Возможности учений
Областью культуры, особенно важной для человека, является философия. Так можно называть множество различных мировоззренческих учений, а также осмысление способов ориентирования между ними и внутри каждого из них.
Из-за того, что каждое из учений, как правило, претендует на собственную исключительность и универсальность, проблема ориентирования человека между ними оказывается, к сожалению, не столько предметом философии, сколько его собственным делом. Для человека в раннем возрасте это вопрос педагогики, то есть сторонней помощи ему в ориентировании при сохранении за ним свободы выбирать свой путь на каждом этапе жизни.
Каждое учение ценно теми способами мышления и восприятия мира, которые оно предлагает. Оно выявляет главные ориентиры для человека и способы ориентирования с их помощью. Для всякого учения существуют свои авторитеты, их можно назвать ориентаторами. В целом любое учение создаёт свою систему ориентирования, которая может подходить конкретному человеку полностью или частично.
Душевное здоровье человека подразумевает свободный выбор способов ориентирования – в отличие от внушённого или вменённого со стороны выбора. Другой признак такого здоровья – сосредоточенность на утверждении своего, а не на отрицании чужого.