Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

ИЗЮМИНКА, занятие 11

Последнее занятие меня немного опечалило. Вот причины:

- Рассказ – это самый естественный жанр для человека. Каждый из вас наверняка рассказывает каждый день кому-то о чём-то, и не раз. Как же не попробовать себя в этом жанре?

- Если рассказ, да хоть крошечный рассказик, написан, как не показать его в литературной студии? Ведь только на обсуждении конкретных вещей можно формировать умение. Тем более, что я знаю, что некоторые из вас, рассказа которых я не увидел, пишут рассказы. Как не воспользоваться обстоятельствами.

- Активность участия (видно к лету) пошла немного на убыль. Утешает то, что и моя активность поневоле будет сейчас ниже. Следующее занятие будет, скорее всего, в начале июля. Может, уменьшение моей активности стимулирует вашу? :)

- Меня очень радуют те, кто работает в студии. Но мне бы хотелось потормошить именно тех, кто пассивен. Сколько времени будет работать ИЗЮМИНКА, никому не известно. То же самое я говорил на студии РОДНИК (очной), и её завершение оказалось неожиданным для всех нас. Так что есть смысл, пока она идёт, повышать её эффективность для себя (участвуя самому и подбадривая к этому меня).

Хочу напомнить, что тема, которая уже была, подразумевает, что вы включили её в свой арсенал (при желании, конечно), а значит можете обращаться к упомянутым жанрам снова и снова, показывая мне, что получается. Маленькие произведения можно в комментарии, побольше – ссылкой на свой ЖЖ.

Занятие 11
Рифма и двустишие
Мы начали поэтические занятия с трёхстишия, чтобы сосредоточить внимание на содержательной, образной стороне стихотворчества. Чтобы разорвать привычную ассоциацию стихов с рифмой. Но рифма – отличная штука, и надо уметь ею пользоваться.

О рифме написано в НСК, но и там написано довольно кратко. Но для желающих углубиться в это тему книг хватит. Мне бы хотелось выделить главные, на мой взгляд, свойства рифмы:

1. Богатство рифмы . Сюда входит и созвучие гласных, начиная с ударной, а желательно и до неё, и созвучие согласных (чем длиннее, тем интереснее). Именно созвучие, а не совпадение.

2. Новизна рифмы . Повторение часто встречавшихся рифм лишает поэзию духа первооткрывательства, приплетает к использованной рифме ненужные ассоциации, связанные с её предыдущими употреблениями. Поиск новых рифм (или хотя бы малоупотребительных) – необходимый навык для тех, кто пишет рифмованные стихи.

3. Смысловая перекличка . Рифмы не просто узвончают стихотворную речь. Их звуковая перекличка должна сопровождаться перекличкой содержательной, сливающей форму и смысл воедино.

Это не означает, что всё непременно обязательно. Опровергающих примеров полным-полно даже у классиков. Но это – база, с которой можно делать изобретательные набеги на фантастически богатую русскую речь.

Многое зависит и от схемы рифмовки. Если рифмованные слова находятся на концах более отдалённых друг от друга строк, это располагает к менее точным рифмам. То же самое происходит, когда рифмы совсем близко, внутри одной строки (как, например, в раёшнике). Но настоящий полигон для рифмы – двустишие. Именно в нём качество рифмы выступает наиболее отчётливо.

Двустишие можно сочинить быстро, иногда почти мгновенно. И посмотреть – как у нас дела с рифмой. Воспользовались ли мы облегчённым способом рифмовки одинаковых форм слов (особенно глаголов)? Ухватились ли мы за рифму, известную с пушкинских времён? Как взаимодействуют рифмованные слова по смыслу?

Рискну всё-таки дать несколько примеров:

Когда я счастлив видеть и внимать,
Избави Бог ещё и понимать.

С мыслью хорошо. Но глагольная рифма (и даже слова – однокоренные!) несколько девальвируют результат. Не факт, что каждый будет счастлив внимать такой рифме.

Пока вдрызг я пьян, пока я — не я,
Слушай, мир, мои покаяния!..

Здесь, напротив, рифма-находка, вызывающая расшифровка слова «покаяние». Происходит усиление, резонанс мысли.

Как завёл дневник,
Сразу в дни и вник.

То же самое. Поэтическое вникание в слово «дневник».

Эмблем в науке больше, чем проблем.
Гербы и символы берут наш разум в плен.

В первой строке идёт игра с внутренней рифмой. Если бы эта рифма (однотипные, однокоренные слова) была вынесена на концы строк, было бы скучно. Но для внутренней рифмы сойдёт. А рифма второй строки менее точна, но более своеобразна.

Лениво, еле-еле
Летела пуля к цели.

Парадокс, установленный рифмой, делает её необычной. Смысл двустишия сосредоточен уже в самой рифме.

Двустишие – благодарный жанр. Даже если вы недовольны рифмой, оно всё-таки может получиться удачным. Метким или задумчивым, смешным или острым. В двустишии можно дурачиться, можно внедрять разговорные формы слов, изобретать неологизмы и т.д.
Поиграйте в двустишия!

Чтение
Загляните в любопытную книгу, которую можно найти в интернете: Вячеслав Лейкин «Играем в поэзию» . Она далеко не только о двустишии, не только о рифме, но и об этом тоже. Мне будет интересно ваше мнение о ней и о том, что вы из неё извлекли для себя.

ВОЗ

1. Напишите несколько двустиший, отвечающих следующим качествам (по двустишию на качество):
- смешное
- дурацкое
- грустное
- философичное
- изобретательное
- детское
- назидательное
- чеканное
- вопросительное
- беззаботное

2. Придумайте определения для слов: АБРИКОС, АВИТАМИНОЗ, ДВУСТИШИЕ, ДИАГНОЗ, МАТЕРИАЛ.

3. Поскольку перерыв между занятиями будет больше обычного, предлагаю ещё два задания. Первое из них состоит в том, чтобы выбрать из тех жанров, которым были посвящены наши предыдущие занятия, один или два наиболее симпатичных и написать в рамках этих жанров что-то, полностью оторванное от вашей личной жизни.

4. Ещё одно задание – это ещё порция слов для определений: АГРЕССИЯ, БЛАГОСКЛОННОСТЬ, БЛЕСК, БОЛЬШОЙ, НОВОСЕЛЬЕ.
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →