Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Закручивание сюжета. Литературная студия ИЗЮМИНКА-2016, занятие 4 (89)

Апрельский поворот сюжета

Смена времён года, смена месяцев, изменение климата, стихийные катаклизмы, космические взаимодействия… - сколько удивительных сюжетов сплетается в единый сюжет нашей жизни: сложный и напряжённый и замысловатый!.. Это ещё без упоминания человеческих взаимоотношений и судеб. Право, нам есть у чего учиться построению литературного сюжета. Примемся за апрельский этап нашего сказочного года, который выводит нас именно к разговору о сюжете.

Текущие плюсики:

aderkachev = 11, ardnaskela20 = 24, helaritas = 29, himmelsweit = 6, i0reesrus = 15, iliysakucc = 33, ivanovishe = 25, lanemru = 51, lionello = 35, mashkin_84 = 51, natalia_k_1988 = 25, sapiv = 16, shum_kaa = 47, soroka_nata = 31, tania_al = 60.



Занятие 4 (89). Закручивание сюжета

В качестве вступления или дополнения может оказаться полезным просмотреть три прежних занятия:

45 (5.4.12) - Как написать сказку-крошку,
67 (5.4.14) - Сказка и возраст .
77 (5.3.15) - Путешествие в свою сказку.

Тема сюжета, даже если ограничиться строго сказкой, обеспечена весьма обширной информацией в литературоведении фольклора и авторской сказки, а также (что более хактуально) в интернете. Можно найти различные перечни фольклорные сюжетов и подходы к их классификации. Можно найти указатели сюжетов (это нечто иное). Можно найти краткие резюме традиционных сюжетов и их модификаций. Так что каждый желающий может расширить свою эрудицию по потребности.

Но сейчас вопрос не просто в выборе известной сюжетной схемы и её видоизменения под свой авторский вкус, а в его изобретении своего сюжета (как бы нас ни пугали тем, что ничего нового уже не может быть) и в его закручивании.

Закручивание сюжета – это не обязательно запутывание сюжета. Может быть, лучше было бы говорить о РАСкручивании сюжета, но ЗАакручивание – круче.


1. Цепочки типа ИТД

О повторяющемся сюжетном звене «испытание-трудности-достижение» говорилось в упомянутых занятиях. Здесь мы уточним его содержание.

«И» – это не только испытание. Это может быть и событие, вовлекшее в приключение, и задача, поставленная перед героем, и его собственная заветная цель, и просто внимание, обращённое на какое-то обстоятельство жизни… Садится человек на автобус, а тот идёт в необычном направлении и попадает, естественно, в необычные края. Мечтал мальчик о собачке, вдруг видит на земле какого-то необычного жучка, а это, оказывается, собачка, только очень уж маленькая (к ней и имя «Жучка» очень подходит). Попросила любимая бабушка молодильное яблочко – надо достать, а где и как?..

«Т» - не только трудности, но и угроза неминуемой гибели, и попадание в неодолимый тупик, и коварный шантаж. Главное, что это стресс, обостряющий и память героя на полузабытый совет о том, как вести себя в чрезвычайном случае, и его способности сделать то, на что не был до этого способен, и его изобретательность, о которой он и не подозревал. Прочёл ведь он когда-то в каком-то романе-фэнтези, как укрощать дракона, вот и пригодилось. Не умел прыгать выше одного метра, а тут на три взлетел с испугу. Дремали в нём актёрские способности, а когда припёрло – гениально сыграл, вполне убедительно для грозного врага…

«Д» - не только достижение, понимаемое как успех. Это и обретённое понимание важной истины, преображающей жизнь, и счастливая свобода выбора того, что тебе действительно нужно, и появление тех жизненных ценностей в судьбе, о которых и понятия не имел. Понял, что любовь важнее богатства, и с удовольствием уступил его тому, кто этого ещё не понял. Нашёл своё подлинное призвание, о котором и понятия не имел, а значит и начало пути к самоосуществлению. Был эгоистом, стал альтруистом, или избавился от жадности, прагматизма, превратился из обывателя в романтика, да мало ли…


2. Мозаика малых сюжетов

Даже для сравнительно небольшой сказки (конечно, речь не о сказке-крошке) мало одного прямолинейного сюжета: например, был ребёнок плохим, но у него появился домашний любимец и помог стать хорошим. Нужны ещё всякие эпизоды, сценки, микросюжеты, работающие на главный сюжет прямо или косвенно. Такими микросюжетами можно запастись заранее, до выстраивания общей сюжетной линии, или придумывать их по ходу дела. Первое обеспечивает большую продуманность и более динамичную работу, поскольку провоцирует на такое развитие действия, чтобы оно могло включить ту или иную сценку.

Подобные микросюжеты представляют, по сути, сказки-крошки, хотя и не требуют детальной проработки как отдельное произведение.

Например, пусть капризному и ленивому мальчику подарили пёсика, а он даже кормить его ленится. Изобретательный пёсик (он, во-первых, сказочный, так что и поговорить может, а во-вторых в душе прирождённый педагог), у которого миска оказывается пустой, приспосабливается быстро и почти незаметно съедать еду с тарелки мальчика. Как ни пытается тот отстоять своё законное блюдо, пёсик умеет его обхитрить, так что приходится поневоле начинать еду с кормёжки питомца.

Не убирает на место одежду, раскидывает её по комнате? Пёсик по-своему наводит порядок, затаскивая разбросанные вещи то под кровать, то ещё куда-нибудь, откуда их не так просто извлечь, да ещё отряхивать приходится.

Перебрав так несколько ситуаций, придумав для них педагогически-собачий сказочный ход, мы уже можем заняться сказкой в целом, уделяя внимание тому, чтобы соединить эпизоды в убедительную последовательность, идущую от общей проблемы к её итоговому решению.


3. Перетекание сюжета

Нечто похожее можно сделать, наметив некоторое общее русло своей истории, само по себе подразумевающее последовательные встречи с разными ситуациями.

Обращаясь к Андерсену, можно вспомнить плывущего в бумажном кораблике оловянного солдатика, или путешествие Герды в поисках Кая. А если не ограничиваться сказками, то вот «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, по следам которых идут герои романа. Можно придумать разные способы переходить от одного эпизода к другому. По крайней мере, можно делать это некоторое время, пока у нас хватает припасённых эпизодов, не допуская, впрочем, излишней монотонности повествования.


4. Переплетение сюжетных линий

Интересно придумать две самостоятельных сюжетных линии и переплести их друг с другом.

Скажем, пусть наш герой А получает задание побывать в Африке, где хранится таинственное сокровище, и отправляется туда – естественно, через цепочку приключений. А тем временем, независимо от этого, какой-то счастливчик Б, живущий совсем в другой стране, выигрывает в лотерею (или получает от Золотой рыбки) пригласительный билет на участие в сафари: африканской охоте на львов.

Когда А нападает на след сокровища, оказывается, что его охраняет львиный прайд, и единственная возможность туда проникнуть – обернуться львом (разумеется, для этого у А есть флакончик волшебного снадобья). И вот А и Б неумолимо сближаются, хотя у каждого своё целеполагание. Напряжение, кульминация – и за мгновение до выстрела Б в А ситуация разрешается.

Потом можно А и Б сдружить, даже пусть Б помогает А доставить сокровище (естественно, найденное) туда, куда надо, а там можно даже немного постараться и обнаружить, что они родные браться (ну, хотя бы двоюродные), и оба теперь НИКОГДА не будут участвовать в сафари…


5. Параллель внешних событий и внутренних изменений

Описывая внешние приключения в сказке (или в другом жанре!), мы не должны упускать из вида, как эти события откликаются во внутреннем мире нашего героя. Это нужно показывать и читателю. Показывать можно по-разному. Проще всего сообщать об этом мимоходом, по ходу дела. Но можно действовать и более выразительно.

Например, у героя может быть особый собеседник (волшебное зеркало, фотоаппарат, делающий разговаривающие селфи, или просто «второе я», возникающее, когда надо что-то обдумать и никого нет рядом). Этот собеседник может и поддерживать дополнительную интригу своими появлениями, высказываниями, оценками происходящего, и помогать герою (а заодно и читателю) осознать происходящее. Ярчайший пример такого собеседника, который постепенно превращается в самостоятельного антагониста (надеюсь все знают этот термина, обозначающий персонаж, противодействующий главному герою, которого называют протагонистом), - это андерсеновская Тень. Но доводить этого собеседника до антагонизма вовсе не обязательно, он может и дружить с героем.

Кстати, помимо отслеживания внутренних изменений, собеседника можно использовать и для всяких подсобных поручений. Но… вспомните, чем это кончилось у Андерсена.

Но отслеживать динамику внутреннего мира можно и другими способами. Например, во сне герой может попадать в некоторую виртуальную реальность, являющуюся отражением его сознания. Можно придумать и другие ходы.


6. Взаимодействие судеб

В отличие от примера с переплетением сюжетных линий, мы можем для себя, ещё на уровне продумывания сюжета, сконструировать две опорные судьбы, которые будем незаметным для читателя образом подводить друг к другу, чтобы в нужный момент началось их взаимодействие. То, что вторая из судеб не будет до поры, до времени видно читателя, не означает, что автор должен ею озаботиться лишь тогда, когда к этому подойдут события.

Вспомним «Алые паруса» Александра Грина – произведение, на которое хочется сослаться и как на своего рода сказку, и как на повесть иного жанра, скорее романтического, чем сказочного. Судьбы Ассоль и Грея, которые продуманы и сами по себе, и в их взаимосвязи (практически сказочной).

Таким образом, нам надо наметить три пунктирно-событийные линии. Условно можно их обозначить как ассолевскую, греевскую и алопарусную. После этого автору ничего не остаётся, как сесть и написать шедевр.


7. Осказочивание жизни

Не будем забывать и про наш персональный источник сюжетов: свою собственную жизнь. Только не говорите мне, что наша жизнь вовсе не сказка, так какой же это источник сказочных сюжетов! Всё происходящее с нами вполне поддаётся осказочниванию. Даже в пределах одного наугад выбранного дня.

Утреннее умывание. Кто знает, какая волшебная вода потечёт по водопроводу в это сказочное утро. Может быть, ополоснёшь ею лицо – и оно уже другое, и надо срочно принимать меры, чтобы не довести до инфаркта родителей. А тут тебе и волшебный голос шепчет на ухо, кто ты теперь и что надо делать, чтобы вернуться к обычной жизни…

Про душ и не говорю. Окатить себя таким количеством волшебной воды - этого хватит, чтобы перенестись на другую планету или хотя бы в другое царство-государство…

Завтрак. О, тут остаётся лишь выбирать между бутербродом, прожёвывая который, постепенно обнаруживаешь в себе способность понимать язык вещей, и кружкой чая: это и вообще волшебный напиток, а в сказке он запросто растворит всю окружающую действительность и тут же вырастит новую, загадочную и требующую немедленного отклика на свои сюрпризы…

Надо ли перечислять остальное? Деревья, мимо которых ходишь каждый день, но именно сегодня одно из них примагнитит тебя к себе и пообещает отпустить только если ты возьмёшься заняться его расколдовыванием, потому что на самом деле это твой хороший друг (и он это докажет), который нечаянно попался под горячую руку колдуна… Прохожие, любой из которых может сверкнуть на тебя магическим взглядом и ты пойдёшь за ним, как привязанный, навстречу сумасшедшим приключениям… Магазин, который вчера назывался «Седьмой континент», а сейчас ясно читается, что он уже восьмой. Как не заглянуть туда и – двери обратно не открываются, а перед тобой и не универсам вовсе, а пристань, от которой отправляется экспедиция к этому самому восьмому континенту, и все ждут только тебя… Надо ли говорить о загадочных свойствах сегодняшнего метро (автобуса, троллейбуса, трамвая), увозящего автора-героя-читателя в неизвестные края…

Кстати, осказочниванием жизни можно заняться и посреди начатой сказки, подключая к сюжету новый виток приключений. А уж из какого-нибудь ОСОБОГО случая своей жизни можно, осказочнив его, преодолеть пробуксовку сюжета уже начатой сказочной истории, которую не знаешь, куда вести дальше.


8. Игра за белых и чёрных

Есть такой способ игры в шахматы без партнёра: сделать ход за белых, потом повернуть доску и сделать ход, исходя из позиции чёрных, ну и так далее. Почему бы не поиграть так же с сюжетом?

Организовав исходное событие, продумать поступок героя, а затем – принять точку зрения анатагониста и сделать его ход, ну и так далее. И без поддавков, пожалуйста, хотя в финале фиаско антагониста предрешено, но потрепать нервы протагонисту и читателю он может основательно.


9. Игры случая

На случай авторского ступора в начале сказки или в любом другом её месте (ну, не могу ничего придумать – и всё тут!), полезно заготовить набор карточек «случайного лото». Попробую сфантазировать, каким он должен быть, опираясь на опыт обучения сочинительству Джанни Родари и Юрия Красного.

Карточки могут быть любого формата, непросвечивающие и удобные для того, чтобы их тасовать, выбирая наугад одну из них. Одна колода карточек может включать обычных житейских человеческих персонажей (например: мать, отец, почтальон, полицейский, учительница, пожарник…). Другая – персонажей сказочных (добрый волшебник, злой колдун, фея, джинн…). Третья – обычных живых существ (собака, кошка, коза, жираф, жук, ласточка…). Четвёртая – сказочных существ (дракон, тролль, эльф, гном, золотая рыбка…). Пятая – обычные предметы (стул, палка, браслет, дерево, верёвка…). Шестая – сказочные артефакты (волшебная палочка, ковёр-самолёт, неразменный рубль, шапка-невидимка…). Количество карточек в каждой колоде зависит от вашей фантазии и запасливости. Пригодится также игральный кубик с гранями от 1 до 6.

Итак, при творческом ступоре вы берёте одну из колод (если сомневаетесь в том, какую взять, бросаете сначала кубик, он укажет номер колоды). Затем тасуете её и НАУГАД выбираете одну из карточек. Выбрав, смотрите с уважением на то, что там написано. Это ваш ключ из ступора, предопределённый творческой судьбой. Без раздумий вводите этого персонажа или этот предмет в сюжет (вспомните, есть игра «Нет предмета без сюжета»!) – и пусть он станет рычагом, сдвигающим сюжет с мёртвой точки.

Более того, подобным образом можно сочинить сказку ПОЛНОСТЬЮ, начиная с сочетания карточек, взятых наугад из двух каких-нибудь колод (эти карточки зададут отправную точку сюжета) и вытаскивая случайную карточку из очередной подвернувшейся колоды, когда почувствуете потребность в новом развороте сюжет.

Такой метод хорош не только своей практической пользой, но и тем, что он постепенно приучает выбирать ходы, обращаясь к случайным колодам лишь мысленно. То есть вы всё больше и больше привыкаете управлять сюжетом самостоятельно, даже если привносите в него случайный элемент.


Вопросы для ответов

1. Все ли приведённые способы работы с сюжетом описаны понятно?

2. Перечисли в порядке предпочтения несколько (хотя бы три) методов, которые привлекли твоё внимание.

3. Какими из приведённых методов раскручивания сюжета тебе приходилось пользоваться интуитивно?

4. Что для тебя важнее сюжетный план или импровизация?

5. Какой ещё метод продвижения сюжета можно было бы предложить для сказки?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для трёх слов: ОБЪЯТИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, ОВАЦИЯ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Написать сказку объёмом от 3 до 7 тысяч знаков. Использовать один из методов, описанных в занятии, или их комбинацию. Если будет заминка с темой или ещё с чем-то, использовать метод 9.
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

Posts from This Journal “Литературная студия ИЗЮМИНКА” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

Posts from This Journal “Литературная студия ИЗЮМИНКА” Tag