Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

Занятие 6. Трёхстишие. Первый слой

Хочу снова сказать несколько слов об участии участников. Я очень благодарен тем из них, кто, пользуясь свободой «копать или не копать», всё-таки считает важным оставить на каждом занятии хоть маленький комментарий, а тем более полноценную реакцию. Это действительно важно.

Посудите сами. Книгу о литературном творчестве я уже написал, даже не одну. Проще всего мне было бы в каждом занятии выставлять кусочек написанного и отвечать на возможные вопросы тем, кто спросит. (Ещё проще вообще не вести студию.) Мне хочется побеседовать о литературном творчестве по-новому, я даже не знаю заранее как, но так, чтобы это приносило максимальную пользу тем, с кем я беседую. Но могу ли я узнать о том, что сказано удачно, что неудачно, что полезно (не вообще, а именно ТЕБЕ), а что говорится вхолостую без ТВОЕГО отклика?

Конечно, я за каждым подразумеваю возможность быть участником потаённым, лишь ЧИТАЮЩИМ материалы студии. Но это не значит быть участником. Наблюдателем, гостем, подглядывателем – и только. В списке у меня шестнадцать участников. Сколько из них откликнулись на то или иное занятие легко можете увидеть сами. Каждый не откликнувшийся на занятие участник вызывает у меня озабоченность: неужели для него, именно для этого участника тема оказалась несущественной? или изложение скучным? или мысли несущественными? У всех участников есть мой мейл, и если вы хотите высказать что-то критическое, но не хотите выставлять это в комментарий, - напишите мне (кое-кто так и делает, за что я тоже благодарен).

Интересны мне мнения и не участников, а гостей студии, но об этом я уже говорил.

Так что судьба студии не только в моих руках, но и в ваших.

Занятие 6

Трёхстишие как представительство поэзии

Стихи (не поэзия, а именно стихи) отличаются от прозы одной-единственной особенностью: разбиением текста на особые строки, длина которых определяется автором, а не шириной страницы. Собственно, одна такая строка и называется стихом. Это разбиение на строки является как бы особым, интонационно-ритмическим, музыкальным знаком пунктуации.

Мы поговорим сегодня об удивительном стихотворном жанре – трёхстишии, в котором особенно выразительно сфокусированы главные свойства поэтической речи. Это полезно и для те, кто пишет стихи, и для тех, кто пишет только прозу.

Эрудированному человеку при слове «трёхстишие» сразу приходит на ум жанр хайку (или хокку), который занимает особое место в японской поэзии и получил определённое распространение в поэзии многих других стран. О нём вы можете почитать в интернете (и тем самым расширить свою эрудицию ещё больше), но здесь речь пойдёт о трёхстишии вообще. Вернее, о русскоязычном трёхстишии, потому что именно русской речи посвящена наша студия.


Трёхстишие не исключает рифму, но и не связано с ней органически. Оно представляет собой короткую разновидность верлибра, свободного стиха. Не самую короткую разновидность (каковой следует считать одностишие – жанр, в котором прославился своим юмором Владимир Вишневский), но такую, где поэзия уже находит себе полное выражение. Поэтому, приглядевшись к трёхстишию, мы поймём многие главные законы поэзии, не заслоняя их проблемами метрики и рифмовки.

Прежде всего в трёхстишии на первый план выступает ОБРАЗ. За счёт образа трёхстишие становится поэтическим открытием. Не за счёт действия (оно, как правило, работает именно на образ), не за счёт мысли (она, как правило, окрашена красками образа). Если вам пришла в голову необычная метафора – у вас есть зерно для трёхстишия. В многих других поэтических жанрах эта ведущая роль образа затуманивается длиной стихотворения, магией рифм, убаюкивающей музыкой метрики...

Трёхстишие показывает значение поэтической музыки. Сочетание ритмов строк и ритма стихотворения в целом здесь тоже на виду и создаётся каждый раз заново – в отличие от метрических стихов.

Вместе с тем трёхстишие – достаточно простой жанр (в отличие от хайку, окружённого множеством традиционных правил). Замечательные трёхстишия пишут дети. Вот, например, трёхстишие шестилетнего Алёши Киященко из Белгорода:

* * *
Речка замёрзла.
Русалки
Катаются на коньках.

По-прежнему я стараюсь увильнуть от того, чтобы давать ПРИМЕРЫ, особенно классические. Надеюсь, что стишок Алёши не повредит. Овладевайте жанром сами!

На что полезно взглянуть в трёхстишии:

1. Принцип ДОМ. Не обязательно в первой строчке должно быть Д, во второй О, в третьей М. Каким-то из элементов можно и пренебречь (осознанно). Но вы должны видеть, на чём держится ваш ДОМ из трёх строк.

2. Ритмика каждой строки. Она должна быть такой, чтобы вам хотелось строчку пропеть.

3. Ритмика трёхстишия в целом. Желание пропеть его здесь тоже – знак удачи. Трёхстишие со строками одинакового метра возможно, но это его опрощает.

4. Отсутствие конечной рифмы. Она может присутствовать – как вызов трёхстрочному формату, нечётному числу строк. Но, вообще говоря, рифмой легко перезвончить трёхстишие, превратить его в погремушку. Внутренние рифмы здесь более естественны, но и их надо применять осторожно.

5. Заглавие. Это четвёртая строка трёхстишия (!), и она может взять на себя часть содержательной или образной нагрузки.

6. Надо ли напоминать о том, что любым из пунктов можно пренебречь, а когда сочиняешь, лучше вообще забыть все правила?


О трёхстишии можно посмотреть и в НСК. Сами трёхстишия лучше всего почитать у японских авторов. О различии между трёхстишием и хайку я уже предупредил, но именно среди хайку находятся шедевры жанра. С переводами на русский японских авторов нам повезло, много хорошего. Прежде всего читайте Басё, Иссу... и всё остальное.

Преодоление первого слоя

Первый слой - это те слова, выражения и даже целые фразы, которые первыми приходят нам на ум, когда мы начинаем что-то писать. Это то, что мы чаще всего слышим, что мы часто говорим сами, что мы чаще всего встречали в прочитанном.

Первый слой – обширен и обилен. Но если мы польстимся на его дары, мы обеспечим вторичность нашей письменной речи. Поэтому наша важнейшая работа – борьба с первым слоем, усилия отогнать его ради возможности обратиться ко второму слою, к более свежей лексике, к новизне выражений. Существуют и более далёкие, более труднодоступные слои. Если будете пробиваться к ним, достигнете многого. На каком-то из слоёв, наверное, начинается гениальность.

Не торопитесь преодолевать первый слой на каждом слове. Даже если вы вытащите одно слово из второго слоя, у вас уже оживёт вся фраза. Постепенно вы войдёте во вкус, и ваши вылазки в следующие слои участятся.

Чтобы почувствовать разницу, попробуйте обратное. Заставьте себя написать что-нибудь, пользуясь исключительно лексикой первого слоя. У вас получится шаблон на шаблоне, и вам ЗАХОЧЕТСЯ во второй слой!..

Способы преодоления первого слоя:

1. Синонимы. Обязательно заведите словарь синонимов.

2. Смена стилистики. Представьте себя одним из своих персонажей или просто совсем другим человеком. Пишите, обращаясь к его лексике.

3. Выделите два-три основных слова в написанной вами фразе (хотя бы одно) и замените их другими словами, синонимичными в широком смысле слова, то есть хоть чем-то сходными с исходными. Пусть человек не идёт, а шлёпает; поставьте вместо дивана кушетку; замените приветствие неопределённым жестом.

4. Стандартные эпитеты или наречия лучше убрать вообще, если не можете заменить другими.

5. В меру можно использовать неологизмы и архаизмы, сленг и жаргон.

6. Используйте фразеологизмы, слегка нарушая их привычный облик.

7. Применяйте метафоры и сравнения, не перебарщивая и не обращаясь за ними... тоже к первому слою.

Как всегда, буду рад узнать о ваших дополнениях к этому списку, заведомо не исчерпывающему.

ВОЗ

1. Придумайте афоризмы-определения для слов: КУПОЛ, ДОНОСЧИК, КАЛЕКА, НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, ДРЕВНОСТЬ. Постарайтесь преодолевать первый слой!

2. Выберите самое живописное из получившихся определений и напишите по нему (не сохраняя форму определения) трёхстишие. Проверьте ДОМ.

3. Выгляньте в окно, найдите то, чему вы можете удивиться. Напишите об этом трёхстишие.

4. Напишите трёхстишие, отражающее ваше восприятие интересного вам человека. Это не должно быть трёхстишие об этом человеке. Это не должна быть голая мысль. Постарайтесь, чтобы лексика была не из первого слоя.

5. Напишите несколько слов о вашем восприятии жанра трёхстишия. Придумайте необычное, но отражающее ваш взгляд определение слова ТРЁХСТИШИЕ.

Если захотите, покажите в комментарии получившиеся трёхстишия (не больше трёх). Афоризмы-определения – само собой.
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Тревожинки

    Доктора Сальве однажды вызвали в семью, где все страдали повышенным беспокойством. - Всё дело в тревожинках, – сказал доктор, осмотревшись и…

  • Кладоукладчик

    Дорого стоило Файнду добраться в Долину кладов, но он решился. Туда съезжались искатели со всего мира, и многие уезжали богатыми. Вокруг долины…

  • Град снизу

    Исследователь природы Никон оказался однажды в глухом уголке Афразии. В странном уголке. Зелени много, а дожди не идут. Ни речек, ни озёр не видно.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 148 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Тревожинки

    Доктора Сальве однажды вызвали в семью, где все страдали повышенным беспокойством. - Всё дело в тревожинках, – сказал доктор, осмотревшись и…

  • Кладоукладчик

    Дорого стоило Файнду добраться в Долину кладов, но он решился. Туда съезжались искатели со всего мира, и многие уезжали богатыми. Вокруг долины…

  • Град снизу

    Исследователь природы Никон оказался однажды в глухом уголке Афразии. В странном уголке. Зелени много, а дожди не идут. Ни речек, ни озёр не видно.…