Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Работа со структурой. Литературная студия ИЗЮМИНКА-2017, занятие 2 (98)

Вторая волна – весенняя

Немного о политике (шутка). На очередном европейском собрании объявили о «многоскоростной Европе». Наивные люди! Наша студия давно освоила многоскоростную (лучше говорить «разноскоростную») технологию работы. Каждый участник устанавливает свою скорость, а я стараюсь не вмешиваться. Разве что иногда немного поохаю насчёт эффективности занятий, но стараюсь помнить о многообразии обстоятельств жизни.

Вот и сейчас разнообразие скоростей отражается и в количестве плюсиков. Так что можно их использовать и как условный скоростемер. А я что?.. «Ни на что не намекаю. Просто песенку пою...» (Юрий Визбор)

ardnaskela20 = 8, bigbeardman = 18, helaritas = 31, iliysakucc = 8, irinazhar = 36, lanemru = 15, obi_van_ki_ro = 12, tania_al = 42, znnina = 0.





Занятие 2 (98). Работа со структурой

Здесь мы переходим к следующему этапу работы над произведением. Я назвал его работой со структурой, но название довольно условно, так же как и очерёдность самого этапа.

Впрочем, насчёт очерёдности – это относится ко всем этапам. Все они выделены и упорядочены довольно условно. Каждому пишущему предстоит налаживать с ними свои отношения.

Разумеется, структура в крупных формах требуют большего внимания, чем в таких жанрах, как рассказ или сказка, эссе или стихотворение, где она менее масштабна сильнее связана с написаннем текста. Но и тут важно подумать о ней осознанно, а не полагаться только на интуицию.

Существует много малых жанровых форм с устоявшимися правилами работы с ними. Приведу в пример хотя бы два стихотворных жанра: сонет и хокку. И если направить внимание на такой жанр, нужно хорошее знакомство с традицией – и чтобы следовать ей, и чтобы писать вопреки.

У многих в памяти застряли школьные примеры структурных подходов к литературе: скажем, завязка-кульминация-развязка, единство места-времени-действия и тому подобное. Это уже неплохо, но всё-таки маловато, если вы не только читаете, но и пишете.

Не всё, что будет здесь сказано о работе со структурой необходимо каждому. Это лишь инструментарий, из которого каждый может выбирать то, что ему нужно. И добавлять к нему те инструменты, которых ему не хватило в этом неизбежно кратком изложении подходов.


Что такое структура произведения

Структура произведения – это его скелет. Его не видно, но на нём всё держится, к нему всё крепится.

Лучше укреплять скелет смолоду (то есть заботиться о структуре на следующем этапе после работы с замыслом), а не спохватываться о сутулости и сколиозе на стадии завершения произведения.

Не стоит думать, что можно отработать какой-то этап и забыть про него. Каждый из этапов, начиная от работы с замыслом, проверяется и позже на качество, а если надо, то дорабатывается, пока произведение не будет полностью завершено. Да и потом возможны некоторые переработки. Но на первых порах проще считать, что этапы идут последовательно.

К тому же работа со структурой может временами чередоваться с написанием текста. В этом тоже проявляется некоторая условность выделения разных этапов.

К структуре можно отнести:
- Сюжет (тему, идею, фабулу).
- Набор персонажей с их характерами.
- Композицию.
- Динамику.
- Дополнения (эпиграф, введение, послесловие, примечания и пр.).
- Теневую историю персонажей (не входящую в текст произведения).

В работу над структурой входят:
- Приведение имеющихся набросков и фрагментов в ориентировочный порядок (их структуризация). Наброски и записи, если они уже в каком-то количестве накопились, – это уже материал для структуризации. Мысленно создавать структуру труднее.
- Разработка ориентировочного состава персонажей.
- Прояснение роли и задач главного героя (героев).
- Формирование основной сюжетной линии и дополнительных, то есть составление общего плана.
- Работу с дополнительными сюжетными линиями, здесь можно говорить о проработке эпизодов.

Можно к структурным заботам отнести и многое другое. Наберите в поисковике «Структура литературного произведения», и у вас будет возможность загрузить свои мозги до полной неспособности что-нибудь написать.


Сюжет

Прежде сюжета нам предстоит определить тему произведения (из какой вообще это области жизни или фантазии), а также его идею (зачем мы хотим его написать, какую смысловую сторону жизни выявить). Естественнее подумать об этом на стадии работы с замыслом. Но если раньше не получилось, сейчас уже совсем пора спохватиться.

Вместе со словом «сюжет» употребляют ещё слово «фабула». Иногда эти термины оказываются почти синонимами, иногда чуть ли не антонимами. По-моему, фабулой можно назвать общий замысел с некоторыми его основными особенностями (и тогда вернее её тоже отнести к этапу замысла), а сюжет – понятие более конструктивное и подробное. Но не удивляйтесь, если встретитесь с иными трактовками.

Есть множество способов построения сюжета. Позволю себе и я предложить свой простецкий вариант.
1. Начнём с того, чтобы наметить ситуацию, с которой всё начнётся, и ситуацию, которой всё закончится. Чем больше они будут отличаться (внешне и/или внутренне), тем изобретательнее может получиться сюжет.
2. Придумаем одну промежуточную ситуацию.
3. На каждом отрезке сюжета (от одной намеченной ситуации до другой) снова применим предыдущий пункт-2.
4. Если представляется нужным, мы можем ещё не раз применить пункт-2 и пункт-3 к любому прямолинейному отрезку сюжета.
5. С каждым разом сюжет становится более замысловатым и динамичным, пока мы, наконец, не сочтём его проработанным.

При этом надо учесть, что любое сюжетное затруднение – это всего лишь препятствие, которое интересно преодолеть. Не будем забывать: это не всегда легко, но всегда возможно в писательском деле.

Инструмент воздействия на сюжет с тем, чтобы перейти от одной ситуации к другой, можно выбрать особо. Таких инструментов множество. Поговорим о них чуть ниже.

О сюжете можно прочитать в следующих занятиях Изюминки:
Занятие 1 (31). Проращивание в себе
Занятие 8 (60). Сюжет
Занятие 4 (89). Раскручивание сюжета


Отдельно о ПЛАНЕ

Можно посмотреть занятие, посвящённое плану:
Занятие 2 (32). Само собой и само тобой

Там можете прочитать о том, что в первом нашем плане ровно один пункт: это рабочее название нашего произведения. А также о том, как с помощью углубления плана можно довести его до написанного произведения. Вот каков диапазон действия этого важного структурного инструмента!

План – это наша обзорная площадка. Лишь с его помощью можно заранее прорисовать, а затем осмотреть и скорректировать структуру произведения.

Можно сказать даже определённее: план – это прогнозируемая удача!

Без плана обойтись можно, но непонятно зачем отказываться от этой обзорной площадки. Но если тебе понятно зачем и очень хочется поработать без плана – что ж, обходись!..

Существует много разнообразных форм составления плана: с помощью карточек на магнитной доске, с помощью графических схем и т.д. И если вам интересно опробовать или придумать что-нибудь особо подходящее для себя, можно экспериментировать. Но в любом случае важнее всего будет само наличие плана и последующее внимание к нему.


Персонажи

Набор персонажей – особое дело. Есть такое модное слово «кастинг» (специалистов по нему даже в титрах фильма указывают). Так вот писатель (или сценарист), комплектуя персонажей, тоже отбирает исполнителей: исполнителей авторского замысла.

Персонажам посвящены занятия:
Занятие 4 (17). Наши персонажи
Занятие 3 (88). Персонажи

Собрать нужный комплект персонажей – это важная и интереснейшая работа. Не всегда это получается сразу. Персонажи ведь фигуры своевольные, и могут вести себя по-разному. Но ведь в нашей авторской власти наделить их там или иным характером, что тоже входит в нашу структурную работу.

Ваш авторский «отдел кадров» может работать с персонажами по-разному. Известно, например, что Дюма (кажется) вырезал бумажные фигурки персонажей и выбрасывал те из них, с которыми было покончено, чтобы не запутаться. Но даже простой перечено персонажей – это уже большое дело. А если ещё и краткие характеристики приписать, для памяти, то уже совсем хорошо.


Композиция

Композиция – это архитектурный взгляд на произведение, в отличие от музыкально-динамического. Этимологически «композиция» означает «составление, сочинение, сочетание». Своего рода синонимом этого слова служит «архитектоника» (по происхождению: «строительное искусство»).

Попросту говоря, композиция – это созидание кубиками. Они могут быть частично или целиком заполнены текстом, а могут быть ещё пустыми, чисто структурными блоками, которые мы пропишем позже.

В создание композиции входит разделение произведения на части, главы, подглавки, или соединение в общую постройку произведений меньших форм (уже написанных или пока нет) с возможными переходами между ними.

Если речь идёт о небольшом произведении, где глав и подглавок не требуется, в нём всё равно имеются различные эпизоды (мизансцены у сценаристов), которые тоже нуждаются в сбалансированном выстраивании. Даже использование отбивок (пустых строк) или звёздочек, отделяющих фрагменты друг от друга, - тоже часть структурной работы.

И здесь тоже существенное значение имеет использование плана. Кстати, можно включить в него не только крупные эпизоды, но и мелкие. То есть включить всё, что определяет структуру произведения.


Динамика

Динамика – это просто-напросто незамирание событий, способность ситуаций перетекать одна в другую.

Динамика – это мелодия произведения. Наверное, литературной динамике можно учиться на музыкальной классике. Учиться чередованию замедления и ускорения, нагнетанию напряжения и сбрасыванию его, переживанию мгновения и его протяжённости. Учиться искусству пауз (или, говоря о тексте, отступлений). Учиться полифонии – взаимодействию разных сюжетных линий... Ну, я увлёкся: позавчера хорошую музыку слушал в консерватории.

Динамика это и есть узор переходов от медленного к быстрому (и наоборот), от напряжения к спокойному всматриванию, от события к событию, от ситуации к ситуации, от намерения персонажа к решению, от решения к поступку и пр..

Большое значение для динамики имеют так называемые поворотные события, которые разворачивают действие в неожиданную сторону.

Сценарист-профи скажет нам о том, что достаточно двух поворотных событий, что одно из них должно случиться примерно после четверти написанного, а другое после трёх четвертей, да и много другой конкретики. Но всё-таки автор свободен использовать и куда большее число таких событий, хотя масштаб их может быть разным.

Что же касается инструментов, служащих для смены ситуаций, то попробую просто их перечислить, чтобы не превращать занятие в инструментальный трактат. Ограничусь реалистическими инструментами, поскольку для сказок я уже предлагал много «волшебных палочек».

Любая неожиданность – первый из таких инструментов. Неожиданная встреча, неожиданное препятствие, любая случайность. Поступок (реальный или воображаемый), совершённый одним из персонажей, легко становится неожиданностью для другого.
Ошибка (реальная или мнимая), совершённая главным героем, может резко изменить курс его поведения. То же можно сказать о чрезмерном проявлении любопытства (или любознательности).
Интрига, затеянная одними персонажами против других, тоже становится движущей силой сюжета. Пружинами действия могут стать доверчивость или упрямство, фанатизм или склонность к подражанию, да и другие свойства характера того или иного персонажа. Или его социальные обязательства, если он им настойчиво верен.
Столкновение характеров – замечательный разворотный механизм. А ещё могут быть всякие обознатушки (как, например, в комедии положений). Тут хорошо работает и переодевание, и всякие гримы-парики. Не говоря о пластических операциях.
Любое событие (личное, семейное, общественное) переводит вчерашнюю ситуацию совсем в другою, сегодняшнюю. Это могут быть успех или неудача, стремление действовать напролом, вопреки обстоятельствам. Может случиться мистическое переживание (например, сновидение). Может быть вмешательство в обычный ход событий какого-то живого существа.
Есть ещё такие ощутимые сдвиги жизни как смерть, рождение, какое-то несчастье (или, по-другому говоря, испытание). Может произойти внезапный каприз погоды, или даже какой-то катаклизм (природный или техногенный).
А как меняет ход событий влюблённость!..


Ещё оживляет динамику использование диалогов. Но не буду сейчас затрагивать эту тему, так как подробнее о диалогах говорится в занятиях Занятие 2 (87). Доходчивость и Занятие 7 (70). От чтения к диалогу


И всё остальное

Различного рода дополнения к тексту (эпиграф, введение, послесловие, примечания и всякое такое) тоже являются частью структурной работы, хотя её можно, конечно, отодвинуть на потом.

Теневой историей персонажей можно назвать внимание к подробностям их жизни, не входящим в текст произведения (по крайней мере, поначалу). Такая история нужна автору для того, чтобы лучше понимать характер того или иного персонажа, сделать его более достоверным. Впрочем, никто не запрещает, если надо, позаимствовать из этой теневой истории какие-то детали для использования в тексте.

Хочется напомнить и про структурные напоминалки типа ДОМ, УУУ и т.д. Кстати, на начальных этапах они могут быть побудительными, а на конечных станут скорее проверочными: как что получилось.

На случай, если я перебрал с серьёзным подходом к структурным делам, предлагаю ещё несколько указаний с «писательской кухни»:

- Для приготовления блюда надо взять СВЕЖЕЕ. Причём лучше со своей грядки, а не с чужой.

- Хорошенько перемешайте свой сюжет – чтобы уйти от прямолинейности. Но не обязательно до состояния манной каши. Пусть будут частицы и покрупнее.

- Не пересластите! Говорю вам как сластёна: хуже всего, когда совсем приторно.

- Добавьте тех специй, к которым питаете расположение. С их помощью можно создать неповторимое вкусовое сочетание.

В заключение надо добавить, что увлечение структурной работой не должно быть чрезмерным. Всегда надо ещё давать пробиваться тому, что пишется. А место в структуре произведения определите потом.


Вопросы для ответов

1. Легче или труднее, по-твоему, это занятие по сравнению с предыдущим?

2. Что осталось не понятным или особенно спорным?

3. Какие элементы структурной работы представляются тебе наиболее важными? Почему?

4. Что для тебя естественнее: составлять план, список персонажей, продумывать заранее композицию – или импровизировать, а там как получится, можно потом поправить, если что не так?

5. Помогают ли тебе прежние занятия Изюминки, указанные в занятии?

6. Пишешь ли ты что-нибудь помимо работы в студии? Сопоставимо ли время на такое сочинительство с временем, потраченным на занятия (с заданиями)?

7. Какой, по-твоему, будет примерная тема следующего занятия?


Вы заметили, думаю, что я избегаю в этом году задавать темы и жанры для того, чтобы написать какой-либо текст (хотя задание темы облегчало для кого-то задачу). Хочется, чтобы вы не забывали тему первого занятия и постоянно пополняли САМИ своё Собрание несочинений. Тогда нетрудно будет выудить оттуда СВОЮ тему и СВОЙ жанр.

ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для пяти слов: ОТЧИМ, ОТЧУЖДЁННОСТЬ, ОТШЕЛЬНИК, ОФИЦЕР, ОФОРМЛЕНИЕ.

ВОЗ-2
Выбрать 5-7 интересных для тебя слов и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Показать структурный план произведения (большого или малого). Обозначить в нём место того фрагмента, который попробуешь написать в следующем ВОЗ-4. Желательно использовать для этого и следующего заданий какой-либо прозаический жанр (побольше, чем афоризм-определение).

ВОЗ-4
Написать текст фрагмента, обозначенного в ВОЗ-3 так, словно он является самостоятельным произведением (то есть чтобы всё было понятно внутри самого этого фрагмента). Объём - от двух до пяти тысяч знаков.

Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →