни и привычные стереотипы поведения?..

Практическое значение имеет, конечно, и развитие чуткости к побудительным знакам судьбы, к внутренним уловителям-сигнализаторам: к совести, чувству прекрасного, интуиции. И предпочтение голоса своего этического чувства стандартизированным требованиям общественной морали.

Не будем дожидаться совершенно явных призывов и настойчивых, понятных подсказок. Ведь зачастую призыв хорошо слышен лишь при достаточной готовности распознать его, а намёк только напоминает о каком-то смысле, с которым ты уже имел дело.


Очень полезно приучиться задавать себе вопросы, испытующие и придирчивые: о том, что собираешься сделать, и о том, что сделал, как поступил, какую позицию и почему занял в проблемной ситуации. Задавать вопросы и отвечать на них – честно, не стараясь выглядеть хорошо, но и не впадая в самоуничижение. При этом не забывать об особой необходимости, о приоритетности вопросов, связанных со смыслом своей жизни, о поиске ответов на них. И направлять свои поиски в поведенческое русло.

Ещё важно почаще отказываться от пустячных вопросов, диктуемых любопытством, ради тех, которые способствуют пониманиям, постижениям и формированию поведения. А также не оставаться в чисто интеллектуальном поле отвечания, без подключения собственной жизни к поискам ответов.

Практика вопрошания – это интерес ко всему, с чем имеешь дело. Практика отвечания – это путь от интереса к поступку. Потому и нужен перенос внимания с найденных ответов о сути жизни на реальные пути, ведущие к ним.

Порою и близкому, привычному по бытовой жизни человеку стоит задавать какие-то вопросы, не совсем привычные для вашего общения, – это тоже имеет большую практическую ценность. Вопросы не для выяснения отношений, а для того, чтобы лучше понимать ближнего своего, особенно в главных жизненных вещах.

И даже в самой обычной ситуации можно потренироваться в практике вопрошания. «У кого есть вопросы?» – спрашивает лектор, завершивший выступление, или учитель, объяснивший тему. Моё слушательское дело – постараться, чтобы у меня нашёлся хоть один вопрос. Он, в свою очередь, будет ответом на мой вопрос к себе: зацепились ли за что-нибудь моё внимание, проснулся ли интерес? или я добровольно отказываюсь от шанса спросить, развернуть тему в нужную мне сторону?..

Не будем думать, что лучшие профессиональные навыки вопрошания – у интервьюеров, следователей или экзаменаторов, это не имеет отношения к умению задавать вопросы себе и своей судьбе. Здесь нужна другая практика: движение через вопрошания к прояснению и осуществлению прообраза личности. Нужны другие навыки: отвечание поступками как на вопросы, которые ставит судьба, так и на те, которыми задаёшься сам. Нужна цепкость в поисках путей к ответам на свои вопросы. Отказ от лёгкого перескакивания с вопроса на вопрос – при малейшем затруднении с получением ответа или просто от недостаточной сосредоточенности.


Подошли к завершению, друг мой, те наши путешествия в пространствах уважения к жизни, которые мы предприняли на этот раз. Надеюсь, мы ещё не раз сюда вернёмся. Но, наверное, можно сказать и о том, что эти пространства останутся с нами, где бы мы ещё ни очутились. Ради этого я и пишу тебе эти письма: чтобы запомнить, сохранить и соединить вместе всё то, что необходимо человеку всегда и повсюду.
Tags: ДСЖ-2, дружба с жизнью, книги, письма о дружбе с жизнью, путешествия, размышления
Subscribe

  • Мэроубежище

    Изобретатель Сейв много лет придумывал силовое поле. А когда придумал и по сторонам огляделся, обнаружил, что всё вокруг меняться стало. - Что это,…

  • Бабочки о жизни и о смерти

    Молодой волшебник Пурре ещё только осваивал свои возможности, когда увидел у дороги несколько больших собраний бабочек. «Зачем они…

  • Прогулки по возрастам

    Такую надпись увидел Зор на будке в луна-парке. Купил билет и зашёл. Там стояла всякая электроника и два кресла. На одном сидел бородач. Он…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments