Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Импровизация. Литературная студия ИЗЮМИНКА-2016, занятие 6 (91)

Наше литлето

Хотя в воздухе веет пьянящий запах каникул, знакомый каждому со школьных лет, всё-таки напомню, что у нас литературное лето лишь частично каникулярно: просто на одно занятие будет меньше. Тем, кого это смягчение расписания огорчит, кому хочется заниматься больше (тут я про себя улыбнулся), подскажу, что есть шанс заниматься литературным творчеством и помимо студии.

Сообщаю, что мой видеокурс по сочинительству для детей и подростков (в котором многое пригодно и для вполне взрослых) вывешен теперь полностью: http://nsportal.ru/ap/lk, все 12 занятий по 20 минут. Доступ свободный. Кто посмотрит, хоть частично, - буду рад вашему мнению.

Наше следующее занятие постараюсь вывесить 20 июля, поэтому последний день этого, шестого занятия – 15 июля.

В июне я веду студию в селе Давыдово Ярославской области. Как будет с Интернетом, не знаю, поэтому не удивляйтесь задержкам с комментариями к вашим ответам.


Текущие плюсики:

aderkachev = 11, ardnaskela20 = 24, helaritas = 37, himmelsweit = 12, i0reesrus = 15, iliysakucc = 57, ivanovishe = 25, lanemru = 75, lionello = 35, mashkin_84 = 65, natalia_k_1988 = 25, sapiv = 16, shum_kaa = 47, soroka_nata = 31, tania_al = 90.




Занятие 6 (91). Импровизация

Название этого занятия – признаюсь сразу – немного жульническое. Оно должно было бы называться так:
Сказка устная и письменная (импровизация и структура).

Но с что я стал бы делать с таким многосложным названием? Будем считать ключевым слово «импровизация». Но и остальные слова стоит принять к сведению.

Представление об импровизации – новая тема, не фигурировавшая, насколько помню, в занятиях Изюминки. Так что ссылок на предыдущие подходы не будет.


Импровизация может быть частью литературной работы

Нередко импровизацию считают чем-то совершенно стихийным, неконтролируемым, присущим лишь особым натурам, которые наделены некоторыми особыми свойствами, но я предлагаю взглянуть на этот процесс спокойнее и внимательнее.

В основе любой литературной импровизации лежат некоторые мотивы, осознанные или не очень, без которых её и не было бы. К примеру, желание развлечь детей (а заодно, может быть, сообщить им какие-то нравственные истины). Или отчаянная мотивация Шахерезады.

Раз есть мотивы, значит есть некоторые задачи, которые ставит перед собой (может быть, инстинктивно) тот, кто импровизирует (например, искусные старания Шахерезады разжечь интерес к завтрашнему продолжению сказки). Поэтому вполне естественно говорить об импровизации как об элементе литературной работы, даже если изначально у импровизатора и нет никаких литературно-сочинительских амбиций.


Некоторые приёмы импровизации

Импровизация служит, прежде всего, для сочинения устной сказки. Присмотримся к приёмам, которые могут быть здесь полезны.

Во-первых, это игровая непосредственность, возможность фантазировать раскованно, без особых забот о последовательности. Это ценно возможностью возникновения неожиданных удачных находок.

Во-вторых, становится естественным – особенно при общении с детьми –использование подручных и случайно подворачивающихся подробностей. Это означает появлении в палитре рассказчика неожиданных красок, которые могут оказать очень эффектными и поучительными для него самого.

В-третьих, это умение, которое вырабатывается со временем, забрасывать ниточки повествования из его начала импровизации в конец или в середину, из середины – в конец. Пусть даже не все такие ниточки рассказчик упомнит и использует, но некоторые из них вполне могут сыграть свою композиционную роль, скрепляя разные участки сюжета.

В-четвёртых, в-пятых... Нет уж, теперь ваша очередь подумать, что ещё полезного даёт импровизация автору.


Записывание

Теперь, поскольку у нас, как никак, литературная студия, а не курсы аниматоров, перейдём от сказки устной, импровизационной, к путям её превращения в письменную сказку. Это означает... да, правильно, что её надо записать. Записывание не только ведёт к созданию литературной сказки, но и вообще развивает автора, позволяя ему увидеть и обдумать удачные и неудачные моменты своей импровизации, сделать выводы на будущее.

Конечно, записать хорошо бы как можно раньше. Но если раньше не удалось – лучше поздно, чем никогда.

Можно записать очень кратко, если на большее нет времени: герой, другие значимые персонажи, сюжет, то есть записать общую идею, схему. Если же записывать подробнее, то тут возможны разные подходы. Можно стараться ВСПОМНИТЬ рассказанное. А можно стараться ОЖИВИТЬ его при записи. Это оживление отличается от механического вспоминания – новыми элементами импровизации, уже в процессе записывания.


Работа с записанным. Структура

Теперь можно перейти от устной сказки к письменной. Само по себе записывание этот переход ещё не обеспечивает, поскольку у речи устной, импровизированной своё внутреннее устройство, а у письменной речи – своё. Не будем здесь обсуждать оригинальные фольклорные записи, которые собирают этнографы. Лучше вспомним, что публикуют эти сказки чаще всего с указанием на «литературную обработку такого-то».

Наше дело – обеспечить при этом переходе некоторое литературное качество. Поначалу речь идёт даже не о стилистике, а просто о достаточной упругости текста, о придании ему структуры.

Простейшим примером служит принцип ДОМ. В устной сказке рассказчик может так заворожить слушателей своими описаниями, что обойдётся без особых событий и мыслей, заложенных в повествовании. В письменной сказке это обнаружится довольно быстро, что легко выявить, проверяя, присутствуют ли у нас Действие, Образы и Мысли.

Ещё один простой подход к структурному смыслу – правило трёх У. Написанное хорошо тогда, когда оно Увлекательно, Удивительно и Убедительно.

Если же подходить более основательно, стоит проверить основные свойства сказки. Все эти подходы можно найти в НСК.


Редактирование

При переходе от устной сказки к письменной требуется более внимательное редактирование, чем в случае исходного написанного текста. Тут импровизация и становится по-настоящему литературным произведением.

Разумеется, в устной речи окажется гораздо больше повторов, чем в письменном тексте, а ведь и в обычном тексте часть редактирования состоит в том, чтобы избавиться от лишних повторов, оставляя только стилистически необходимые. При устном рассказывании меньше удаётся использовать синонимы, не всегда подворачивается самый выразительный образ и т.д. То есть на редактирование ложится повышенная нагрузка.

В то же время не стоит утрачивать достоинства импровизированного текста: его свободную интонацию, некоторую алогичность, вовлечение в повествование неожиданно подвернувшихся деталей и всякое прочее. Поэтому и нужно внимательное редактирование, чтобы выдёргивать сорнячки, оставляя нетронутым необычное, питательное и красивое.


Самоимпровизация

У импровизации много достоинств, и это давно известно. Поэтому всякий пишущий человек пользуется, в той или иной степени, элементами импровизации, обращённой просто к самому себе. Можно назвать это самоимпровизацией, чтобы отличать от выступления перед другими.

Возможно, активнее всего использует самоимпровизацию поэзия, после стихийного наплыва строчек занимающаяся приведением их в порядок. Хотя и у поэтов бывает по разному (особенно у гениальных). Так что вернёмся к прозаическим сказкам.

Многие литературно-сочинительские игры основаны на побуждении автора к импровизации (устно) или самоимпровизации (письменно). Можно опробовать на себе, например, такой метод самоимпровизации:

Напишите на нескольких листочках бумаги (лучше использовать плотные карточки, чтобы легко перемешивать) несколько нарицательных названий людей: мама, плотник, модница, учёный, клоун, бродяга и т.д. (придумывайте сами, не обязательно брать из этого списка, это я только что его сымпровизировал) и столько же названий предметов или живых существ. Люди пусть будут в одной кучке, остальные в другой. Все листочки должны лежать написанным вниз, их надо хорошенько перемешать.
Вытащите наугад один листочек из одной кучки, а второй из другой. Соедините слова союзом «и», получится тема для импровизации. Можно засечь время, которое вы себе отведёте для сочинения сказки на эту тему.
Можно ограничиться сочинением вступительной части сказки, задающей импульс сюжету, а затем перейти к обычному сочинению. Если после этого возникнет заминка с придумыванием очередного поворота сюжета, вытащите листочек из тех, что остались во второй кучке: это будет подсказка для импровизированного сюжетного хода.

Таким образом, самоимпровизация может охватывать сочинение всей сказки или одного из её этапов.


Сочетание импровизации с сочинительством

Таким образом, видно, что обычная литературная работа никак не противоречит импровизационной. Скорее, вся она основана на ней. Ведь у нас в голове немало «листочков», с помощью которых можно задать себе тему для сочинительской импровизации.

Вполне можно даже импровизировать план сказки. Или даже целой сказочной повести!

Импровизация, в общем-то, - это просто решительный выход в море сочинительства. Она свидетельствует о том, что это всегда возможно. Даже если слегка штормит – когда выпало, например, сочинить сказку на тему «Охранник и кит». Хотя какой это шторм? Так, приятное маленькое волнение – просто надо придумать, что именно будет охранять охранник, чтобы в сюжете мог принять участие кит.


Вопросы для ответов

1. Является для тебя импровизация естественным свойством? Часто ли ты им пользуешься? Есть ли у тебя произведения, возникшие из устных импровизаций?

2. Сохранились ли у тебя детские воспоминания о сказках, рассказанных тебе не по книге?

3. Чем, по-твоему, самоимпровизация, которую тут же записываешь, отличается от других способов сочинительства?

4. Как у тебя начиналась бы сказка про охранника и кита?

5. Что интересного ты мог бы добавить на основе своего опыта импровизации или самоимпровизации?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для трёх слов: ОГРАНКА, ОГУРЕЦ, ОДАРЁННОСТЬ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Попробовать рассказать кому-нибудь сказку экспромтом, не на заранее придуманную тему. Записать её кратко, а потом как можно полнее. Довести её до желательного вида (объём от 2 до 5 тысяч знаков).

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Речка с забытым именем

    В одной деревне протекала крошечная речка. На одну эту деревню её хватало. Людей в деревне становилось всё меньше и меньше – в город уезжали.…

  • Русско-американская трагедия

    Построил американец Иванов в одной русской деревне конюшню. Ходит в белом костюме и думает: «Пусть всё будет, как в моей Америке».…

  • Совещание бабочек

    Решили бабочки посовещаться – посоветоваться, как общий танец танцевать. Уселись в кружок. Только обсуждение началось, как ветерок подул.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Речка с забытым именем

    В одной деревне протекала крошечная речка. На одну эту деревню её хватало. Людей в деревне становилось всё меньше и меньше – в город уезжали.…

  • Русско-американская трагедия

    Построил американец Иванов в одной русской деревне конюшню. Ходит в белом костюме и думает: «Пусть всё будет, как в моей Америке».…

  • Совещание бабочек

    Решили бабочки посовещаться – посоветоваться, как общий танец танцевать. Уселись в кружок. Только обсуждение началось, как ветерок подул.…