Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Сказка среди других жанров. ИЗЮМИНКА-20615, занятие 1 (86)

Начинаем сказочную жизнь

Всех поздравляю с Новым годом и с приближающимся Рождеством!

Этот год у нас будет экспериментальным. К этому располагает небольшое число достаточно активных участников. Кстати, в прошлом году было записано 18 человек, в занятиях участвовали от 6 до 15 человек. В этот раз записано 14 (это уже с запоздавшими), но может я кого-то упустил – тогда поправьте.

Эксперимент в том, что на каждом занятии у нас будет присутствовать жанр сказки. Это не означает, что другими жанрами мы не будем заниматься. Думаю, вы всё поймёте уже из этого занятия. Просто сказка будет у нас на этот год камертоном.

Напоминаю, что на сайте Социальной сети работников образования в рамках проекта «Алые паруса» вывешиваются занятия моего видеокурса по сочинительству для детей и подростков. Как показывают некоторые впечатления, взрослым тоже может быть интересно. Вывешено уже шесть занятий, всего будет до лета – двенадцать. Мне интересно мнение каждого из вас о каждом из занятий: для работы в будущем над текстом этого курса. Одно занятие длится около двадцати минут.

Счёт плюсикам мы начинаем заново. Вот список участников Изюминки-2016. Это те, кто прислал мне необходимую информацию и кого я смогу через некоторое время представить друг другу с помощью «визиток». Вместо плюсиков пока стоят нули.

aderkachev = 0, ardnaskela20 = 0, helaritas = 0, iliysakucc = 0, ivanovishe = 0, klina = 0, lanemru = 0, mashkin_84 = 0, natalia_k_1988 = 0, sapiv = 0, shum_kaa = 0, soroka_nata = 0, szastie = 0, tania_al = 0.




Занятие 1 (86). Сказка среди других жанров

«Сказка» - очень интересное слово. Сказ, сказание – в этих ближайших ему словах-родственниках нет намёка на выдумку. Это то, что годится для сказывания, для передачи словом чего-то важного (в отличие от болтовни). И этим сказка, кажется, охватывает, всю литературу, все её жанры, будучи при этом и самостоятельным жанром тоже.

Мне хочется в начале нашего сказочного года взглянуть на эту всеохватную сторону, чтобы было понятно, почему можно одиннадцать занятий подряд говорить о сказке, не пренебрегая всем остальным жанровым разнообразием словесности.

Что касается разговоров о сказке как отдельном жанре, их у нас было немало. Много написано о ней в НСК («Написать свою книгу»). В разные годы «Изюминки» сказке были посвящены разнообразные занятия:

12 (6.7.09),
19 (6.1.10),
44 (5.3.12): сказка и рассказ,
45 (5.4.12): сказка-крошка,
55 (5.3.13),
67 (5.4.14).
77 (5.3.15),
79 (5.5.15): притча.

Замечу, что всего разнообразий причастности сказочного жанра к другим жанрам я не переберу. Но какие-то контуры обрисовать постараюсь.


Сказка и стихи

Сразу вспомним о стихотворных сказках Пушкина, Ершова, Чуковского, в которых этот жанр, оперённый ритмом и рифмами, расцветает и становится опорой многим поколениям детей и родителей, воспитанников и воспитателей.

Но разве это всё? Сказка по-своему оживает в былинах и стихотворных эпосах, вспыхивает в балладах и поэмах, в баснях. Если взглянуть ещё шире, не вся ли глубокая поэзия пропитана некоторой сказочностью, потому что использует метафорические сопоставления, оживляющие неодушевлённое и творящие другие чудеса?..

Стоит сказать ещё и об использовании стихов внутри прозаической сказки – приём, к которому прибегают редко, а напрасно. Даже самый крошечный стишок производит впечатление. Даже простодушное рифмоплётство Незнайки запоминается надолго.


Сказка и рассказ

Рассказ отличается от сказки только тем, что в нём нет ничего такого, что не могло бы случиться. Но это такая малость – учитывая, что бывают случаи совершенно невероятные, тогда аромат сказки окутывает и рассказ, повествующий о чём-то таком.

Кроме того, даже в самом реалистическом рассказе мы нередко используем совершенно сказочные приёмы. Погружаемся в сознание своих героев и пересказываем читателю, что они думают и переживают. Переносимся с читателем вместе через пространство или через время. Творим те или иные чудеса, как иллюзионисты, объявляя их несомненной реальностью.

Никто не скажет о рассказах Александра Грина, что это сказки. Потому что это, действительно, рассказы – о вере в необъяснимое и о надежде на чудо. Но мне почему-то кажется, что это такой особый симбиоз рассказа и сказки, который позволил Грину создать свой особый жанр, не нуждающийся в жанровой определённости.


Сказка и пьеса

Драматургическое воплощение позволяет сказке перерасти свои собственные жанровые рамки. Вот «Тень» - сказка Андерсена (который поначалу мечтал стать драматургом). В пьесе Шварца она становится символической притчей. Постараюсь удержаться от того, чтобы не приводить одну за другой другие пьесы-сказки Шварца...

Но что это я сразу о Шварце? А сказочные пьесы Шекспира! Кстати, а есть ли у него хотя бы одна НЕ сказочная пьеса?..
Но что это я сразу о Шекспире?.. Ещё раньше – почему бы не вспомнить о полемичном насмешнике Аристофане, искусно пользовавшемся сказочным языком?..

Драматургия хороша для сказки тем, что даёт голос персонажам, придаёт дополнительную достоверность их действиям. Хотя пьеса не менее условна, может быть, чем сказка.


Сказка и фантастика

Не будем путать эти два существенно различные жанра. Фантастика говорит о том, что невозможно сегодня, но может стать возможным завтра. Первая часть этого утверждения сближает её со сказкой, зато вторая – их разграничивает.

Тем не менее многие научно-фантастические произведения ориентированы не на предсказание будущих возможностей, а на стремление понять сегодняшнюю реальность. При этом они уже сближаются со сказкой-притчей: рисуют одно, подразумевая совсем другое. Прекрасный пример такого рода в нашей литературе – братья Стругацкие. Одно из самых злободневных их произведений так и называется «Сказка о тройке», потому что фантастики в ней уже нет, чистая сказка – в которой, правда, до сих пор узнаётся реальность.

Ещё пример – Станислав Лем, писатель широчайшего диапазона, от классических научно-фантастических рассказов про астронавта Пиркса до философской «Суммы технологии». И совершенно в его же стилистике написана книга сказок «Кибериада», лишь декоративно прикрытых научно-фантастическим антуражем.


Сказка и фэнтези

Нелегко сравнивать сказку с фэнтези, древнейший жанр с довольно молоденьким. Можно обращать внимание на внешние признаки: размер, обстоятельное создание псевдореального мира, использование традиционных персонажей вроде эльфов, гномов или драконов. Но мне хотелось бы найти более осмысленное сравнение.

Пожалуй, сказка по сравнению с фэнтези – это как художественный фильм по сравнению с сериалом. То есть фэнтези – это растянутая сказка со своими специфическими драконно-эльфововыми особенностями, завораживающая своими повторяющимися вариациями сюжета и щедрыми подробностями изложения.

По мои попыткам определить фэнтези и его отличие от сказки вы, наверное, поняли, что мои симпатии на стороне сказки. Что ж, если фэнтези вам дорого, определяйте его по-своему. Но, какие бы специи ни добавлять, фэнтези замешано, конечно, на сказке.


Сказка и притча

Это занятие было у нас в прошлом году, его можно посмотреть (ссылка в начале занятия). Здесь же хочется сказать о теснейшей связи этих жанров.

По-моему, притча – это не только самостоятельный жанр, но это вместе с тем главный нерв любой сказки, даже если она для самых маленьких. Притча - это аккумулятор смысла. Аккумулятор может быть отдельным устройством, а может обеспечивать действие более широкого механизма. Так и притча: может существовать самостоятельно, а может присутствовать в сказке (и не только, но это уже, думаю, понятно из предыдущего).

Здесь стоит ещё раз упомянуть басню – жанр, развившийся из притч Эзопа. Также следует сказать об аллегории, которую можно назвать притчей в лицах.


Сказка и эссе

Можно удивиться: эти-то жанры какое отношение имеют друг к другу? Я бы и сам удивился, если бы уже в первой моей книге, сборнике эссе «Этюды о непонятном» не оказалось бы изрядное количество таких эссе, которые имеют к сказке самое прямое отношение – или стилистически, или по содержанию, или по игре с читателем, которую можно назвать «сказка или реальность?», типа «веришь – не веришь».

Эссе – жанр удивительно свободный, и этой свободой вполне можно воспользоваться, чтобы создать в нём неожиданно сказочную атмосферу, чтобы привести небольшую притчу и обсудить её или разыграть по-своему, чтобы пробалансировать на тонкой грани между возможным и невозможным. Или, как в поэзии, довести метафору до сказочного воплощения.

Сказка, как и эссе уважительна к Тайне, но в то же время настойчива в своей попытке угадать что-то важное за той завесой, которая нас от Тайны отделяет. И эссе – это тоже попытка...


Сказка и языковедение

Это особый вид сказки, использующий силу внутренних особенностей языка для того, чтобы нарисовать небывалое небывалыми красками, но вместе с тем закрутить эту лингвистическую игру вокруг какого-то притчевого смысла, который и изъяснить не всегда удаётся.

Вот, чтобы вас тонизировать, приведу прямо здесь сказку Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые» (1984 г.). Тогда и объяснять ничего не надо будет.

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Кстати, такие сказки мне приходилось и самому сочинять (это не совсем просто, но увлекательно!), и даже использовать как полезный жанр на занятиях литературных студий. Их сочиняли даже дети постарше.


Сказка и философия

Да, и с философским жанром сказка находится в тесном родстве. «Город Солнца» Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора. И совершенно замечательные «Философские повести» Вольтера, которые, по сути, являются философскими сказками.

С удовольствием упомяну здесь и известную пьесу Мориса Метерлинка «Синяя птица», которая тоже имеет философско-аллегорическую направленность.

Как автор, пишущий на философские темы я тоже давно освоил внедрение в текст сказочных вставок, которые дают возможность показать мысль не только с рационально-логической стороны, но и с интуитивно-образной.


...Ну, хватит, должно быть, этих примеров, чтобы показать главное: в каждом жанре есть своё сказочное измерение, которое мы всегда можем использовать, если захотим.
Вместе с тем это подчёркивает возможность, опираясь на сказку, понять многие общие закономерности сочинительства, касающиеся и других жанров. Что мы и попробуем сделать в этом году.


Вопросы для ответов

1. Как ты относишься к идее поддерживать тему сказки на протяжении всего года?

2. Как ты сам относишься к сказке или другим близким к ней жанрам? Какие это жанры?

3. Какие параллели показались тебе насильно притянутыми к сказочной теме?

4. Чем близок сказочный жанр тебе – как читателю или как автору?

5. Захотелось ли тебе после этого занятия сочинить сказку или уже не хочется даже слышать это слово?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для пяти слов: НУМИЗМАТИКА, НЫТЬЁ, НЮХ, ОБВИНЕНИЕ, ОБЖИГ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Сочинить сказку в любом жанре (надеюсь, этот парадокс уже не вызовет у тебя удивления). Объём – до 4 тысяч знаков, минимум любой.
Тема может быть собственной или одной из трёх:
- про еловую веточку, которая оказалась в роли ёлки;
- про сказку, которая не хотела сочиняться по правилам;
- про царя, любившего путешествовать инкогнито.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Новая книга: "В каждом живёт автор"

    Сделаю перерыв в публикации цикла сборников сказок-крошек. На этот раз опубликована электронная книга, формировавшаяся уже несколько лет и…

  • Заметка о Давыдово

    В газете «Лагерная правда» (название немного пугает, но это не то, что можно подумать, а издание Ассоциации «Христианские Международные Лагеря»)…

  • (no subject)

    Вот информация: «Конь, всадник, инструктор: как понять друг друга?»

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Новая книга: "В каждом живёт автор"

    Сделаю перерыв в публикации цикла сборников сказок-крошек. На этот раз опубликована электронная книга, формировавшаяся уже несколько лет и…

  • Заметка о Давыдово

    В газете «Лагерная правда» (название немного пугает, но это не то, что можно подумать, а издание Ассоциации «Христианские Международные Лагеря»)…

  • (no subject)

    Вот информация: «Конь, всадник, инструктор: как понять друг друга?»