Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Персонажи. Литературная студия ИЗЮМИНКА-2016, занятие 3 (88)

С новыми весенними силами!

Поздравляю всех с весной, с выходом из спячки, которая каждому из нас свойственна хотя бы частично. Например, я из неё выхожу не только весной, но и вообще каждое утро, да ещё и днём тоже, так что знаю, о чём говорю. Но уж весной-то даже медведи выходят из берлог, так что будем и мы становиться активнее и творчеспособнее!..

Кстати, напоминаю в очередной раз, что ежемесячный выход из спячки в нашей студии должен происходить ДО первого числа следующего месяца, а лучше и ещё раньше, чтобы мы успели обсудить литературные результаты наступившего бодрствования.

Ещё напоминаю, что хотя году нас посвящён сказке, многие принципы сочинительства остаётся одинаковыми для разных жанров. Поэтому советую мысленно пробовать всё, о чём идёт речь в занятии, пробовать на вкус (на мысль): не годится ли это, например, и для рассказа, и ещё для чего-то сочинительского из других жанров.

А вот и текущие плюсики:

aderkachev = 11, ardnaskela20 = 18, helaritas = 22, i0reesrus = 9, iliysakucc = 19, ivanovishe = 25, lanemru = 36, lionello = 29, mashkin_84 = 30, natalia_k_1988 = 25, sapiv = 16, shum_kaa = 47, soroka_nata = 23, tania_al = 42.




Занятие 3 (88). Персонажи

Персонаж – это реальное дитя воображения. Так что нам стоит следить и за продуктивностью своей фантазии, и вместе с тем – за приданием ей реальных, достоверных черт.

Все персонажи вместе – это население нашей сказки. Будем относиться к нему с любовью, даже если рисуем негодяя или чудовище. Ведь каждый из персонажей – хранитель нашего замысла о нём, это почётная должность.

Не стоит пользоваться инструментами, о которых у нас пойдёт речь применительно к персонажам, для написания сказки. Их надо применять либо после того, как она закончена (для доделок и редактирования), или при пробуксовке в написании (для преодоления).

Как при всякой работе, не все инструменты понадобятся нам каждый раз. Но нужно себе представлять их диапазон, чтобы выбирать то авторское средство, которое требуется в том или ином случае.


Свойства персонажа

Речь пойдёт о возможных свойствах, но вовсе не обязательных. Выбор их всегда остаётся за автором.

Напомню:
О персонаже мало рассказать. Его нужно показать. Трудно сопереживать условному контуру, который ничем не заполнен. Поэтому не будем пугаться обилия ракурсов. Какой-то из них может стать выразительным штрихом, а остальные останутся про запас.
Тем более что незачем выкладывать все свойства подряд, как в характеристике. Гораздо уместнее что-то сказать тут, а что-то там – так, чтобы это было органично для контекста.

Начнём с внешности. Её описание – это наш первый вклад в изображение персонажа. Но нередко мы этим пренебрегаем, особенно если сказочным персонажем является не человек, а зверь или птица. Сказав, что наш персонаж – заяц, и ничего к этому не добавив, мы обрекаем читателя на абстрактное представление о зайце вообще. Но если упомянуть его хитрый взгляд, надорванное ухо или рыжеватое пятно на боку, наш Заяц тут же обретёт зримую индивидуальность. (Заодно заметьте, что если вы оставляете зайца или лису безымянными, хотя бы пишите их с большой буквы: пусть хоть такие имена у них будут.)
Ещё один эффективный способ описания внешности – метафора. Сравните злодейку с корягой в человеческой одежде, и это уже своего рода портрет.

В описании персонажа может участвовать и какая-то деталь его одежды, если она расскажет что-то не просто о себе, а о своём владельце. Точно так же и вещи, которыми пользуется персонаж, его предметы обихода: это молчаливые свидетели его привычек и предпочтений. Они могут раскрывать разные стороны его характера или хотя бы намекать на них.

Теперь о характере. Его тоже нужно показать, дать ему проявиться, отразить его в поведении или во мнении других персонажей. Если мы покажем, как человек пугается какого-то пустяка, уже незачем называть его трусом. Если дать ему проявить отвагу или трудолюбие, то можно уже не декларировать эти его качества.

Очень выразительная сторона персонажа – его речь: тот набор слов, из которых состоит его лексика, те словечки и обороты, которые для него особенно характерны, его разговорные интонации, сам строй речи – всё это наши естественные изобразительные средства. Всюду, где возможно, автор должен стараться замолчать, чтобы дать говорить персонажам.

Хорошо бы определить для себя, какие особенности мышления и поведения персонажа (в том числе из предыдущих пунктов) станут «изюминками», «фирменными фишками» его натуры. Не для того, чтобы их объявить таковыми, не для того, чтобы постоянно тыкать в них читателя, но чтобы самому автору опереться на них и дать им сработать там, где уместно.

Можно отметить ещё и особые свойства, проявляющиеся в определённой ситуации – их так и можно назвать: ситуативными. Они должны быть внутренне связаны и с другими свойствами персонажа, но обнаруживаться лишь в рамках соответствующего поворота сюжета. Вот ведь – киноман киноманом, а сумел искусственное дыхание сделать (в одном фильме подробно показывали) или мошенника разоблачить (один детективный фильм похожей афере был посвящён).


Развитие

Если мы вникаем в душу нашего персонажа, мы сможем не вкладывать в его голову хорошо сформулированные мысли после слов «Он подумал…», а дать ему думать достаточно хаотично (как обычно и бывает), с клубящимися образами (и так бывает) и с голосами разных чувств, спорящие друг с другом (обычно и так бывает тоже).

Но самое главное – мы сможем позаботиться о его развитии по ходу нашего сказочного сюжета. Ведь скучновато, если персонаж остаётся в конце сказки ровно таким же, каким был в начале.

Развитие может быть возрастным, если в сказке проходит достаточное время. Но в любом случае возможны изменения душевные, психологические, пусть даже самые крохотные (это уже от автора зависит, значение какого изменения подчеркнуть и усилить). Сложнее всего вести речь о духовных изменениях, это требует достаточно большого пространства повествования, чтобы не было скороговорки и чтобы не впадать в пафос.

Впрочем, внутреннее изменение может произойти и в конкретном эпизоде, если возникшая ситуация оказала особое воздействие на нашего персонажа.


Взаимоотношения

Это обыденное слово «взаимоотношения» для сказки означает многое. Это силовое поле, в котором действует каждый из персонажей. Поэтому очень важно, с кем дружен, с кем враждует, кем он вдруг оказался очарован, кто вызывает у него удивление.

Здесь мы снова возвращаемся к свойствам характера. Каковы общие навыки отношений с другими у нашего персонажа? Дружелюбен он или замкнут? Настойчив или уступчив? Оптимист, вдохновляющий других, или пессимист, вносящий какую-то долю уныния?..

К этому надо добавить (вернее, начать с них) те взаимоотношения, которые являются принципиальными для сюжета. Противоборство и союзничество. Эгоизм и самоотверженность. Доброта и злоба...


Волшебные особенности

Какая же сказка без волшебных особенностей того или иного персонажа? Чаще всего они играют как раз ключевую роль (чаще не значит всегда). Эти ключевые для сюжета особенности очень важны, и хорошо, если они возникнут не вдруг, а будут подготовлены хоть немного заранее. Чтобы это не был известный по античному театру приём «бог из машины», когда развитие событий делает зигзаг, не имеющий никакой смысловой основы, только переводящий стрелку сюжета на новую колею.

Тем более не должны быть случайными такие чудесные особенности, которые решающей сюжетной роли не играют. Лучше, если они будут продолжением обычных свойств персонажа, приобретая необычность за счёт своего масштаба. Если персонаж обжора, почему бы ему не оказаться волшебным обжорой, как в известной сказке, способным слопать немереное количество еды (или даже не еды). Если он силён, почему бы не сделать его сказочно сильным, и т.д.

Волшебные особенности персонажа могут быть и не свойственными ему, если они приобретаются, по ходу действия, исключительно по его желанию, по его своеволию. Тем интереснее показать, что они ему не подходят. Чтобы читатель вместе с персонажем испытал облегчение от того, что тот подобного свойства, к счастью, лишился.

А ещё могут быть коллективные волшебные свойства, которые одному персонажу в одиночку и достаться не могут. Как так?.. Подумайте. Может из этого сюжет вырастет...


Приоритетность

Главным авторским приоритетом, разумеется всегда будет главный герой.
Напомню: Главный герой (точнее, главное действующее лицо, центральный персонаж) не обязательно героичнее других персонажей или достойнее их. Это тот особый персонаж, которому читатель может больше всего сочувствовать, за кого ему хочется переживать. С кем он даже иногда подсознательно себя отождествляет.

Но есть ещё и центральные персонажи – не главные, но активно участвующие в сюжете. Им тоже нужно внимание.

Могут быть и персонажи сопутствующие – вроде бы обогащающие сказку, но от их присутствия ничего существенного не зависит. Но это тоже ваши персонажи. Не пренебрегайте ими.

Наконец, бывают совершенно эпизодические персонажи. Но эпизодические – не значит случайные! Им может быть уделено немного текста, но в этом малом количестве текста должна сказаться забота и о каждом из них. Подумайте о нём: о каждом!
Кстати, в эпизоде может оказаться и свой главный герой. Не совсем главный в масштабе всей сказки, но – главный по эпизоду. Это тоже кое-что значит.


Родное измерение

Чаще всего сказка основана на взаимодействии двух измерений жизни: реального и чисто сказочного. О каждом персонаже обычно можно сказать, какое из этих измерений является родным для него, а в каком он оказывается временно – в силу сюжета и намерений автора.

К обитателям разных измерений и авторская забота прикладывается разная. Существо сказочного мира не требует от нас такой заботы о достоверности, которую стоит уделить обитателям реального мира. Персонаж реального мира всегда будет сохранять условность своих волшебных свойств, если он ими обладает.

Поэтом надо быть осторожным, пытаясь расположить сказочное измерение в реальном человеческом сне, который формируется по другим правилам. Кажется, Толкиен считал такой подход некоторым предательством по отношению к сказке, и я с этим согласен. Сказочное измерение жизни, которое мы создаём, должно быть СКАЗОЧНО РЕАЛЬНЫМ. Выдвать его за сновиденческую иллюзию неблагородно по отношению к нему.


Взаимодействие автора с персонажем

Ясно, что так или иначе мы проявляем своё собственное отношение к персонажу. Даже если делаем это не прямо, а косвенно. От наших эмоций зависит и расположения читателя к нему. Но мне хотелось бы сказать ещё кое о чём.

Чем больше автор углубляется в образ своего персонажа (имеется в виду не только написанный текст, но и внутреннее восприятие), чем большей цельности этого образа ему удаётся достичь, тем интереснее его писательский результат и тем больше ему авторской мороки со своим персонажем.

Именно в этом случае персонаж обретает некую самостоятельность и начинает воздействовать на своего автора, подсказывая ему некоторые повороты сюжета и высказывая свои пожелания.

Помню, как после выхода первой книги сказок про червячка Игнатия я отмахивался от издателя, предлагавшего мне написать вторую, пока он мне не сказал:
- А ты с самим червячком Игнатием об этом посоветовался?..
Подумав на эту тему, я быстро обнаружил, что сам червячок Игнатий очень даже не против дальнейших своих приключений...
Сейчас я потихоньку работаю над шестой уже книгой историй про этого настойчивого героя.


Вопросы для ответов

1. Обдумываешь ли ты свойства своих персонажей заранее или по ходу написания?

2. Как по-твоему, существенны ли все персонажи сказки, или только самые центральные, или только главный герой?

3. Что в описании персонажей ты считаешь наиболее важным (из того, о чём шла речь, или дополнительно)?

4. Как ты воспринимаешь сказочное измерение жизни? Противоположно ли оно реальному или они сосуществуют бок о бок?

5. Какие у тебя отношения со своими персонажами?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для трёх слов: ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ (слово-рекордсмен по числу букв «О», но это обыгрывать не обязательно), ОБСЕРВАТОРИЯ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Написать сказку объёмом от 3 до 6 тысяч знаков. Сюжет лучше собственный (для тех, кто с этим затруднится, предлагаю написать о каком-то СОВЕРШЕННО ВЕСЕННЕМ СКАЗОЧНОМ ЧУДЕ). Персонажи тоже собственные. Лучше, если в числе персонажей из сказочного измерения не будет общеизвестных.
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

Posts from This Journal “Литературная студия ИЗЮМИНКА” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Литературная студия ИЗЮМИНКА” Tag