Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Category:

ИЗЮМИНКА-2010, занятие 1 (19): Сочиняем сказку

О работе студии

Студия «Изюминка-2009» закончилась, поскольку закончился 2009-й год. Начинает работу студия «Изюминка-2010». Подчёркиваю это, чтобы поговорить о некоторых изменениях, отличающих прошлогоднюю студию от того, какой она будет в этом году.


Информация о работе студии

Условия участия. Каждый прежний участник студии будет считаться участником «Изюминки-2010», как только объявится на каком-то из занятий в этом году. Занятия прошлого года я поддерживать перестаю. Исключение составляют те прежние участники, которые сейчас идут по этим занятиям: их энтузиазм достоин сотрудничества, и с ними я доработаю. Правда, плюсиков там, как не было, так и не будет. :)

Того, кто не участвовал в «Изюминке-2009», прошу прислать мне по мейлу krotovv()gmail.com свою фамилию, имя, отчество, день рождения и несколько слов о себе (где живёт, чем занимается, чем интересуется помимо этого). Это не формальность, просто мне надо знать, с кем я занимаюсь.

Плюсики и премии. Сразу предупреждаю: это не оценки и не баллы. Можно заниматься, не обращая на это дело никакого внимания. Но хочу попробовать стимулировать каждого к более активному участию. Для меня самого это означает лишь дополнительную нагрузку, так что поживём – увидим, устоится ли этот подход.

Итак, просто за участие в занятии (хотя бы один комментарий, связанный с текущей темой) участник студии получает один плюсик . Если мне захочется отметить участие в занятии как активное , добавлю ещё один или даже два .

За ответ на каждый вопрос , входящий в занятие, - плюсик .

За выполнение ВОЗ (возможного задания), связанного с написанием текста (не афоризма), - от одного плюсика до пяти . При этом текст до 200 слов можно поместить в комментарий. Если больше – помещайте его у себя в ЖЖ и давайте ссылку на эту страничку. Дата записи не должна быть РАНЬШЕ даты занятия. Предлагать текст, написанный ДО занятия, нет смысла, поскольку важно, что и как написано именно ПОСЛЕ него. Редактированием текстов ВОЗ (кроме афоризмов) я заниматься не буду: скажу общие замечания.

Особой категорией ВОЗ у нас будут, как и прежде, афоризмы-определения, помогающие работать с фразой и с мыслью. За каждое принятое определение (сигналом служит слово «хорошо»), - один плюсик . Кстати, бόльшую часть принятых определений я включаю в свою коллекцию, на основе которой рано или поздно будут подготовлены к изданию словари определений. При этом автора я указываю с его настоящей фамилией. Если кто-то хочет фигурировать под псевдонимом (ники в офф-лайне не приняты), сообщите по мейлу.

Все плюсики для каждого участника суммируются. Если набрана сумма не меньше 30 плюсиков, участник получает своеобразную премию : право прислать мне по мейлу одно своё произведение (объёмом до 10.000 знаков с пробелами) на редакцию. Обычно я такой работы сейчас избегаю, но в качестве премии – сделаю. Редактуру обещаю придирчивую, но незыблемое право автора: соглашаться с любой из поправок или нет.

Комментарии и переписка. Оставляя комментарии к занятию, помните про его тему. Если у вас возникнут офф-топики (вопросы или размышления, выходящие за тему занятия), всегда можно написать мне мейл. С некоторыми участниками у нас временами возникает интересная переписка. Но то, что относится к теме занятия (в частности, ВОЗ), лучше писать в комментариях, а не в письмах, поскольку это может быть интересно не только вам, но и другим участникам.

НСК. Книга «Написать свою книгу. Как стать писателем хотя бы для самого себя» есть у каждого участника студии. Она служит дополнением к занятиям студии. Тот, кто прочитает её полностью и напишет отклик (или напомнит мне, что он уже это сделал), получит дополнительно до 10 плюсиков .

Референтные темы. Некоторые темы, которые были представлены на занятиях «Изюминки-2009», важны для тех, кто присоединится к работе студии в этом году. Поэтому я буду ссылаться на такую тему разными способами. Во-первых, как на тему, затронутую в НСК. Во-вторых, как на тему, затронутую в прежнем занятии (в этом случае не надо оставлять к ней комментарии; если будут вопросы, написать мейл). В-третьих, я постараюсь постепенно собрать тексты на каждую такую тему и сделать их легко доступными (предположительно на моём сайте). Но это со временем. :)

Занятие, посвящённое сказке, у нас уже было ( занятие 12), но это одна из моих любимых тем, поэтому хочется начать «Изюминку-2010» с неё. Кроме того, меня пригласили дать мастер-класс на Сказочном фестивале, который проводит Сообщество сказкотерапевтов, так что пусть наше занятие заложит основу для этого внесетевого мероприятия. Есть главка, посвящённая сказке, и в НСК .


Занятие 1 (19). Сочиняем сказку: зачем и как

Итак, зачем сочинять сказки? В чём особенности этого жанра?

Как и для литературы в целом, можно говорить о трёх побудительных мотивах к сказочному творчеству:

1. Самопознание . Сказка – это удивительная лаборатория для изучения душевных свойств с помощью такого тонкого инструмента как фантазия. Вы пускаетесь в приключения с персонажами сказки, и выносите из неё такой жизненный опыт, который не добудешь в реальной жизни.

2. Участие в другом . Сказка даёт возможность помочь другому человеку через символические образы, через персонификацию переживаний, через осмысление проблемы с помощью наглядной ситуации.

3. Свидетельство . Мир, в котором мы живём, полон чудес. Умению их замечать, умению уловить их внутренний смысл, умению стать свидетелем того или иного чуда служит сказка.


Не всё так благостно. Если мы угадываем силовые линии мира, сказка будет работать в этих трёх направлениях. Если идём на поводу у эгоистичного своеволия, жанр может приобрести и отрицательную силу. Вместо самопознания он начнёт культивировать самодовольство. Участие в другом грозит обернуться поучительством и навязыванием собственных вкусов. Вместо свидетельства о чудесах мира, способствующего их утверждению, сказка вполне может обрести разрушительный потенциал.


Сказочных жанров очень много. К ним можно отнести притчи и басни, мифологию, научную фантастику и фэнтези, утопию и антиутопию, абсурдистскую литературу... Например, что такое известный рассказ Кафки «Превращение», как не жутковатая сказка?..


Как для того, чтобы начала зарождаться жемчужина, нужна песчинка, которую будет обволакивать перламутр, так для сказки нужна, прежде всего, ИСХОДНАЯ ТОЧКА. Ею может стать что угодно, если мы постараемся из обычного сделать необычное.

Например, событие , реальное или придуманное, значительное или пустяковое. Событие, в связи с которым вам хотелось бы высказаться. Лучше всего выСКАЗаться именно с помощью СКАЗки! Потому что в ней мы можем показать то развитие события, которое и будет нашим высказыванием.

Ещё один замечательный исходный пункт сказки – предмет . Поглядите вокруг. Или даже закройте глаза и ткните пальцем наугад. Даже выбранный таким образом предмет вполне годится для сказки. Она позволит его увеличить до диковинного размера или уменьшить до микроскопического, превратить неприметную вещь в устройство специального назначения, одушевить неодушевлённое, дать возможность летать нелетающему, переместить что угодно в пространстве и во времени. В сказке может, конечно, фигурировать волшебная палочка, но настоящей волшебной палочкой становится ваша фантазия, позволяющая оттолкнуться от чего угодно.

Можно сочинить сказку, взяв за основу пословицу или афоризм , ведь меткое изречение даёт своеобразный импульс для мысли, образа или сюжета. Можно сочинить сказку о знакомом человеке , замаскировав его так, что только вы будете об этом знать, а вот те свойства, которые вас заинтересовали, будут работать в сказке для всех.

Сказка может начаться и с придуманного персонажа . Если он у вас возник, не пренебрегайте им, не откладывайте его будущее в долгий ящик. Опишите его хоть немного, хоть одним-двумя словами. придумайте ему хоть самое маленькое приключение. И если у вас есть Герой, Описание, Приключение – ГОП – вот вы уже в сказке! Не как читатель, а как её сочинитель, создатель. А если вы не будете увиливать от ответственности за созданное, то и как писатель. Ответственность в том, чтобы честно пройти путь от экспромта к тексту.


Любая исходная точка, которая приобрела конкретность (выбран ЭТОТ предмет, придуман ЭТОТ персонаж) может стать отправным пунктом для импровизации, для экспромта устного или письменного. Для этого полезно создать ПОБУЖДАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Подчёркиваю: создать , а не прятаться в ожидание вдохновения . Вдохновение – это вдох перед тем, как начать рассказывать.

Замечательными побеждающими обстоятельствами могут стать ребёнок, которому вы рассказываете сказку, любимый человек или компания друзей. Вы можете рассказать небольшую сказку в письме, бумажном или электронном, в своём блоге. Дайте потормошить себя объявленному конкурсу, стенной газете, той или иной провокации со стороны. Скажите себе, что вы просто импровизируете, это ни к чему не обязывает. А там видно будет...

Если это устная импровизация, запишите её не откладывая, не обдумывая, запишите как есть, пока помнится. На это не требуется много времени. Таким образом, вы располагаете наброском , ЗАписанным или сразу НАписанным. С ним уже можно работать.


Полезно составить по наброску маленький план сказки – чтобы была видна её структура, её композиция. И теперь начать превращение импровизации в текст.

Сначала полезно проверить самые простые вещи. Их легко запомнить с помощью мнемоник. Как прошёл прыжок в сказку – ГОП (Герой, Описание, Приключение)? Действует ли простейшая структура для приключения – ИТД (Испытание, Трудности, Достижение)?

Кстати, записав сказку в самом кратком виде, можно в дальнейшем её вырастить – хоть до повести. Например, применяя мнемонику ИТД снова и снова, то есть организовывая приключение за приключением. Ещё один путь выращивания – это подробности . Ведь всегда можно краткое изложение событий развернуть более детально. Важно лишь следить за тем, чтобы это были интересные подробности, оживляющие сказку, а не загромождающие её.

Проверяем и общие свойства текста. Принцип ДОМ: уделено ли внимание Действию, Образу, Мысли (см. занятие 5 и НСК). Закон трёх У: хорошо, когда текст Увлекателен, Убедителен и Удивителен, то есть является неожиданным и привлекательным (см. занятие 7 и НСК). Есть ли у сказки заглавие , зацепка , побуждающая читать дальше, и концовка , добавляющая что-то к завершению истории (см. НСК)?.. Можно посмотреть и более пристально на опорные свойства прозы (см. занятие 3 (16) и НСК).

Все принципы, законы и свойства текста заслуживают вашего внимания. И вместе с тем что угодно из них можно нарушить. Дело лишь в том, чтобы это произошло не от невнимания и небрежения, а от сознательной авторской позиции: я знаю, что я это нарушаю, и знаю для чего. И этот принцип тоже очень важен. Иначе сказки можно было бы писать по формулам. Не происходило бы обновления жанра, не случались бы авторские прорывы в иную стилистику, в иные измерения.

Вопросы для ответов

1. Что вы думаете о трёх приведённых побуждениях к сказке? С чем согласны или несогласны? Чего здесь не хватает?

2. Какая из исходных точек создания сказки кажется вам наиболее близка? Что ещё может стать исходной точкой?

3. Какие обстоятельства могут стать побуждающими для вас? Какими вы реально пользовались, успешно ли?

4. Какие из приведённых законов и принципов работы с текстом представляются вам наиболее важными?

5. Что не сказано здесь о сказке из того, что вы хотели бы узнать или обсудить?

Советую прочитать

Джанни Родари «Грамматика фантазии». Можно найти в Интернете.

ВОЗ

1. Посмотрите в окно или оглянитесь вокруг на улице. Выберите один из предметов, которые вы заметили. Сочините о нём сказку (экспромтом). Если импровизировали устно, запишите. Поработайте с наброском (исходный обязательно сохраните).

2. Сочините сказку, в основу которой ляжет наиболее яркое (или забавное, или поучительное) происшествие, пусть даже небольшое, за последний месяц.

3. Слова для афоризмов-определений: АТЛЕТ, ВЫСОКОПАРНОСТЬ, НОВОЛУНИЕ, ПРАВОЗАЩИТНИК, СЕЛО
Tags: Литературная студия ИЗЮМИНКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 183 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →