Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Простота и упрощённость. Литературная студия ИЗЮМИНКА-2016, занятие 7 (92)

Просто – середина лета

В жизни столько сложностей, что иногда хочется простоты. Почему-то особенно в летний период. О простоте мы сегодня и поговорим.

Наше следующее занятие будет уже в обычную дату – 5 сентября. последний день этого, седьмого занятия – 31 августа.

На конец июля – начало августа уезжаю вести студию в Велегоже, в лагере реабилитационного центра «Наш солнечный мир», так что студия «Лучик» будет работать уже десятый раз. Прошлый год интернета у меня там не было. Как будет сейчас, не знаю, поэтому не удивляйтесь задержкам с комментариями к вашим ответам.

Текущие плюсики:
aderkachev = 20, ardnaskela20 = 27, helaritas = 37, himmelsweit = 18, i0reesrus = 15, iliysakucc = 69, ivanovishe = 25, lanemru = 90, lionello = 35, mashkin_84 = 65, natalia_k_1988 = 25, sapiv = 16, shum_kaa = 47, soroka_nata = 31, tania_al = 105.




Занятие 7 (92). Простота и упрощённость

Как балансировать между простотой, часто необходимой для сказки, и упрощённостью, которая может сказаться на ней негативно? Кстати, это относится не только к сказкам и не только к произведениям для детей.

Но если говорить именно о детях, можно заглянуть, из предыдущих материалов, в занятие 42: Писать для Ребёнка. Впрочем, в сегодняшнем виде тема новая.

Главный смысл противопоставления простоты и упрощённости вот в чём. Простота часто представляет собой путь к читательскому пониманию. Можно даже сказать, что простота – это рычаг понимания. И если мы её так и пользуемся, всё работает эффективно. Но нередко у нас возникает соблазн упрощённости: желание приспособить текст для читателя так, чтобы он максимально ему подходил, чтобы уж наверняка. В этой чрезмерной заботе о читателе-ребёнке мы перестаём доверять его внутренним возможностям понимания, а тем самым пригашаем развивающее значение нашей сказки. Вместо калорийного, витаминизированного питания ребёнок получает питание, инфантилизирующее его, тормозящего в развитии.

Упрощённость может выразиться в авторском сюсюканье с ребёнком, в прописных истинах, в примитивизации сюжета... ну, и ещё кое в чём, оставим это на потом.


Лексика

Простота – это доступность для восприятия.

Упрощённость – это примитивизация, заталкивание туда, где нет развития, откуда надо выбираться.

Нагляднее всего это видно на примере лексики: тех слов, которые мы подбираем для сказки. Это одна из причин, почему мы должны представлять себе свою «целевую аудиторию», как говорят издатель. Или попросту: своего читателя. Для него наши слова должны быть естественными, но в то же время они должны быть естественными и для самого автора, а не подражательным притворством, мимикрией ради как бы доходчивости.

Для него наши слова должны быть доступными, но не за счёт примитивизации. Хотя мы и говорим преимущественно о прозаических сказках, вспомнилось, как Саша Чёрный пародировал «детских» поэтесс:

Дама, качаясь на ветке,
Пикала: "Милые детки!
Солнышко чмокнуло кустик,
Птичка оправила бюстик
И, обнимая ромашку,
Кушает манную кашку..."

Впрочем, вполне возможно использовать и некоторые сложные слова (даже очень сложные), если заботиться об их соответствующем смысловом сопровождении, то есть делать их понятными или просто игровыми. Ведь сознательная, комфортная для усвоения сложность создаёт художественное пространство развития.

Моему червячку Игнатию в сказке «Непонятное слово» помогали понять, что такое философия, жук, паук, муравей, божья коровка – и помогли! У каждого нашёлся свой кусочек смысла. А со словом «синхрофазотрон» вполне можно поиграться на уровне звучания. Тогда поросёнок увидит своё родство со «сВинхрофазотроном», а юный принц объявит себя претендентом на этот «трон», но шипастые розы ему объяснят, что этот «вазотрон» предназначен лишь для цветов, к тому же психованных: он же «психовазотрон»...

Кстати, для адаптации сложных слов очень полезен навык придумывания афоризмов-определений. Надо лишь ставить себе задачу определить слово так, чтобы это было понятно ребёнку, для которого пишешь.


Пробежимся по напоминалке ДОМ

Надеюсь, все помнят о значении букв в мнемонике ДОМ. Вот и переберём их применительно к нашей теме.

Действие, или по-другому сюжет, – это увлекательность, ориентированная на того, кого хочешь увлечь, то есть опять-таки на своего читателя. Но не стоит ограничиваться приспособлением к его уже сформировавшимся вкусам и привычным увлечениям – это было бы как раз упрощённостью. Иначе мы окажемся в положении эпигонов тех брендов, которые уже раскручены и преуспели на литературном рынке.

Нужно предлагать осваивать новое и важное, с точки зрения автора, - но предлагать так, чтобы оно было доступно для освоения.

Нужно в привычном контексте создавать элементы неожиданности, по-новому оживляющей этот контекст. Будем придерживаться хорошего уровня простого изложения и хорошо организовывать задорные вылазки из этой простоты.


Образы лучше брать из круга представлений своего читателя, но во власти автора наделять их новым содержанием. То есть нужны не просто сравнения или милые картинки, как из букваря, но поэтическое или игровое тормошение образом. Примеры приводить не буду – их достаточно у многих замечательных сказочников.

Отдельно хочется сказать, что простота ничуть не исключает аллегорию, то есть образное иносказание. Не обязательно, чтобы ребёнок эту аллегорию понимал, он может почувствовать её интуитивно. А для взрослых читателей, которые тоже могут читать сказки – ребёнку или просто для себя – аллегория создаст дополнительное сказочно измерение и даст возможность поговорить с ребёнком о каких-то важных вещах.

В общем, образы должны быть простыми, но не плоскими. Углублёнными, но не за счёт усложнения.


Мысль мы, конечно же, постараемся не сводить её к примитивному назиданию. Наше дело наталкивать читателя на самостоятельные открытия.

Надо ли говорить, что лучше не сводить мысль к прямолинейной назидательной морали? Ведь это уж точно не простота, а упрощённость.


Развивающие сказки

Как есть развивающие игры, так могут и должны быть развивающие сказки. (Впрочем, то же можно сказать и о других жанрах.) Мне кажется, что все сказки должны быть развивающими в той или иной степени.

Вспоминаю лекцию одного специалиста по лечебной физкультуре. Он нарисовал три зоны возможных усилий для человека, нуждающегося в восстановительных упражнениях. Первая зона – это упражнения, которые даются без труда. Третья – те, которые выполнить очень трудно. А между ними находится вторая, средняя зона, к которой относятся упражнения, требующие некоторого напряжения и посильные для выполнения. Наше дело, говорил он, - искать упражнения именно из второй зоны, потом что другие будет практически бесполезны для развития.

Наверное, и сказки, наиболее подходящие для ребёнка, должны относиться к этой срединной зоне: побуждать его к внутреннему напряжению, которое ему по силам. То есть опираться на доступность восприятия (для этого и нужна простота) и открывать возможности освоения чего-то нового (без этого простота становится упрощённостью).

Поэтому ко всякой новизне нужно подводить через привычное, но не избегать её. Ведь развивает новое, а не то, что давно и полностью знакомо.


Признаки упрощённости

Под занавес занятия попробуем перечислить хотя бы некоторые свидетельства того, что нас тянет к упрощённости. Сразу скажу, что любой из этих признаков может быть и инструментом простоты. Вот тут-то и необходимо искать равновесие между простотой и упрощённостью, о котором шла речь выше.

Отсутствие имени персонажа и его внешности. Не торопитесь тут же исправлять ситуацию. Если имя в сказке употребляется всего один раз, не так уж важно, есть оно или его нет. Речь об имени, участвующем в сказке.

То же самое относится и к внешности. Её ни к чему отмечать формально. Надо её прорисовывать – живописно или одим-двумя штрихами. Это часть общей картины, а не композиционная вставка.

Отсутствие всякой истории персонажа. Словно он возник ниоткуда. Разумеется, и такой абстрактный персонаж может быть полезен. Но обратить на это внимание стоит. Особенно если речь о главном герое.

Использование описательных и сюжетных клише. Если мы используем какие-то сказочные подходы, потому что сами когда-то встретили их в чужих сказках, это признание своей авторской вторичности по отношению к оригиналу. Ясно, что это проще: использовать готовые придумки, пусть даже традиционные, без чьего-либо морального авторского права на них. Но даже перепевы собственных вчерашних открытий, если они не оживляются чем-то новым, а становятся писательским шаблоном, могут лишить сказку витамина первооткрывательства.

Использование известных персонажей других сказок. Иногда такой приём вполне оправдан, когда речь идёт о новом ракурсе известного персонажа или об экономии описания, если персонаж имеет второстепенное значение. Но если мы пользуемся им лишь для того, чтобы опереться на привычное детское восприятие, потрафить ему, а себе облегчить работу, прибегнув к шаблону, это, скорее всего, тяга к упрощённости.

Использование слов первого слоя. Возвращаясь под конец к лексике, напомню, что перед автором всегда стоит выбор между использованием первых пришедших на ум слов (первого слоя) или поиском более неожиданных, менее затасканных слов следующего слоя. Здесь тоже мы всегда будем балансировать между простотой и упрощённостью. Остаётся пожелать успеха в поиске равновесия!..



Вопросы для ответов

1. Насколько актуальной для автора представляется тебе проблема равновесия между простотой и упрощённостью?

2. Помнишь ли ты про принцип следующего слоя? Пользуешься ли им?

3. Случалось ли тебе решать авторскую задачу по адаптации незнакого детям слова или явления?

4. В чём, по-твоему, главное достоинство развивающей сказки?

5. Какие признаки упрощённости ты бы добавил? Какие кажутся тебе не очень принципиальными?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для трёх слов: ОДЕЯЛО, ОЖЕСТОЧЕНИЕ и ОЗОРНИК.

ВОЗ-2
Выбрать три-четыре-пять интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Сочинить сказку для дошкольников о смысле жизни (объём 3-4-5 тысяч знаков). Не воспринимайте тему «о смысле жизни» буквально, если она вас пугает. Можно придумать тему самостоятельно, но не совсем дошкольную – ту, которая вам представляется важной.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments