Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Авторская самобытность. Литературная студия ИЗЮМИНКА-2016, занятие 11 (96)

Спасибо всем, кто помог мне поразмышлять о студии!

Выношу эту благодарность в заголовок, поскольку те, кто прислал мне свои соображения о студии и своё восприятие оной, реально помогли мне обдумать ситуацию и даже найти решение, которого я месяц назад не предусматривал.

В Изюминке-2017 мы сменим ритм занятий. Они будут проходить раз в два месяца.

Очередное занятие будет вывешиваться 15-го числа нечётного месяца. Время для ответов и выполнения заданий – до 1-го числа следующего нечётного месяца. С 1 по 15 – моё время для подготовки следующего занятия.
Таким образом, в будущем году будет шесть занятий, а не одиннадцать, как раньше. Это облегчит жизнь участникам студии, позволяя каждому лучше планировать своё время участия в занятии, а также даст мне дополнительные временные ресурсы.

Условия записи в Изюминку-2017:
1. До 10.1.17 прислать письмо с мотивацией желания заниматься в студии. Новым участникам указать ФИО, день рождения, где живёте и чем занимаетесь.
2. До 10.1.17 прислать «визитку» - текст о себе в произвольной форме для других участников студии. Участники Изюминки-2016 могут попросить сохранить прежнюю визитку или обновить её.
3. К тем, кто занимался в Изюминке-2016, просьба высказать своё впечатление о занятиях этого года и возможные конструктивные замечания по формату занятий.
4. Призыв ко всем – обозначить желательные темы занятий в будущем году.

Число плюсиков на этот раз не привожу. Если у кого-то из участников есть реальная потребность прислать мне что-то написанное для критического разбора или высказывания общего впечатления может это сделать по личной договорённости до 20.12.16.




Занятие 11 (96). Авторская самобытность

Сразу надо сказать, что разговор об авторской самобытности выходит за рамки жанра сказки, и притягивать всё именно к этому жанру не стоит. В то же время не будем забывать, что и для этого жанра справедливо то, о чём пойдёт речь.

Постараемся увидеть в таком качестве как самобытность не абстрактное хвалебное слово, а практическую проблему поиска конструктивных возможностей писать оригинально, по-своему.

Кстати, оригинальность не всегда является одной из целей пишущего человека. Массовая культура часто нуждается как раз в клише и повторах, в привычных подходах. Если тяга к зарабатыванию денег и популярности писательским трудом превышает тягу к первооткрывательству, к освоению собственного пути в литературе, то самобытность может даже стать помехой.

Мы поговорим о возможных источниках самобытности. Но для обращения к тем или иным источникам нередко автору понадобится решимость и внутренняя отвага – об этом надо знать.

По-моему, разговор о самобытности выходит и за рамки литературы, за рамки сочинительства. Но студия у нас всё-таки литературная, поэтому каждому, кто захочет, предстоит додумывать эту тему самостоятельно.


Твоя судьба и жизненный опыт

Разумеется, главный возможный источник самобытности – это собственная жизнь автора. Но это всего лишь общее утверждение. Постараемся его конкретизировать.

Прежде всего, речь идёт о твоей судьбе. Не обязательно писать мемуары, чтобы отразить её в своём творчестве. Что ты сам считаешь важнейшими особенностями своей судьбы? Что отличает её от множества судеб, которые наблюдаешь вокруг себя?..
Каждая из таких особенностей значительна для тех возможных читателей, кто такой особенностью не обладает. Значит, её можно использовать в своём творчестве. И вовсе не обязательно в исповедальном плане: вот она, моя особенность. Но как явление жизни она может стать нервом эпизода или даже целого произведения. Допустим, если автор сирота, то персонаж рассказа или сказки будет по-настоящему знать, что такое быть сиротой. Если автор побывал в зените славы, то почему бы и своему герою не дать это пережить, снабдив его своими переживаниями. Если автор пережил чьё-то предательство, его описание предательства будет реалистичным в реалистичном произведении или сказочно обострённым в сказке или фэнтези... Порою для этого и нужна отвага, о которой я упоминал.

Вспомнилось стихотворение сербского поэта Йована Йовановича-Змая (приведу только начало и конец, перевод Анны Ахматовой):

Ах, индиго, сурик, охра -
Эти краски слишком слабы!
Были б слёзы разноцветны,
Рисовать и стал тогда бы.
<...>
Я б картины эти миру
Дал скорей, чем песни, сказки,
Но от всех я утаил бы,
Где добыты эти краски.

Кроме ключевых моментов судьбы, твоими красками могут стать всевозможные случаи и ситуации, с которыми ты встретился по ходу жизни. Для того, чтобы выразительные эпизоды, с которыми встретился, не пролетали бесследно, стоит вести записную книжку или дневник. Такие записи (или просто твоя память) тоже могут быть разнообразной палитрой для словесных излображений.

Точно такую же писательскую службу могут сослужить и встреченные тобой люди. Близкие, которых ты хорошо знаешь, могут послужить канвой достоверного характера твоего героя. Случайные встречные могут стать основой выразительной экстравагантности персонажа или юмористической ситуации. И нечего бояться, что получилось слишком похоже. На помощь придёт спасительное уведомление: «Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно».


Твои языки

Начнём с родного языка (могу лишь поздравить всех нас, изюмчан, что это богатейший русский язык). Степень его освоения непосредственно влияет на самобытность автора. Расширение словарного запаса, интерес к этимологии слов, знание пословиц и поговорок, идиом и фразеологизмов, настойчивость в подыскивании синонимов и т.д. – всё это способствует тому, что авторская речь становится вкусной, выразительной, насыщенной, образной, то есть обретает своеобразие.

Примером настойчивости в освоении языка служит «Русский словарь языкового расширения» Александра Солженицына. В предисловии составитель пишет:
«С 1947 года много лет (и все лагерные, так богатые терпением и лишь малыми клочками досуга) я почти ежедневно занимался обработкой далевского словаря — для своих литературных нужд и языковой гимнастики. Для этого я сперва читал подряд все четыре тома Даля, очень внимчиво, и выписывал слова и выражения в форме, удобной для охвата, повторения и использования. Затем нашёл эти выписки ещё слишком громоздкими и стал из первой выжимки вытягивать вторую, а затем из второй третью».
Так постепенно, отталкиваясь от словаря Владимира Даля (который и сам служит удивительным примером отношения к языку), был сформирован солженицынский словарь.

Вместе с тем немало значит для автора знакомство с другими языками – пусть даже поначалу крошечное, случайное, но тяготеющее к углублению, к расширению. Всякий иностранный язык усиливает и обогащает владение тем языком, на котором пишешь.

Простейший пример – придумывание имён для героев сказок. Поскольку сказок у меня много, это могло бы стать для меня проблемой. Но кое-какое знание английского и французского да обрывочные отзвуки некоторых других языков позволяют мне с большим удовольствием придумывать имена, созвучные смыслу сказки. Я не особо забочусь о том, кто поймёт, какое именно слово я выудил из другого языка и превратил в сказочное имя, а кто ней поймёт. Вложить в имя энергетику подходящего иноязычного слова мне вполне достаточно, чтобы сказка звучала, как мне того хочется.


Твои знания

У каждого имеются какие-то знания, которые можно назвать профессиональными – теоретическими или практическими. Имеется в виду не обязательно профессиональное образование, но та сфера, в которой ты обрёл некоторое мастерство. Ни в коем случае не стоит забывать про них, когда переключаешься на сферу сочинительства.

Если умеешь печь особые пирожки с изюмом, то почему бы не поделиться этим умением с персонажем. А если персонаж сказочный, твой навык вполне может пригодиться ему для пирожков с бурьямками. Не берусь перечислять всевозможные другие умения, их огромное множество, но дело не в количестве возможных знаний, а в тех знаниях, которыми владеешь ты, автор. Их ты и можешь применить в своей сочинительской работе.

Но не только профессионализм может пригодиться. Любое твоё увлечение, любое хобби – тоже подходящий материал для создания конкретных подробностей повествования: того, что называется фактурой.

Кстати, знания обладают важной для писателя (и просто для человека) возможностью: их можно приобретать. Выбрав тему, можно погрузиться в неё настолько, что твоих знаний хватит для создания увлекательного произведения. Красочным примером является канадский писатель Артур Хейли, погружавшийся в тот мир, который он наметил для очередного произведения: то в работу гостиницы (роман «Отель»), то в железнодорожную атмосферу («Колёса»), то в деятельность авиатранспорта («Аэропорт»). Можно перечислить ещё десяток его разнообразных бестселлеров.

Нисколько не претендуя на лавры Хейли, могу сказать, что когда я писал рассказ «Бог Индра и хряк Ардни», то отправился с детьми на Выставку достижений народного хозяйства и, пока дети бегали по павильону «Свиноводство», долго стоял, наблюдая обалденного хряка. Это позволило мне написать несколько фраз, опираясь на собственные наблюдения и впечатления, так, как нужно было это сделать.


Твой народ и твои страны

Твоими самобытными возможностями могут стать и подробности, подсказанные национальными особенностями. Национальными – либо по ощущению своей принадлежности к определённой нации, либо по интересу, который испытываешь к тому или иному народу.

Многие писатели прославились именно как выразители национальных образов. Но дело, конечно, не в славе, а в том, что именно то, что тебе близко, знаешь лучше и поэтому выразительнее можешь сказать об этом.

То же можно сказать о любой стране, которая стала для тебя особой. Её колорит сделает колоритным и твоего героя, для которого эта страна станет родной.


Твоё чтение

Особым родом знаний для пишущего человека становится круг его чтения.

Из книг любой человек приобретает огромную часть своих знаний о мире. Литература является важнейшей частью культуры человечества, и твоя персональная область знакомства с ней становится неповторимым узором твоей индивидуальной культуры. Тексты, которые тебе нравятся, осознанно или неосознанно влияют на твою собственную письменную речь. Тексты, которые оставляют тебя равнодушным или не нравятся тебе, в какой-то мере остерегают тебя от каких-то путей на собственном сочинительском маршруте.

Любимые человеком книги, любимые авторы – это, в каком-то смысле, отпечаток его души в пространстве культуры человечества.

Впрочем, можно относиться к чтению и более рационально, уподобляя его с формированием научной эрудиции. Чтобы что-то сделать в науке, нужно быть знакомым с работами предшественников и современников, посвятивших себя данной теме. Это позволяет не повторять их поисков, а как можно быстрее приступить к своим собственным. То есть, если вернуться к литературе, вырабатывать свой стиль.


Твой стиль

Знакомство с разными стилями является основательным элементом писательской эрудиции, но вряд ли можно уверенно сказать, что автору непременно нужно начинать с заботы о такой образованности. Не менее важно попробовать свои силы, свой литературный голос ДО этого. Тяга к первооткрывательству, упомянутая во вступительной части занятия, является важным творческим инстинктом. Наверное, лишь постепенно надо дополнять самоуверенные вылазки в разных творческих направлениях вниманием к тому, как это делается вообще.

Даже если говорить о творческой преемственности, нужно помнить о том, что она совсем не означает эпигонство. Не стоит пытаться тиражировать чужой успех, утаптывать тропинку к пещере, где когда-то таилось сокровище – его уже, скорее всего, там не окажется.

Впрочем, есть особые подходы к известным стилистическим находкам. Есть возможность использования стилизации, то есть нарочитого подражания автору (например, в пародии) или литературному направлению (это тоже делается, как правило, достаточно иронично). Другая возможность – найти своё особое ответвление от общеизвестного проложенного пути.

В то же время при формировании своего стиля нужно следить за его органичностью, за тем, чтобы он был действительно своим. Добиваться оригинальности (черпая её из тех возможных источников самобытности, о которых сказано выше), но удерживаться от оригинальничания, то есть от замены внутренней самобытности – наружной, внешней. Эскапада до упада уместна скорее в капустниках, чем в том, что пишется от души.


Твоё становление собой

В завершение хочу сказать, что стремление к писательскому своеобразию – это лишь часть личностного становления собой. Одно с другим тесно связано. Поэтому формирование личности необходимым образом связано с формированием литературного стиля.

Личность – это прежде всего способность сохранять внутреннюю свободу среди навязываемых снаружи догм. То же самое можно сказать и о том самобытном стиле, который нужно и можно выработать каждому целеустремлённому автору.

Вряд ли можно пишущему человеку когда-нибудь достичь окончательного своеобразия и успокоиться на этом, как невозможно полностью и окончательно стать собой.

Как говорила Красная Королева из книги Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:
- Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Это, конечно, шутка, но она подсказывает, что всегда есть к чему стремиться.


Вопросы для ответов

1. Какой из разделов этого занятия ты считаешь важнее прочих?

2. Какой из разделов этого занятия ты считаешь наименее важным?

3. Для какого из жанров, по-твоему, тема самобытности наиболее значительна?

4. Есть ли у тебя автор, который тебе по своей манере особенно близок тебе?

5. Как по-твоему, есть ли уже у тебя элементы собственного стиля, собственной манеры выражать себя в письменной речи?


ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для трёх слов: ОСТРЯК, ОСЯЗАНИЕ, ОТДЕЛКА.

ВОЗ-2
Выбрать три-четыре интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Сочинить произведение любого жанра объёмом до 3 тысяч знаков, в котором был бы использован один из источников самобытности, о которых говорилось в занятии.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Новая электронная книга: «ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНТЕРНЕТ-СТУДИЯ»

    Эту книгу я писал, по сути, с февраля 2009 года (начало работы студии), закончив её 22 октября 2021 года. После закрытия студии в конце 2017 года…

  • Град снизу

    Исследователь природы Никон оказался однажды в глухом уголке Афразии. В странном уголке. Зелени много, а дожди не идут. Ни речек, ни озёр не видно.…

  • Пассажиры-гриль

    Летом ехал переполненный автобус из одного города в другой. Окна в нём не открывались, и пассажирам становилось всё жарче. И вдруг – ужас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Новая электронная книга: «ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНТЕРНЕТ-СТУДИЯ»

    Эту книгу я писал, по сути, с февраля 2009 года (начало работы студии), закончив её 22 октября 2021 года. После закрытия студии в конце 2017 года…

  • Град снизу

    Исследователь природы Никон оказался однажды в глухом уголке Афразии. В странном уголке. Зелени много, а дожди не идут. Ни речек, ни озёр не видно.…

  • Пассажиры-гриль

    Летом ехал переполненный автобус из одного города в другой. Окна в нём не открывались, и пассажирам становилось всё жарче. И вдруг – ужас…