Напоминаю, что с завершением этого третьего занятия будет пройдена половина нашей программы этого года. Учитывая, что продолжение студии в следующем году остаётся проблематичным, советую пользоваться возможностями этого года более оптимально.
Поясню, о чём идёт речь. Тем более что пора уже представить план занятий Изюминки-2017 в общем виде. Вот он:
1. Работа с замыслом – январское занятие.
2. Работа со структурой – мартовское занятие.
3. Работа со стилем – текущее майское занятие.
4. Работа со словом – июльское занятие. Здесь речь пойдёт об улучшении написанного текста на уровне фразы.
5. Работа с готовым текстом – сентябрьское занятие. Оно будет касаться редактуры, корректуры, различных дополнений, подготовки к публикации.
6. Работа с опубликованием – ноябрьское занятие, заключительное. Посвящено способам публикации и распространения написанного.
Таким образом, мы пунктирно пройдёмся по всему циклу писательской деятельности. Но это лишь структурный план. Главной задачей при этом, как и раньше, при других планах годового цикла, остаётся развитие письменной речи, то есть основного писательского навыка.
Поэтому задача написания текста приложима у нас к каждому этапу, к каждому занятию. Важно пробовать писать, важно понимать, что и как получается, по ходу каждого занятия.
Некоторый перевес тем этого года в пользу больших жанров не означает, что содержание занятий менее значительно для малых жанров. Принципы те же самые. Так что всё дело в желании автора применить их для своих надобностей.
С этого занятия в состав студии включена ещё одна участница, с которой вы познакомились (а она с вами), получив обновлённый комплект визиток. (Кто не получил – просигнальте!) Она настойчиво прошла два первых занятия, выполнила все незадания, и у неё все основания быть легализованной. Просьба зафрендить её в ЖЖ, любить и жаловать.
Вот плюсики, набранные за два занятия:
ardnaskela20 = 21, bigbeardman = 30, ezhik_84 = 0, helaritas = 43, iliysakucc = 25, irinazhar = 69, lanemru = 29, obi_van_ki_ro = 21, tania_al = 55, znnina = 0.
Занятие 3 (99)). Работа со стилем
Можно было бы назвать это занятие «Написание произведения». Это понятнее и конкретнее, но менее конструктивно, менее точно.
Во-первых, к написанию относятся и те этапы (по крайней мере, частично), которым были посвящены предыдущие два занятия, и многое в тех занятиях этого года, которые ещё впереди.
Во-вторых, написание текста всегда является работой над стилем, даже если не обращаешь на стиль особого внимания и пишешь привычным для себя способом.
Работа над стилем – это само взаимодействие автора с языком, осознанное или спонтанное. А взаимодействие с языком – это и есть написание текста.
Стилистика и стиль
Честно говоря, не смотрел, что говорят на эту тему литературоведы. Так что выскажу просто своё представление об этих двух родственных понятиях применительно к нашим писательским задачам.
Стилистикой я бы назвал набор определённых подходов к написанию текста, которым может пользоваться пишущий человек. Выбирая нужный инструмент из этого набора, пишешь в том или ином стиле.
Стиль, в одном из значений этого слова (можно сказать, в рабочем значении), – это конкретика написания текущего фрагмента текста. Это говорит о том, что стиль можно менять от одной части произведения к другой, а можно и не менять.
Другое значение слова «стиль» относится к персонализированным свойствам автора. Это более тонкое понятие, потому что возникает вопрос о том, можно ли разглядеть стиль данного автора (то есть во втором значении) в любом из стилей (в первом значении), которыми он пользуется.
Нам особенно важно то, что свой авторский стиль человек вырабатывает за счёт своего отношения к письменной речи, за счёт постоянной работы с ней, какой бы стилистикой, какими бы инструментальными стилями он при этом ни пользовался.
Лексический запас и его обновление
Очень многое в развитии авторского стиля зависит от лексического запаса пишущего человека. То есть от находящихся в его распоряжении слов, идиом, выражений и т.д. Это одна из причин быть много читающим человеком, чтобы стать хорошо пишущим.
Но одного чтения мало. Нужно ещё осваивать встреченную при чтении или при общении ту лексику, которую хочешь включить в свой авторский багаж, переводить её из пассивного запаса в активный. Стараться узнавать значения и тонкости, этимологию слов и историю крылатых выражений... Всё это делается заранее, на перспективу и лишь в особых случаях применительно к конкретному произведению.
Никаким имеющимся лексическим запасом нельзя ограничиваться. Ведь идёт время, развивается язык и окружающая речь. Поэтому пополнение и обновление лексического запаса является постоянной заботой автора. Со временем она во многом работает «на автомате», но забывать про неё не стоит.
Примеры стилей.
Попробую показать, на каком-нибудь простом примере, возможность разнообразить стили, чтобы выбрать нужный из них. В качестве темы возьмём, скажем, прибытие поезда, как в одном из первых фильмов братьев Люмьер (но без всяких ассоциаций с самим фильмом). Тем более я недавно ездил в Нижний Новгород. Ограничусь тремя-четырьмя начальными фразами.
1. К станции подошёл поезд, точно по расписанию. Люди на платформе оживились, стараясь угадать своё место посадки. Николай Иванович полез в карман за билетом...
2. Новенький яркий локомотив по-современному обтекаемой формы мягко подкатил состав на первый путь и остановился. Одна из дверей замерла как раз напротив, и торопливо развёрнутый билет подтвердил: да, именно туда и надо садиться. Надо же! прямо как выигрыш в лотерею. Пустячок, а приятно...
3. Привычная жизнь шла размеренно. Уже в который раз за последний год появился знакомый фирменный «Стриж», и началась обычная церемония проверки пассажирских паспортов, сопровождаемая дежурной вежливостью терпеливой проводницы (здравствуйте, вам туда, приятной поездки). Впереди маячили четыре скучных полудремлющих часа дорожного времени. Однако теперь у Николая было припасено для них особое занятие...
4. Близняшки-вагоны в замирающем темпе выстроились перед перронным народом, и из них выпорхнули элегантные стражницы открывшихся дверей. Дорожная публика, удостоверяя свои билетные личности, устремилась, отягощённая разнообразной кладью, к удобным креслам, покорно ожидающим своих очередных правообладателей. Коле нравился этот ритуал поглощения пассажиров железнодорожным драконом, и он мирно готовился стать тоже проглоченным...
5. Вот и поезд. Вагон, обозначенный на билете, остановился неподалёку. Наш герой отметился у проводницы и шагнул внутрь – навстречу поджидавшей его неожиданности...
Здесь дано не так уж много примеров. Не использованы обращение к сленгу или к просторечию, приёмы символизма, модернизма, постмодернизма и прочих «–измов». Но я лишь провожу занятие, а не пишу монографию о стилях (за которую ни за что и не взялся бы).
Не буду разбирать особенности каждого из этих пяти подходов. Надеюсь, вы сами почувствуете их различия и моё желание поменьше повторять некоторые слова, вроде бы обязательные для данной ситуации (поезд, вагоны, билет, проводница, платформа).
Обратите также внимание на камертонную роль каждого варианта начала текста. Во многом взятая нота будет определять и дальнейшую интонацию. Поэтому автору, пока его собственный стиль не устоялся, стоит порою пробовать разные варианты начала текста, прежде чем углубляться в его написание.
На что ориентироваться в стиле
Можно писать как можно проще, создавая узор повествования преимущественно за счёт происходящих в нём событий.
Можно насыщать свой текст (весь или какие-то части его) образами, метафорами и сравнениями, стараясь, чтобы сама авторская речь звучала красочно и выразительно, какой бы ни была событийная сторона текста.
Можно стараться приспособить свой стиль к той конкретной теме, которой посвящено произведение. В какоё-то степени это полезно делать во многих случаях. Это касается, например, речи персонажей или достоверности происходящего. Но здесь нужно чувство меры, чтобы написанное не выглядело самопародийно.
Можно на каких-то участках текста пользоваться стилизацией, то есть подражанием определённому узнаваемому стилю (фольклорному или авторскому). Для этого требуется достаточная эрудиция и чувство вкуса (впрочем, есть ли что-то, где оно не требуется?).
В любом случае не стоит уподобляться известной многоножке, которую спросили, с какой ноги она начинает ходьбу, после чего, задумавшись об этом, она уже не могла сдвинуться с места. Против излишней рефлексии есть хорошее средство: ПИСАТЬ КАК ПИШЕТСЯ!..
Ритмический рисунок текста
Важное значение для стиля имеет ритм повествования. В простейшем случае – это чередование напряжённых фрагментов и более спокойных. Другое дело, что и в напряжённом повествовании могут быть свои менее напряжённые места, а в спокойных свои напряжённые моменты. Сюда же относятся всевозможные отступления от основной темы, вставные эпизоды или рассказы персонажей и т.д.
На техническом уровне ритм зависит и от степени фрагментарности текста, от его разделения на главы и главки, от заголовков и подзаголовков, от использования отбивок (пустых строк) или разделительных звёздочек.
Можно использовать и такой приём как ритмическая проза, но это требует стихотворной культуры и достаточного прозаического мастерства. Но не надо ни у кого спрашивать разрешения. Надо дерзать.
Другие характеристики стиля
Одну из таких характеристик можно назвать степенью прямолинейности. Но имеется в виду не торопливая прямолинейность, выстраивающая повествование по простейшему, а ясность изложения, обеспечивающая доходчивость сказанного.
На эту тему можно заглянуть сюда:
Занятие 2 (87) – Доходчивость
Занятие 7 (92) – Простота и упрощённость.
В каком-то смысле противоположной характеристикой является степень парадоксальности. Имеется в виду и столкновение противоположностей по сюжету, и острые авторские суждения, и игра смыслами, порою переходящая в юмор. Тот, кто любит Достоевского, Стругацких, Оскара Уайльда или О.Генри, легко поймёт, о чём я говорю.
Условной (как и все другие характеристики), но вполне ощутимой станет для читателя и степень образности, свойственная авторскому стилю, то есть умение делать выразительным текст за счёт использования метафор, сравнений и прочих средств, чаще свойственных поэтическому тексту, но вполне уместных и в прозаическом.
Не так давно мы говорили об образности здесь:
Занятие 8 (93) – Образность.
Добавлю ещё и степень достоверности, или убедительности (одно из У в законе трёх У). Можно заглянуть сюда:
Занятие 5 (90) – Достоверность выдумки
Здесь эта тема затронута применительно к сказке, но тем более она актуальна для реалистической прозы.
Взгляд снаружи и изнутри
К стилю относится и то, как соотносится описание происходящего в произведении (то есть взгляд автора на события и на персонажей как бы снаружи, с его авторской точки виденья) с речью персонажей и с их мыслями.
Вот прошлогоднее занятие на близкую тему:
Занятие 3 (88) – Персонажи.
Описательное изложение может быть достаточно гибким и разнообразным, вбирая в себя и высказывания персонажей (в виде косвенной речи: «он сказал, что...»), и их мысли (тоже косвенной: «и тут он подумал, что...»). В то же время активное использование диалогов и монологов (то есть прямой речи персонажей), их собственные размышления (то есть поставленные в кавычки) приближают прозу к драматургии, погружают читателя непосредственно в ту среду, о которой говорит произведение. Автор как бы отходит в тень и оставляет читателя напрямую общаться с персонажами.
Энергетика текста
Об этой стороне стиля рассказать не так-то просто, хотя её воздействие вполне отчётливо уловимо при чтении.
Под энергетикой я понимаю внутреннее отношение автора к необходимости высказать именно то, ради чего написано произведение. Это способность искренне переживать то, о чём пишешь, и передать это переживание тому читателю, который способен его воспринять. Конечно, если такой передачи не произошло, читатель может видеть причину в писателе, а тот – в читателе. Но это всего лишь вопрос самооправдания.
Эта внутреннюю творческую энергетику можно незаметно обменять на гораздо более конкретные вещи: на коммерческий успех, или известность, или ещё на что-нибудь этакое, как бывало даже с очень талантливыми писателями... А можно сохранить, потому что сосредоточен на главном... На то мы и обладаем свободой выбора.
Пиши
Не думаю, что информация, содержащаяся в этом занятии, укажет тебе, как надо писать. У меня и не было такой абсурдной цели.
Никто не укажет, как тебе писать: ты первопроходец каждого своего текста.
Наработанное раньше может служить для тебя опорой, но необходимо заботиться и о новом соответствии теперешнего текста твоим сегодняшним, то есть обновлённым, устремлениям.
Работать тебе всегда предстоит над двумя стилями: над своим индивидуальным авторским стилем и над особым стилем произведения, за которое взялся.
Так что – пиши!..
Вопросы для ответов
1. Как ты сам оцениваешь свою степень использования возможностей нашей студии?
2. Считаешь ли ты правомерным разговор о стиле вместо инструкций по написанию текста?
3. Какие моменты стилистической работы с текстом тебе достаточно очевидны? Какие оказались в той или иной степени новыми?
4. Какие проблемы с выработкой своего авторского стиля для тебя сейчас наиболее насущны?
5. О каких конкретных стилистических характеристиках ты думаешь, когда пишешь текст (часто или хотя бы изредка)?
6. Готов ли ты на сегодняшний день к самостоятельной сочинительской работе? Чего тебе не хватает для этого?
7. Сделал ли ты какой-то общий вывод из сегодняшнего занятия?
8. Какое у тебя впечатление от плана занятий на этот год?
ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для пяти слов: ОХОТА, ОЦЕПЕНЕНИЕ, ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО, ПАДЧЕРИЦА, ПАЛАТА.
ВОЗ-2
Выбрать 5-7 интересных для тебя слов и придумать для них афоризмы-определения.
ВОЗ-3
Написать об одном из персонажей, фигурировавших (или тех, что должны были фигурировать) в ВОЗ-4 предыдущего занятия, небольшую рассказик, показывающий его с другой стороны, нежели в прошлом ВОЗ-4.
ВОЗ-4
Написать небольшой эпизод из сюжета, обозначенного в ВОЗ-3 предыдущего занятия, в трёх разных стилях.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →