Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Ученические учителя - сказка-19 из книги "Червячок Игнатий и его размышления"

- Понимаешь, Чак часто обижается и говорит мне: «Ой, пап, что ты всё время учишь? Вон червячок Игнатий тоже умный и тоже старший, а никогда не учит. Мы с ним как-то по-товарищески общаемся». Как у тебя это получается, червячок Игнатий? Может, научишь?..

Паук Пафнутий специально договорился с Игнатием вместе погулять возле пруда в парке Дружбы, где никто не мешал бы им побеседовать о его родительских проблемах с паучатами.

- Ну, как же мне тебя учить, паук Пафнутий, если у меня даже твоего паучонка Чака учить не получается? Ты же отец, специалист по своим паучатам, а я просто друг им и тебе. Мне самому так многому научиться надо...

- Да ладно, ты же такой учёный... – Пафнутий был в замешательстве. – Наверняка у тебя самого имеется какой-то мудрый учитель. Кто он? Познакомь. Может, он мне поможет? Как бы его повидать?..

- Это легко сделать, – согласился червячок, и подвёл друга к воде. – Вот один из моих учителей, – показал он Пафнутию на водное зеркало.

– Там только мы отражаемся. Даже малька Булька не видно. Может, это я учитель? – засмеялся Пафнутий.

– Конечно, а кто же ещё, – подтвердил Игнатий. – А если остальных учителей собрать, пруда не хватит всех отразить. Правда, ты и на нашем большом чаепитии можешь многих увидеть. А они – тебя.

– Скажешь тоже. Какие мы учителя?.. – засмущался Пафнутий.

– Мои, ученические, – пояснил Игнатий. – Раз учусь у вас, значит – мои... Вон и учитель Бульк плывёт...

 
Узнав о проблеме паука Пафнутия, малёк Бульк (который давно вырос, так что мальком его называли просто по традиции) вздохнул:

- Да, в нашем пруду тоже нелегко с новыми мальками. Что не скажешь им, они ерепенятся, протестуют: мол, не надо нас учить...

- А что если сделать наоборот... – задумчиво произнёс червячок Игнатий. – Чтобы не мы их пытались учить, а они у нас хотели учиться... - и стал рассказывать, как можно устроить всё совсем иначе.

В этот день, наверное, и началось возникновение ДВШ – Доброй Вольной Школы.

 
С тех пор прошло некоторое время до неожиданной встречи жука Дормидонта с юным поколением. Случилось это так.

Дормидонт бодрой походкой шёл по очень важному делу. Шёл к гному Ому – узнать, нет ли у него какого-нибудь важного дела, в котором ему понадобится помощь жука Дормидонта.

Вдруг он увидел двух весёлых малолетних бездельников: паучонка Чака и червячонка Славика. Жук Дормидонт, как и положено солидному взрослому жуку, остановился и строго спросил:

- Бездельничаете?

- У нас переменка, уважаемый жук Дормидонт, - ответил Чак.

При слове «уважаемый» Дормидонт немного смягчился, но остался строгим и заявил:

- Переменки бывают в школе, а здесь только травка и цветочки. Где же ваша школа?

- Повсюду! – дружно воскликнули паучонок и червячонок.

- Ерунда. Школа должна быть там, где классы, учителя и директор.

- Но мы же в ДВШ учимся, - удивлённо произнёс Славик.

А Чак пояснил:

- Это Добрая Вольная Школа. У нас нет директора. И нет классов.

- Ха-ха, не смешно, - жук Дормидонт оставался суровым. – Может, и учителей у вас нет?

- Учителя есть, - робко сказал Славик.

А Чак пояснил:

- Мы сами себе их выбираем. И упрашиваем, если не сразу соглашаются...

 
Дальше жук Дормидонт расспрашивал ребят безо всякой суровости. И чем больше они рассказывали, тем ошеломительнее для него была вся эта история с ДВШ.

Он узнал, что в ДВШ сначала кто-нибудь рассказывает тем, кто хочет там учиться, какие есть увлекательные предметы и у кого можно было бы поучиться тому или этому. Предметы, которые перечислили ребята, кто что запомнил, были интересными, но какими-то совсем не школьными. Например, Дружба с жизнью или Становление собой, Мыслеприимство и Увязывание, Вопрошание и Отвечание, Выстраивание и Улавливание... А ещё Знакомство с Тайной, Внутренние путешествия, Понимание другого, Основы жизни вместе, Осторожное бесстрашие...

От одного перечисления названий у жука Дормидонта закружилась голова. А где же Арифметика и География, Физика и Химия?.. Но ученики начального отделения ДВШ – Чак и Славик – успокоили его тем, что это тоже будет: потом, для тех, кто разобрался в начальных предметах. А лично им пока интереснее Внутренние путешествия и Дружба с жизнью. Поучить их первому предмету уговорили слизнячка Лямбу, а второму – червячка Игнатия. Правда, и тот, и другой долго упирались. Согласились только при условии, что они будут просто ведущими занятий, а учиться будут тоже – вместе с остальными учениками, то есть будут ученическими учителями. Они ведь и сами не всё ещё знают...

Оказывается, в ДВШ нет домашних заданий, а вместо них – незадания. Их не обязательно выполнять, но это интереснее, чем не выполнять. И нет никаких отметок. Только самооценки, которые сам себе выставляешь...

- ...Если захочешь, - пошутил жук Дормидонт.

- Верно! – одобрил его Чак. – Надо же, ты быстро понял, жук Дормидонт, как ДВШ устроена. Только у нас уже переменка заканчивается.

- И что у вас сейчас будет?

- Занятие по макраме. Его Чика ведёт. Она ведь умеет.

- Тоже ученический учитель...ница?.. – растерянно переспросил Дормидонт.

- Ну да. Пока! Нам на соседнюю полянку, - крикнул Чак.

- До свидания, уважаемый жук Дормидонт, - попрощался Славик.

 
- До свидания, - растерянно произнёс жук Дормидонт неизвестно для кого, потому что ребят уже не было видно.

«Забыл спросить, принимают ли в ДВШ взрослых, - подумал Дормидонт. – Или, может, они меня уговорят чему-нибудь их поучить?.. Всё-таки у меня есть свой букет призваний. Так что могу стать вполне ученическим учителем».
 
Tags: ЧИ и его размышления, дети, размышления, червячок Игнатий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments