Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Стихи в сказке. Литературная студия ИЗЮМИНКА-2016, занятие 9 (94)

«Я смотрю на костер догорающий...»

Почему-то мне пришла на ум эта строчка из старой песни, когда я подводил итоги предыдущего занятия. До трёх участников вроде бы ещё число занимающихся не спускалось.

Любопытно, что мне это оказалось весьма кстати: последнее время каждая лишняя минута у меня на вес золота. Понятно ведь, что на трёх участников уходит заметно меньше времени, чем на двадцатерых или на десятерых.

Это совпадение наблюдаемой динамики с собственными потребностями кажется мне сигнализацией о том, что работа студии постепенно подходит к завершению. Год мы, разумеется, закончим в обычном режиме, а вот следующий набор будет не на год, а на полгода – с января по июнь. После этого я посмотрю, продлевать ли работу ещё на полгода или завершить её вообще.

Тут как раз опять подворачивается песенка – из моего детства: «На свете все кончается, ведь есть всему конец. Кончается пирожное, ситро и леденец...».

А пока - текущие плюсики:
aderkachev = 23, ardnaskela20 = 27, helaritas = 37, himmelsweit = 18, i0reesrus = 15, iliysakucc = 93, ivanovishe = 25, lanemru = 120, lionello = 35, mashkin_84 = 65, natalia_k_1988 = 25, sapiv = 16, shum_kaa = 47, soroka_nata = 31, tania_al = 140.




Занятие 9 (94). Стихи в сказке

Полностью тема нашего занятия должна была бы звучать, наверное, так: «Стихи и стихотворные элементы в сказке, а также в некоторых других прозаических жанрах». Но я слишком дорожу оставшимися тремя участниками, чтобы угнетать их такой диссертационной темой.

Не даю ссылок на занятия студии, посвящённые стихам, потому что стихотворная тема осталась у нас мало востребованной, и мы обращались к ней не часто.

Тем не менее, обращение к стихам и к отдельным стихотворным элементам кажется мне очень интересным для сказки и, думаю, не только для неё.


Беллетристически активные добавки для сказки

Сразу выскажу главную мысль занятия: стихи и стихотворные элементы добавляют сказке, да и прозе вообще, ритмические и метафорические витамины. Или своего рода БАДы, беллетристически активные добавки.

Стихи в сказке – совсем другое, чем сказка в стихах. Ведь последнее выражение говорит о целиком стихотворной сказке, а это жанр совершенно особый. Для него необходим особый авторский драйв и внутренней родство с фольклором, органическое освоение народных традиций поэтического повествования.

Сказка в стихах – это стихи. А стихи внутри прозы, стихотворные элементы в прозаической среде – это вроде... как сад в огороде.


Стихи как действующий фактор сказки

Например, авторские стихи, приведённые в сказке, - это и литературное просвещение читателя, особенно ребёнка, и пропаганда (в лучшем смысле слова) этих стихов как заслуживающих внимания, и обращение к тем поэтическим смыслам, которые затронули самого сказочника.

Сказка может показать в действии возможности восприятия стихотворчества, а также проиллюстрировать возможности его воздействия на того, кто эти стихи воспринял.

Моей собственной иллюстрацией использования стихов в прозе может служить сказка из серии историй про червячка Игнатия: «Озорные стишки».

Приведу также пример обращения к стихам в другом прозаическом жанре, в рассказе. Здесь, правда, речь идёт об использовании собственных стихов и о построении на них сюжетных моментов. Это рассказ «Трёхстишие». Даю ссылку, потому что рассказ не такой уж крошечный и в текст занятия не влезет.


Стихи как опора для автора

Если кто читал «Волшебный возок», помнит, может быть, в самом начале книги песенки, которыми Вагик помогал себе пробиться к старой калитке. Этот фрагмент, надеюсь, поместится:

«Тут же Вагика уцепил за футболку шип шиповника. Это было обидно и больно, потому что под футболкой был сам Вагик. Но он не дёрнулся изо всех сил, а изловчился, вывернулся и отцепился от шипа. И был очень доволен, что не сломал его.

Дальше шипы царапали Вагика всё чаще. Чтобы нечаянно не заплакать, Вагик придумал себе заклиналку:

Шип-шип, не шипи.
Отцепись, не глупи.
Не царапай человека.
Человеку не до смеха.

Потом на Вагика набросилась крапива. Ух, как ему хотелось вскочить, сломать гибкую ветку, сделать из неё прут и – вжик! вжик! – скосить крапиву под корень. Вместо этого приходилось аккуратно отклонять крапивины в стороны и зацеплять их за кусты, чтобы немного освободить себе путь.

Но всё равно крапива жалила его в руки и в ноги – там, где кончались его коротковатые джинсы. Досталось и лбу, и щекам. Один злой крапивный язычок даже лизнул Вагика в нос!..

Пришлось придумать заклиналку и от крапивы:

Ах, крапива ты, крапива!
Так кусаться некрасиво.
Не кусайся, умоляю.
Я тебя ведь не кусаю.

Вагику даже показалось, что крапива послушалась и перестала его жалить. Или он уже перестал её замечать, потому что пополз через колючие малиновые кусты.

Эти кусты росли очень плотно. Они не только царапались и цеплялись, но иногда просто сжимали Вагика так, что ему приходилось высвобождаться медленно и осторожно. Ведь малиновые кусты не только колючие, но ещё и ломкие. Вагик помнил: иногда потянешь за не слишком созревшую ягоду, а отламывается целая веточка. А сейчас ломать нельзя.

Вагик зашептал:

Не царапайся, малина.
Не хватай меня за спину.
Не держи, отпусти.
И малиной угости.

Наверное, его заклиналки действовали. Последняя из них подействовала точно, потому что Вагик вдруг увидел перед собой ветку, увешанную крупными малининами. Он и не думал, что в этом малиннике бывают такие ягоды».


Надо сказать, что главную роль эти заклиналки сыграли для меня самого, помогая настроиться на повествование (надеюсь, и для читателя это тоже было на пользу). Ведь можно сказать, что я сам вместе с Вагиком пробирался к началу путешествия.


Незнайкины стихи

И как не вспомнить книгу Николая Носова «Незнайка и его друзья» (см. главу четвертую «Как Незнайка сочинял стихи»).

Посмотрите, как простенькое вроде бы Незнайкино рифмоплётство вплетено в ткань сказки, в характеры персонажей, как оно становится детонатором взаимоотношений и событий.

Вместе с тем ребёнок заодно узнаёт кое-что о стихах и рифмах – причём не на уровне занудного занятия (ну, вроде моего), а на уровне озорной игры, которую затевает автор.


Игры рифмами

Рифму дети любят. И не обязательно ей быть частью стихотворения, она может быть и элементом прозы. Например, рифмовка в именах и прозвищах (Карабас Барабас, Ваксик-плаксик и пр.). Может быть элементом диалога, как в той же главе про Незнайку. Может быть частью заклинания или другой волшебной фразы. Применений можно придумать много.

В то же время стоит применять её осторожно, ведь если использовать её невпопад, она может пригасить лирическую или романтическую тональность, которая нередко важна для сказки.

Наконец, приведу свою сказку-крошку, которая вся состоит из игры рифмами:

Сгрызенный зуб
Один зуб был глуп. Грыз конфеты. Поплатился за это. Хруп! – и где зуб? Нет ничего. Конфеты сгрызли его.



Русификация Портняжки

Насколько важно сохранить рифму при переводе с другого языка, видно на примере известной фразы «Одним махом семерых побивахом», вышитой на поясе храброго портняжки из сказки братеьв Гримм. Эта фраза может служить примером удачи переводческого искусства.

По-моему, это перевод Петра Полевого (XIX век), для которого было более естественно, чем сейчас, использовать старинную глагольную форму под названием «аорист». В более позднем переводе надпись на поясе выглядит как «Побил семерых одним махом». При этом исчезает магия фразы, её заменяет протокольная констатация факта.

Но переводчик переводчиком, а для автора главное – обратиться к своему читателю, русскоязычному. Так что нечего беспокоиться о трудностях перевода. Мы пишем по-русски!


Рефрен

Упомяну и простой приём, вполне естественный для сказки, - рефрен, то есть периодическое повторение какого-либо фрагмента текста. Часто рефрен можно назвать белым стихотворением в рамках прозы.

В «Волшебном возке» рефрен, которым кончались многие главы, звучал так:

Цокала копытами белая лошадка по прозрачному песку волшебной дорожки. Уютно поскрипывал Волшебный Возок. А вслед за Возком шёл мальчик Вагик в своё Волшебное путешествие...

Или, если записать как белый стих:

Цокала копытами белая лошадка
по прозрачному песку волшебной дорожки.
Уютно поскрипывал Волшебный Возок.
А вслед за Возком шёл мальчик Вагик
в своё Волшебное путешествие...


Кстати, моя дочка Ксюша этот рефрен обожала, чем побуждала меня к постоянному его применению.


Вопросы для ответов

1. Как по-твоему, оживляют стихи сказку или являются инородным вкраплением, если не связаны плотно с сюжетом?

2. Можешь ли назвать памятные тебе примеры появления стихов в сказке – помимо приведённых?

3. А каково твоё отношение к использованию стихов в других прозаических жанрах?

4. Запомнились ли тебе какие-нибудь стихи из сказок Андерсена?

5. Каких сказочных персонажей с рифмой в имени или прозвище ты можешь назвать, кроме тех, что упомянуты в занятии?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для четырёх слов: ОПЬЯНЕНИЕ, ОРАТОР, ОРБИТА, ОРЕХИ.

ВОЗ-2
Выбрать три-четыре-пять интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Сочинить сказку объёмом до 3 тысяч знаков, в которой были бы стихи, рифмы и/или рефрен.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Сплошное расстройство

    Дерево по имени К.Л.Ён раздвоилось. У его родителя, Л.В.Ёна, был один ствол, и старший Ён огорчался. - Нехорошо жить на два ствола, – занудно…

  • Ожившие окурки

    Старенький волшебник шёл по скверу с бидоном живой воды. Присел отдохнуть на скамейку, поставил бидон, а оттуда несколько капель пролилось –…

  • Пятилетний предсказатель

    Инопу было лет пять, когда его усыновили. Он оказался предсказателем. Любому мог сказать, что с ним будет. В селе, где они жили, кончились кражи,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Сплошное расстройство

    Дерево по имени К.Л.Ён раздвоилось. У его родителя, Л.В.Ёна, был один ствол, и старший Ён огорчался. - Нехорошо жить на два ствола, – занудно…

  • Ожившие окурки

    Старенький волшебник шёл по скверу с бидоном живой воды. Присел отдохнуть на скамейку, поставил бидон, а оттуда несколько капель пролилось –…

  • Пятилетний предсказатель

    Инопу было лет пять, когда его усыновили. Он оказался предсказателем. Любому мог сказать, что с ним будет. В селе, где они жили, кончились кражи,…