Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Достоверность вымысла. Литературная студия ИЗЮМИНКА-2016, занятие 5 (90)

Интересный итог апрельского занятия

Прошедшее занятие поставило два рекорда: это минимальное за всё время занятий студии число участвовавших в занятии (четыре человека) и абсолютный рекорд по количеству написанных на тему занятия текстов (ноль сказок).

Меня это не огорчило, поскольку я был здорово занят своей собственной сочинительской работой. И прежде не раз мне приходилось успокаивать участников студии, которые извинялись, что не смогли поучаствовать в том или ином занятии или не все задания выполнили. За каждым из вас я подразумеваю свободу определять меру своего участия.

Но, естественно, я задумался о причинах рекордного явления. Возможно, это было просто совпадение: стечение различных личных обстоятельств – это нормально. Второй вариант: не слишком удачный эксперимент с тематикой сказки на целый год. Ещё одна гипотеза: утрата студией свойств, стимулирующих к творчеству, – такое тоже вполне возможно на девятом году интернет-студии, на семнадцатом году моей общей практики ведения литературных студий.

В итоге я решил, что перепланировать это год не буду, сохраню выбранную тематику. Буду ли я вести студию в будущем году, посмотрю поближе к завершению этого года. Если у кого-то возникнут соображения по этому поводу, можно поделиться ими либо на майском форуме Изюминки, либо в частном порядке.

Текущие плюсики:

aderkachev = 11, ardnaskela20 = 24, helaritas = 29, himmelsweit = 6, i0reesrus = 15, iliysakucc = 42, ivanovishe = 25, lanemru = 60, lionello = 35, mashkin_84 = 57, natalia_k_1988 = 25, sapiv = 16, shum_kaa = 47, soroka_nata = 31, tania_al = 72.




Занятие 5 (90). Достоверность вымысла

О достоверности говорилось и в НСК, и на некоторых прежних занятиях, но конкретного занятия, посвящённого именно этой теме, вроде ещё не было. Поэтому не буду давать ссылок. Поговорим как бы заново.


Рецепт вымысла

На писательской кухне не обойтись без рецептов (которым можно следовать или не следовать). Если давать рецепт вымысла, то я бы изобразил его так:

Вымысел – это смесь того, что было или бывает, с тем, чего не было или не может быть вообще. Пропорции – по вкусу. Возможно применение разнообразных дополнительных специй.

Смысл этого рецепта в том, чтобы предостеречь от попыток применять вымысел в чистом виде, то есть предаваться фантазии без достаточно активного использования элементов реальности. Впрочем, возможен ли такой «чистый вымысел»? Ведь он потребовал бы особого языка, поскольку любой существующий язык связан с существующей жизнью.

Другое дело, что мы можем и язык придумать. Как в знаменитом примере академика Льва Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка». Хотя и эта фраза основана на законах русского языка, так что даже такой вымысел тоже не является стопроцентным.


Особенности сказки

Понятно, что если доля вымысла равна нулю, то это уже не сказка, а рассказ. (Другое дело, что и в рассказе присутствует свой «реальный вымысел»: то, чего не было, но что бывает или могло бы быть. Но это уже относится к рассказу, и об этом уже не раз шла речь на прежних занятиях.)

В сказке непременно присутствует то, чего не может быть вообще, или (внимание!) то, во что трудно поверить. Перечитайте «Девочку со спичками» Андерсена. Есть ли там то, чего не бывает? Вообще говоря, нет.

«...Девочка чиркнула об стену новою спичкой; яркий свет озарил пространство, и перед малюткой стояла вся окружённая сиянием, такая ясная, блестящая и в то же время такая кроткая и ласковая, её бабушка...». Для человека верующего это вполне реальная картина. А для скептика – это вполне реальное описание галлюцинации. Может быть, поэтому на книге Андерсена написано не «Сказки», а «Сказки и истории»?..

Область Тайны в нашей жизни гораздо шире области знаний. Каждая из этих областей по-своему реальна. По-своему реальны камень или дерево, по-своему реальны совесть или любовь. Свои реальности есть и у сказки: реальность известного и реальность неизвестного, реальность смысла и реальность бессмыслицы.

Так что составных частей у нашего вымысла может быть много.


Достоверность как принадлежность к Тайне

В сказке речь идёт совсем не о той достоверности, которую создаёт иллюзионист и которая основана на обмане зрения, внимания или привычных представлений. Здесь важна достоверность в буквальном смысле слова: наделённость тем, что достойно веры.

Всякое описание условно (кстати, и в реалистической прозе тоже), потому что о чём-то говорится, а о чём-то нет. Всякое описание рисует некоторую символическую картину события, явления или символический портрет персонажа. Вопрос в том, ради чего мы это делаем. Это символ достоин веры тогда, когда старается уловить какую-то важную реальность, относящуюся к области Тайны и значительную для нашей земной обыденной жизни.

Герой в сказке может иметь любой облик, но он должен быть символом, носителем того героизма, который необходим живому человеку и суть которого можно уловить из области Тайны либо с помощью интуиции, либо – с помощью сказки. Любовь в сказке может развиваться в самых невероятных условиях, но она должна рассказывать о каком-то свойстве любви, уловленном из области Тайны. Короче говоря, пусть сказка рассказывает нам о таинственных свойствах человеческой души с помощью своих символов – вымышленных, но достоверных.


Деталь как свидетель реальности

Но всё-таки мало придумать сказочную реальность, мало самому поверить в придуманное. Надо ещё убедить читателя в реальности (пусть условной, игровой, символической) созданного нами мира. Даже если это сказка-крошка длиной менее ста слов.

Большими возможностями для этого обладает реалистичная деталь, подробность, которая самим своим присутствием в описании помогает читателю опереться на что-то знакомое даже в самом символическом, полном невероятных выдумок.

Горошина, обычная горошина становится сказочным тестовым прибором на определение истинности принцессы... Обычная простыня, сохнущая после стирки, становится сказочным средством превращения Карлсона в привидение... Обычная гармошка становится средством сказочного творческого самовыражения крокодила Гены... Обычный стол, накрытый для чаепития, становится местом, вполне способным потягаться со всеми другими сказочными местами Страны Чудес...

Выдумать обычное, готовое сыграть свою опорно-достоверную роль, не менее важно, чем выдумать необычное, которое надо ещё сделать убедительным.


Связующая сила смысла

Наверное, важнее всего в сказке – достоверность соединения деталей повествования, как реальных, так и вымышленных.

Приглядимся к фантастической картинке:
«Блеск Изумрудного города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улиц возвышались великолепные дома из зелёного мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зелёных мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды...»
«...На стене стоял высокий солдат, одетый в зелёный мундир. Зелёная борода солдата спускалась ниже колен. Он ужасно гордился своей бородой...»
Просто выдумка на выдумке!
«...В руках солдата было зеркальце и гребешок. Он смотрелся в зеркальце и расчесывал гребешком свою великолепную бороду, и это занятие настолько поглощало его внимание, что он ничего не видел и не слышал...»
Обратите на реальные детали среди этих нереальных чудес: на зеркальце и гребешок. И на Дин Гиора, вполне естественно наслаждающегося великолепием своей бороды. Это обычная житейская сцена, благодаря которой всё предыдущее, полное изумрудной необычности, становится таким же естественным, так что нам читателям остаётся ждать, что же будет дальше в этой естественной, хотя и сказочно символичной реальности.

Если же реального в нашей сказке гораздо больше, чем вымысла, нам надо позаботиться о том, чтобы выдуманное естественным образом вписалось в реальность – с тем, чтобы сделать её более выразительной. Не зря у нас с самого начала шла речь о пропорциях.

В любом смысле наш вымысел не означает возможности своевольно распоряжаться связями между элементами происходящего. Реальное и придуманное могут и должны уживаться друг с другом, чтобы создать убедительную ткань повествования.

Кстати, есть жанры, использующие как раз разрывы смысловых связей – как происходит, например, в пьесах театра абсурда и в некоторых других жанрах, нарочито выводящих читателя из привычных представлений о жизни. Но это другая тема.

Создавая связную и осмысленную сказочную реальность, не надо тратить напрасно чудеса на мелочи, которые можно ввести в повествования самыми реальными путями. Другое дело, если эти мелочи играют свою символическую роль. Сладкие пальцы Сахара, которыми тот угощает детей фигурируют в «Синей птице» лишь для того, чтобы подчеркнуть достоверность персонажа. Ведь детям всё равно предстоит ужинать у дедушки с бабушкой. Между прочим, в гостях у дедушки с бабушкой много неожиданных деталей: и отбитый краешек у суповой миски, и прыщик на носу, и всякое другое...


Цели убедительности

Зачем же нам нужно создавать достоверность, на что должна быть направлена наша убедительность?

Прежде всего – на цельность образа всякого персонажа, особенно главного героя, но не только. На цельность той образной мысли (или переживания), ради которой мы затеяли эту сказку. Если смысл того, о чём мы повествуем, не очень прост, если он может быть непривычен тому, к кому мы обращаемся, достоверность должна помочь ему в освоении этого смысла, свести его к чему-то простому и понятному.

И уж наверняка наша задача – не создать иллюзию, а дать проявиться более высокой реальности среди привычной, обыденной.


Вопросы для ответов

1. Нашлись ли в этом занятии какие-то конкретные, практические рекомендации? Если да, то какие две-три можешь назвать?

2. Как по-твоему, какова в твоих сказках фактическая или желательная пропорция вымысла и реальности (очень примерно)?

3. Что из рассуждений показалось наиболее непонятным?

4. Мешает ли, по-твоему, импровизации и фантазии забота о достоверности?

5. Можешь ли добавить, для чего ещё нужны достоверность и убедительность в сказке?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для трёх слов: ОВРАГ, ОГЛАВЛЕНИЕ, ОГРАНИЧЕННОСТЬ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Написать сказку объёмом от 2 до 3 тысяч знаков. Обратить особое внимание на достоверность. Тему выбрать самому или из трёх следующих (это темы, не названия!): 1) занятие по волшебству, на котором никого не было видно; 2) карман с чудесами; 3) майский сон утюга.
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Мои твиты

    Пн, 23:05: НЕГОДУЮЩИЙ ДОМ Этот Дом хотел жить культурно и чисто. Если кто-то закуривал, выпивал или мусорил, Дом гудел и тряс……

  • Мои твиты

    Вс, 22:59: СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ Давние супруги Климат и Погода однажды поделились со знакомым учёным-метеорологом секрето……

  • Мои твиты

    Пт, 18:37: «Как изменить философию к лучшему»: об электронной публикации https://t.co/GJNQQ2DcMt

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • Мои твиты

    Пн, 23:05: НЕГОДУЮЩИЙ ДОМ Этот Дом хотел жить культурно и чисто. Если кто-то закуривал, выпивал или мусорил, Дом гудел и тряс……

  • Мои твиты

    Вс, 22:59: СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ Давние супруги Климат и Погода однажды поделились со знакомым учёным-метеорологом секрето……

  • Мои твиты

    Пт, 18:37: «Как изменить философию к лучшему»: об электронной публикации https://t.co/GJNQQ2DcMt