Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

ИЗЮМИНКА, занятие 9. Темы и провокации

Большое спасибо тем, кто поспешил ответить на вопросы. Из ответов я понял несколько важных вещей, одна из которых состоит в том, что в занятии будет теперь только одна основная тема. Побочный эффект в том, что стало окончательно понятно, кто действительно занимается в студии. Хотя не исключаю, конечно, задержки некоторых откликов в связи с интернет-затруднениями или с общей занятостью человека в данный период времени.

Сегодняшнее занятие идёт чуть раньше, потому что, может быть, завтра начнётся перерыв побольше.

Занятие 9

Темы и провокации

Когда мне не было двадцати, мне очень хотелось писать. Но вот о чём? Достойных тем было крайне мало, а те, что были, требовали размаха, тех повествовательных масштабов, которые меня пугали. Когда я пытался ПРИДУМАТЬ тему, приходилось придумывать и всё остальное, и редко я продвигался дальше двух-трёх первых абзацев. Легче было со стихами, поскольку ими двигало само настроение, живое переживание, возникшее из окружающих обстоятельств. Но и далеко не все стихотворения проходили стадию первоначального сумбурного наброска.

Сейчас мне совершенно ясно, что тем у пишущего человека ровно бесконечное количество. Дело лишь в том, чтобы уметь их ЗАМЕЧАТЬ и ОСВАИВАТЬ. А для этого – разными способами побуждать себя к поиску тем, к их обработке и к её завершению. Я бы даже выбрал более острое слово: ПРОВОЦИРОВАТЬ себя.
В НСК есть глава «Кладоискательство тем». Там дан список возможных источников тем. Здесь я дам к ним дополнительные комментарии.

1. СИТУАЦИИ
Мы наблюдаем в жизни множество ситуаций, расположений людей, характеров и обстоятельств, которые длятся или повторяются настолько привычно, что мы перестаём их замечать. Побудить себя всмотреться в ту или иную из них помогает провокация, которую можно назвать термином, обозначающим соответствующий литературный приём: ОСТРАНЕНИЕ. Взгляните на привычное глазами марсианина, прилетевшего в свою первую командировку на Землю, глазами ребёнка или глазами кота (перечисление можно продолжать в меру вашей фантазии).

2. СОБЫТИЯ
Всё, что происходит нового вокруг нас, стоит примерить к себе как возможную тему. Провокацией к этому является само это событие, его тепершнесть. Полезно подумать: а ЧТО бы мне хотелось написать о случившемся и КАК бы. Если придумается – написать в собрание несочинений. Ещё полезней будет попытка написать по горячим следам сам текст, хотя бы начерно. Дело в том, что когда событие произошло только что или недавно, мы полны подробностей, фактуры, которые позволяют нам описать событие гораздо насыщеннее, чем позже, когда детали начнут одна за другой забываться. Событие может быть темой не только реалистической, но и домысленной, даже фантастической, если мы добавим к нему свои фантазии, прививая их на случившееся, как черенок к дереву.

3. ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Это тоже события, но не внешние, а внутренние. Минимум, который мы можем осуществить, - записать впечатление в свой дневник. Но пока живо СВЕЖЕЕ восприятие, оно особенным образом провоцирует нас к осмыслению и к домысливанию, к подыскиванию сравнений и развитию образа. У всех бывает по-разному, и часто нужно, чтобы впечатление отстоялось, усвоилось, но при этом важно не забыть про него как про тему, оставить запись о нём если не в дневнике, то в собрании несочинений.

4. ПЕРЕЖИВАНИЯ
Как внутренние события – они ещё глубже впечатлений. Как ситуации – тоже могут стать привычными и почти незаметными, но это не значит, что этих переживаний нет или они не имеют важного значения. Чтобы спровоцировать себя на выбор определённого своего переживания как темы, можно использовать метод, который мне кажется основополагающим для развития литературного творчества, - ТОРМОШЕНИЕ ЖАНРОМ. То есть подумать о том, какой жанр больше всего располагает вас написать именно об этом переживании. Писать ли в виде свободного эссе? Вложить ли переживание в персонажа (может, даже не одного)? Писать ли реалистически (рассказ) или поиграть фантазией (сказка)? Или это будут стихи? Возможно, даже поэма? Или...

5. МЫСЛИ
Это особый внутренний опыт. Можно, конечно, просто записать мысль, но это ещё не литературное творчество. Провокацией к нему может стать принцип ДОМ. «М», МЫСЛЬ, у нас есть, а какое можно подобрать ДЕЙСТВИЕ, какой можно найти ОБРАЗ. И если эти три главных элемента сойдутся, можно работать. По крайней мере – занести в собрание несочинений. Ещё лучше – попробовать написать. Ведь пока пришедшая к нам мысль нова, она действует возбуждающе, её хочется развивать, и литературное произведение даёт для этого необходимый простор.

6. ЛЮДИ
Каждый человек – разумеется, тема. Обычно даже бескрайняя тема. Наша провокация может заключаться в том, чтобы спроектировать эту огромную тему на себя, на своё восприятие, на своё мироощущение. То есть не просто вглядеться в человека, но вглядеться по-своему, в каком-то смысле перевести его на свой язык. Интереснейшее дело!

7. ПРЕДМЕТЫ
В театральном институте есть такое упражнение, связанные с обыгрыванием предметов. Одна и та же вещь, переходя из рук в руки, меняет свой смысл и предназначение в зависимости от того, что изображает с её помощью тот, чей настал черёд. Вот стул становится лошадкой, вот он превращается в гору, на которую альпинист совершает восхождение, вот это уже пианино, а вот кабина водителя... Но насколько больше возможностей у пишущего человека! Обычный камушек может стать метеоритом с инопланетными письменами, философским камнем алхимика, превращающим любое вещество в золото, сувениром с Джомолунгмы, заколдованным гномом или... Выберите себе предмет-провокатор, и пусть он подтолкнёт вас к чему-то совершенно новому, о чём вы ещё не писали.

На этом список в НСК не заканчивается. Тем более не заканчивается тот список тематических побуждений, который вы можете составить для себя. Список тем – и провокаций (в самом лучшем смысле слова).

Чтение
Советую прочитать рассказ замечательного писателя Сигизмунда Кржижановского «Книжная закладка», где аппетитно показано фантазийное мышление «ловца тем», готового из любого случайно попавшего на глаза объекта сделать увлекательную историю. Рассказ есть в интернете: !!!.
Сигизмунда Кржижановского вообще советую по возможности почитать – это необычный писатель, очень выразительный, но не очень известный, к сожалению. Что-то роднит его с Николаем Гоголем и с Михаилом Булгаковым.

ВОЗ
1. Устройте прогулку-охоту за темами (с блокнотом и ручкой!). Посмотрите, сколько интересных тем вы сможете изловить за десять минут. А за полчаса?..
2. Попробуйте провокативные приёмы для каждого пункта списка, рассмотренного в задании. Провокации могут быть совсем другими, чем предложены в комментариях.
3. Придумайте определения для слов: БЛИНЫ, КЕПКА, ОРЕХ, ПУСТЯК, РАКУШКА. Постарайтесь, чтобы они каждое из них могло стать темой произведения, большего, чем афоризм :)
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Тур в себя

    Запутался Иннер в собственных переживаниях. Обратился за помощью к знакомому волшебнику. - Я не психотерапевт, - хмыкнул тот. – Но могу тебя в…

  • Разноозарённые

    - У нас выше всего ценятся интуиция и озарение, - рассказывал странный человек, называвший себя инопланетянином. - Замечательно! – воскликнул…

  • Интеллектуальная цензура

    Занесло как-то Простака в одно островное государство, выбранное для международного эксперимента. Государством руководил Искусственный Интеллект…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Тур в себя

    Запутался Иннер в собственных переживаниях. Обратился за помощью к знакомому волшебнику. - Я не психотерапевт, - хмыкнул тот. – Но могу тебя в…

  • Разноозарённые

    - У нас выше всего ценятся интуиция и озарение, - рассказывал странный человек, называвший себя инопланетянином. - Замечательно! – воскликнул…

  • Интеллектуальная цензура

    Занесло как-то Простака в одно островное государство, выбранное для международного эксперимента. Государством руководил Искусственный Интеллект…