
Опубликована в электронном виде книга, которая возникала постепенно: «Моя война, на которой я не был... и которую не могу забыть».
Всё началось с предложения послать материал, связанный с ВОВ, в сборник нашего Российского союза профессиональных литераторов. Я и написал большой очерк, ограничившись заданным объёмом. Это было в самом конце прошлого года. Но всё больше я ощущал, что не сказал многих важных вещей, и стала приходить мысль о книге. Между тем, настало 75-летие Победы, и я не удлинил, а сократил свой очерк, сделав из него не слишком большой пост. Но мысль о книге ещё усилилась, и я почти готов был ею заняться. Но наконец-то я получил в распоряжение письма моего отца в компьютерном виде – и, отложив всё занялся приведением их в самостоятельную книгу (Гавриил Кротов «Мы будем вместе», о ней я уже сообщал). И эти письма оказались окончательным импульсом к осуществлению той книги, которая теперь уже тоже опубликована.
Вот ссылка на её страницу:
https://ridero.ru/books/moya_voina_na_kotoroi_ya_ne_byl/
(напоминаю, что там можно четверть книги прочитать бесплатно, но приобретать её дешевле у меня, да и мне это интереснее, а первый, кто вызовется быть первочитом, получит её бесплатно – в обмен на отзыв – написав мне на krotovv@gmail.com).
В этой небольшой книге я рассказываю о судьбах своих родственников во время Великой Отечественной войны, чтобы показать, насколько глубоко она затронула меня самого. Книгу можно отнести к одному из свидетельств первого послевоенного поколения о том, что история этой войны остаётся значительной для всех нас, благодарных фронтовикам и всем, кто трудился ради победы над захватчиками.
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ:
Человеку принадлежит не только его прошлое, но и прошлое человечества. Это тоже важная часть его жизни. Прошлое человечества принадлежит тебе в той мере, в которой ты его осознаёшь и осваиваешь: стремишься разглядеть и понять главное.
Одним из таких достояний стала для меня беспокойная и болезненная память о нашей Великой Отечественной войне. «Вторая мировая» - лишь куда более размытое для меня представление о том, что военная беда по-разному разразилась во многих странах и поразила многие судьбы. Не все несчастья одинаково может вместить человеческая душа.
Свидетельство, которое я сейчас пишу, изначально прописано во мне самом – начиная с имени, которое дали мне, как и многим моим сверстникам, в честь долгожданной, выстраданной Победы. Это свидетельство вписано в меня судьбами моей родни, похожими на немыслимое множество других судеб. Не сразу я начал осознавать это как своё дело, и лишь сейчас, когда мне за семьдесят, накопилось понимание того, что должен многое рассказать о войне, на которой не был – и потому не очень-то, казалось бы, пригоден к роли свидетеля.
Слишком часто я вижу, что для многих моих молодых современников Отечественная война – это что-то печальное, но давно прошедшее, а теперь обросшее звонким и почти ничего не значащим пропагандистским пафосом. Кто-то поддерживает этот пафос, кто-то иронизирует над ним, кто-то старается подменить его другим пафосом, иной пропагандой, а для кого-то всё это просто неинтересно.
Мне тоже не по вкусу избыток пафоса и пропагандистские рельсы, по которым его направляют в ту или иную сторону. Я просто чувствую, что обязан рассказать о конкретных своих переживаниях, потому что они – часть нашей общей памяти. Потому что я врос в память об Отечественной войне своими родовыми корнями. А ещё – потому что переживших войну всё меньше, и всё важнее свидетельствовать нам, их детям.