Виктор Кротов (krotovv) wrote,
Виктор Кротов
krotovv

Categories:

Метафора парных миров

Некоторое время назад я вывешивал эссе про парные миры: здесь. Если кому-то интересен очередной шаг в содержательном развитии этой идеи, можно прочитать несколько более основательный текст:

Метафора парных миров

Мне придётся говорить о вещах очевидных и странных одновременно. Причём мне не слишком хочется кого-то убеждать в этих своих идеях. С удовольствием уклонился бы от этого трудоёмкого занятия. Но вместе с тем – эта тема чрезвычайно важна. Так что говорить придётся, убеждать тоже.

Единственное что я придумал, чтобы снять лишнее напряжение, - назвать круг этих идей метафорой. Не теорией, даже не гипотезой, не философской системой, не психологической моделью, не мировоззренческой парадигмой... Пусть будет метафора. Метафора парных миров. Для краткости – МПМ.

Первый виток метафоры: внутренний мир

Каждый человек обладает внутренним миром, своеобразным и неповторимым . Мне это кажется очевидным, хотя человечеству пришлось пройти немалый путь развития, прежде чем такая очевидность стала более или менее широко утверждаться в умах. Подозреваю, что не для всех это очевидно и сейчас. Но тут уж, как говорится, ничем не могу помочь.

Дальше идёт ещё одна очевидность, хлопот с которой куда больше.

Второй виток метафоры: внешний мир

Каждый человек воспринимает внешний мир своеобразно и неповторимо . Отчитаюсь, почему для меня это очевидно.

Во-первых, восприятие человеком внешнего мира неминуемо идёт через оптику его внутреннего мира (своеобразного и неповторимого).

Во-вторых, основные элементы индивидуального опыта внешнего мира связаны с конкретными обстоятельствами индивидуальной жизни человека. Язык, на котором он говорит, социум, к которому он принадлежит, культура, которой он пропитан, места, где он побывал, знания, им приобретённые. Пусть даже всё во множественном числе: языки, социумы, культуры... – тем своеобразнее его опыт.

В-третьих, подавляющее количество информации о внешнем мире достаётся человеку не в виде личного опыта, а как свидетельства других людей, и к каждому из этих свидетельств он волен относиться по-своему.

Третий виток метафоры: индивидуальная пара миров

Теперь нам придётся сделать определённое усилие, чтобы разделить представление о внешнем мире, объективном для всех и каждого, реальном и независимом от нашего собственного восприятия, – и представление о нашем собственном внешнем мире, своеобразном и неповторимом.

Любопытно, что разделять вроде бы и нечего. Индивидуальное представление об объективном внешнем мире – это и есть наш индивидуальный внешний мир. Никакой другой для человека просто невозможен. Но мы так привыкли считать свой внешний мир объективным, то есть отождествлять эти два понятия, что поработать на разделение, на разотождествление, всё-таки придётся.

Напомню, что мы говорим об индивидуальном внешнем мире, а не о проекции внешнего мира на внутренний. Это совершенно реальный мир, и он полностью соответствует нашему внутреннему миру. С помощью чего мы можем судить о его объективности? С помощью разума и с помощью неисчислимого количества свидетельств о внешнем мире, полученных от других людей. Но и разум, и свидетельства говорят нам лишь о том, что в нашем индивидуальном внешнем мире и в индивидуальном внешнем мире любого другого человека очень много общего. Поэтому намного точнее различать индивидуальный внешний мир и мир общностей. Проще говоря – общий мир, о котором особый разговор.

Сейчас, на третьем витке метафоры, нам важно, что для каждого человека существует своя пара миров: его внутренний мир и его внешний мир . Всё это довольно естественно, ведь внешний мир должен быть внешним относительно чего-то. Он и является внешним относительно внутреннего мира. Является ли он одинаковым для всех? Разумеется, нет. Не может внешний мир быть одним и тем же, как не может быть одним и тем же мир внутренний. А вот друг другу внутренний и внешний мир могут соответствовать, если речь идёт об одном человеке.

Четвёртый виток метафоры: общие миры

Внешний мир, состоящий из общностей для многих людей (или хотя бы для двоих), можно назвать общим миром (не приписывая заранее слову «общий» объективность, независимость от индивида).

Внешние миры разных людей, к счастью, не полностью различны. Обычно они даже не большей частью различны, благодаря тому, что обладают великим множеством общностей. Можно сказать, что индивидуальный внешний мир на 99% (или больше) состоит из общностей с другими индивидуальными внешними мирами (эти 99% и есть общий мир). Но оставшийся процент (или доли процента) часто является ключевым и служит возбудителем споров, вражды, разделённости. Метафора парных миров даёт нам возможность обозначить эту разделённость как вполне нормальное различие между индивидуальными внешними мирами. Тем самым исчезают причины превращать это различие в предмет споров.

Общий мир – это наш мир, в отличие от индивидуального внешнего мира, о котором каждый может сказать мой мир. Но он зависит от множества общностей, а оно не всегда одно и тоже. Так что точнее говорить общие миры, имея в виду именно ту группу людей, для которых реальны все общности данного общего мира. По крайней мере, для каждых двух людей существует общий мир, вбирающий все их общности .

Но никакой общий мир не может быть тотально всеобщим миром.

Пятый виток метафоры: поиск общностей

Признав такое непривычные разделение прежнего «объективного мира» на парные миры и на общие миры, мы обнаруживаем, что нам больше нечего делить.

У человека существует естественная тяга к признанию объективной реальности, а не просто мира общностей. Такой способ мышления заметно проще. Однако при этом каждый хочет, чтобы именно реалии его внешнего мира стали общностями для всех. Если понять, что существуют лишь парные миры и те общие миры, которые возникают в результате их пересечения, нет смысла настаивать на преимуществе собственных реалий над реалиями других людей. Можно лишь заниматься соединительной работой – поиском общностей, созиданием и упрочением общих миров.

Выявление общностей – суть той единственной содержательной деятельности, к необходимости которой нас приводит метафора парных миров .

Tags: размышления
Subscribe

  • Шенкеля-приятели

    Жили-были два дружка-шенкеля, Лёва и Паша. Почему их шенкелями звали – никто не знал, даже они сами. Друг в друге души не чаяли. Только как до…

  • Чашка чая

    Чашка чая (друзья звали её Чача) никогда не оставалась одна. Как опустеет, в неё снова чай наливают. Как чай кончится, снова заваривают. А где чай,…

  • Ух, пух!

    Летела тополиная пушинка. Залюбовались все – какая она лёгкая, растопыристая, звёздчатая!.. Позавидовали другие пушинки и тоже вслед полетели.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Шенкеля-приятели

    Жили-были два дружка-шенкеля, Лёва и Паша. Почему их шенкелями звали – никто не знал, даже они сами. Друг в друге души не чаяли. Только как до…

  • Чашка чая

    Чашка чая (друзья звали её Чача) никогда не оставалась одна. Как опустеет, в неё снова чай наливают. Как чай кончится, снова заваривают. А где чай,…

  • Ух, пух!

    Летела тополиная пушинка. Залюбовались все – какая она лёгкая, растопыристая, звёздчатая!.. Позавидовали другие пушинки и тоже вслед полетели.…