Итак:
Занятие 1 (14)
Чтение
Читать необходимо каждому (или почти каждому – есть исключения). Пишущему человеку читать необходимо, потому что чтение может стать для него главной писательской школой. У близких нашей душе книг мы учимся, как надо писать. У чуждых – как не надо.
Выбор книг для чтения – большое и важное искусство, ценность которого повышается с течением времени, поскольку книг становится всё больше. Ведь из миллионов и миллиардов книг мы можем прочитать за жизнь максимум два-три десятка тысяч.
Можно выделить возможные линии выбора чтения:
1. Плановое чтение.
Это означает, что мы составили и ведём список книг, которые планируем прочитать – для самообразования, для расширения эрудиции и т.д. Из этого списка мы и выбираем очередную книгу.
2. Чтение по рекомендации.
Нам нередко советуют прочитать некоторые книги или некоторых авторов (а иногда даже прямо саму книгу дают). Это позволяет не ограничиваться собственными предпочтениями.
3. Случайное чтение.
Обе первые линии неминуемо будут ориентированы на ваши представления или на вкусы окружающих людей. Нужно дать возможность участвовать в формировании вашего чтения и случаю, выходящему за все рамки предвзятых подходов.
Наверное, лучше всего, чтобы в нашем выборе участвовали все три линии.
Мне часто случалось начинать книгу и, поскольку я нередко читаю несколько книг сразу, забывать про то, что я её вообще начал читать. Поэтому теперь, я, начиная книгу, записываю её названия и помечаю его значком, означающим «начал» (а заодно ставлю дату начала чтения). Когда я книгу дочитал или расхотел дочитывать, помечаю эту строчку значком «закончил». Так книги не теряются из виду.
Прочитав книгу, очень важно что-нибудь написать о ней (для себя). Даже одна-две фразы позволяют потом вспомнить об этой книге своё главное впечатление.
Эти записи я называю «Лектотека». Она позволяет мне очень эффективно ориентироваться в багаже прочитанного за много лет.
Можно выписывать понравившиеся цитаты. Они позволяют в любой момент услышать интонацию любимого автора. Кстати, некоторые из цитат могут потом пригодиться в качестве эпиграфов.
Отзыв
Отзыв (это совсем не то что «рецензия») – это наше читательское отношение к прочитанному. Для пишущего человека полученный отзыв очень важен. Он ориентирует его, укрепляет в удачах, помогает заново взглянуть на то, что казалось само собой разумеющимся (для тебя, но не для другого!). Но для того, чтобы получать отзывы, необходимо научиться их давать – и практиковать это. Отзыв, который даёшь ты, ничуть не менее важен, чем тот, который ты получаешь. На отзыве учишься выделять главное, учишься глубинному восприятию текста.
Отзыв имеет смысл только тогда, когда ты относишься к прочитанному тексту доброжелательно, когда ты хочешь подчеркнуть его удачные стороны и выразить своё мнение о том, как можно этот текст улучшить. Отзыв – это часть культуры чтения.
Я уже гораздо меньше нуждаюсь в отзывах, чем раньше. Это я говорю к тому, чтобы вы не восприняли сказанное ниже как какую-то претензию. Но не могу не заметить, что очень мало кто из участников студии, получивших от меня «Написать свою книгу», отозвался на неё. Мало отзывов от участников студии о на произведения других участников. Если они даны в другом ЖЖ, на студии можно дать ссылку туда. Отзыв – важная часть писательской работы.
ВОЗ
1. Напишите перечень авторов, для вас наиболее интересны. Можно разбить на группы по значительности. Можно дать названия произведений или краткие комментарии.
2. Напишите небольшой (два-три абзаца) отзыв о книге, прочитанной в недавнее время.
3. Слова для афоризмов-определений: ОТЗЫВ, ОЧЕНЬ, ШКОЛЬНИК, ЭКРАНИЗАЦИЯ, ЭЛЕМЕНТ.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →